Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа
Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.
Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.
3.4. Смешанная экономика
Если говорить о командно-административной или рыночной экономической системе, то в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем. Практически невозможно рассмотреть великое множество вариантов смешанного типа экономики, Границы распространения смешанной системы регулирования определяются двумя крайними вариантами: стихийно саморегулирующимся рынком; строго централизованным планово-государственным управлением (приложение 10: таблицы 13,14).
Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Смешанной экономической системой мы можем назвать такую систему, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулировании денежно-кредитной системы. [17;216]
В ХХ веке было немало активных попыток внедрения отдельных идей командно-административной системы в рыночную экономику и наоборот. Многое из этих попыток устоялось и вошло в институциональную практику государств со смешанной экономикой, но многое оказалось нежизнеспособным.
После второй мировой войны в западных странах было внедрено государственное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами. Сложился новый вариант рыночной экономики – социально ориентированный.
Так, например, в 1945-1951 годах в Англии, когда у власти в этой стране находилась лейбористская партия, были национализированы Центральный банк, угольная, газовая промышленность, черная металлургия, производство электроэнергии, транспорт, коммуникационные отрасли.
Важно знать, что к 1945 г. угольная промышленность была физически изношена, добыча, занятость и экспорт снижались. Черная металлургия нуждалась в огромных инвестициях, таможенной защите и ценовом контроле. Железнодорожный, автомобильный и речной транспорт требовал срочного восстановления и развития. Частный сектор, конечно, не мог осуществить крупные инвестиции в относительно короткие сроки. Это было ясно большинству населения, проголосовавшего в 1945 г. за лейбористов.
В первый период приток государственных инвестиций в национализированные отрасли сглаживал начавшийся разлад в организации работы. Однако противоречащие друг другу указания от различных уровней иерархического управления быстро привели к деградации этих отраслей. [25;140]
В Нидерландах функционирует Центральное плановое бюро, создающее модели голландской экономики. Итоговые ежегодные документы Центрального планового бюро являются одновременно планами и прогнозами, они играют важнейшую роль в политике правительства, и их репутация во всем мире очень высока.
Во Франции в послевоенное время возникла более развитая (по сравнению с Нидерландами) система планирования – «система индикативного планирования». В 1946 г. был создан Генеральный плановый комиссариат. Его первой задачей было спланировать реконструкцию французской экономики. Первый План был подготовлен под руководством Жана Монэ, который затем стал «крестным отцом» Европейского экономического сообщества. Этот План удачно выбрал пути реконструкции и способы эффективного использования средств, полученных Францией по Плану Маршалла. За первым последовали и другие планы (приложение 10: таблица 15). Планы Генерального планового комиссариата являются рекомендательными, но они авторитетно ориентируют бизнес, гарантируя высокий уровень макроэкономической стабильности. [21;84]
Япония имеет более чем 30-летний опыт общегосударственного планирования в условиях рыночного хозяйства. Здесь регулярно составляются средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития, которые являются рекомендательными и безадресными. На практике большинство компаний в значительной степени строят свою производственно-коммерческую деятельность, исходя из прогнозов и рекомендаций общего плана. С 1956 г. в Японии было составлено 10 планов, большинство из них успешно выполнены. [35;26]
Однако в 1973-1974 годах разразился сильный мировой экономический кризис, стало очевидным, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвращать кризисные спады производства.
Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприятий – продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планирование хозяйства, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры дали осязаемые результаты: в странах несколько уменьшился дефицит государственного бюджета, сократилось количество денег в обращении, а темпы инфляции снизились в 3-4 раза, возросла скорость хозяйственного развития.
Но и эта модель не спасла экономику Запада от спадов производства и инфляции. В 1979-1981 годах разразился новый мировой экономический кризис. При этом, как и в 1973 году, уровень мирового промышленного производства оказался на нулевой отметке. [17;218]
Сама жизнь вновь властно поставила вопрос: какой же хозяйственный механизм лучше – государственный или рыночный? Как выявить пределы вмешательства государства в экономику, превышая которые общество рискует деградацией?
На протяжении всего ХХ века ученые и политики всего мира внимательно изучали опыт планирования в социалистических странах: те успехи, которые оно, как казалось поначалу, обеспечивало и те провалы, к которым оно привело в конечном итоге. Эти исследования показали, что попытка добиться строгого выполнения единого директивного плана для целой страны, как правило, ведет к негативным последствиям.
Практика показывает, что командно-административная система быстро разваливается везде, где прекращается её навязывание силой. Сегодня её силой удерживают на Кубе и в Северной Корее. В Китае она также удерживается силой, но этой же силой строят другую, пока параллельную систему рыночных институциональных механизмов. [25;143]
Нынешняя программа создания в КНР «социалистической рыночной экономики» сохраняет «лицо социализма» не только в том смысле, что предполагает доминирование государственной собственности, но и потому, что содержит установку на принцип «социальной справедливости», развитие сфер, обеспечивающих жизненные потребности населения и его социальную защиту и использование различных регулирующих рычагов для предотвращения социальной поляризации и постепенного достижения «всеобщей зажиточности».[27;76]
Китайский путь – действительно, путь через осторожно преодолеваемый переходный период от одного состояния экономики к другому, что предполагает постепенное создание институциональных механизмов рыночной экономики рядом с пока ещё мощными функциями государства.
В ходе длительного исторического развития, через постепенное движение или через катаклизмы мятежей, путчей и революций человечество отбирало те механизмы, которые наиболее эффективно удовлетворяли потребности людей.
При всей многовариантности смешанного типа хозяйственного механизма вполне очевидно: повышение эффективности макроэкономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов (приложение 10: таблица 16). Профессора П. Самуэльсон и В.Нордхаус пришли, к важному обобщению: «Обе стороны – рынок и государство – важны для бесперебойного функционирования экономики. Существование современной экономики без одной из этих сторон – то же самое, что попытки хлопать в ладоши одной рукой».
Заключение.
В процессе написания работы я сделала вывод, что государственное регулирование экономики можно определить как процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор методов – правовых, административных, экономических.
В процессе регулирования
экономики государство выполняет
ряд функций, к основным из которых
можно отнести –
Государственное регулирование экономики может осуществляться при помощи планирования и прогнозирования, фискальной и кредитно-денежной политики в тех случаях, когда уровень экономического развития достаточно высок. В период спада экономики, в условиях военного времени, когда рыночные механизмы не позволяют быстро сосредоточить все ресурсы страны, целесообразным может стать применение административного вмешательства государства в экономические процессы.
Сегодня государственное регулирование в силу ряда причин наиболее развито во Франции, Испании, Австрии, Японии, слабее в США, Канаде, Австралии, но, тем не менее, в большинстве стран мира государство играет заметную роль, особенно в периоды спада экономики.
В зависимости от текущей
экономической ситуации государством
определяются сферы, отрасли, условия
социально-экономической жизни
На мой взгляд, в связи с переходом Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике, к объектам государственного регулирования относятся: социальная политика и занятость населения, условия конкуренции и антимонопольная политика, ценообразование, внешнеэкономическая политика, НИОКР и экологическая ситуация в стране.
Исследованный в работе материал позволяет утверждать о том, что возможности и границы эффективности государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности государственного регулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров.
Государственное регулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью.
Классические представления о рыночной экономике сегодня подвергаются широкой ревизии. Давно стало ясно, что чистая рыночная система не может обеспечить столь нужные людям общественные блага – оборону, законы, социальные гарантии. Это всё блага недопроизведённые рыночной системой. Государство должно сегодня жёстко вмешиваться или брать на себя производство в таких областях, как электро-, газо- и водоснабжение, строительство коммуникаций. Ценообразование в таких отраслях регулируется властями, чтобы не допустить ущерба для потребителей, которыми являются абсолютно все граждане.
В то же время эффективность государственного регулирования далеко не безгранична.
Из проделанной работы я сделала вывод, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы очень трудно, неслучайно на этот счет существует множество мнений. Со всей уверенностью можно сделать вывод лишь о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать можно лишь степень государственного вмешательства и его методы. Я думаю, наиболее правильным принципом здесь будет следующий: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Амалфея, 2004.
2. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» от 31.12.2005 № 81-З.
3. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 №1982-XII.
4. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19.01.1993 № 2105-ХII.
5. Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16.12.2002 №162-З.
6. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 № 2034-ХII.
7. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22.05.2000 №395-З.
8. Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных стандартах» от 11.11.1999 № 322-З.
9. Концепция ценообразования в Республике Беларусь утверждённая Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20.07.2005 №799.
10. Концепция проекта экологического кодекса Республики Беларусь, утверждённая Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16.12.2005 № 1460.
11. Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы, утверждённая Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.07.2003 № 1016.
12. Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000-2005 годы, одобренная Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15.03.2000 N 344.
13. Доклад Президента
А. Г. Лукашенко на третьем
Всебелорусском народном