Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа
Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы
по первой главе ………………………………..................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной
темы обусловлена меняющимися
Значительное место
при формировании знаний и умений
организационно-хозяйственной
Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.
Экономическое образование учащихся общеобразовательной школы направлено на
раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения, а именно; трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости и др. Различные преобразования в экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современных научных представлениях, идеях и знаниях.
Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического образования. Возникает противоречие: в образовательной области технология уделяется недостаточно времени к курсу экономической направленности. Исходя из вышеперечисленного наше исследование будет затрагивать следующие цели:
Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Объект исследования: экономическое образование учащихся
Предмет исследования: рассмотреть формы и методы экономического образования учащихся на уроках технологии.
Гипотеза: экономическое образование школьников на уроках технологии будет эффективным, если:
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ
психолого-педагогической и
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической
рекомендации по
В данной работе использованы следующие методы исследования:
- теоретическое исследование (анализ, обобщение, классификация);
- эмпирическое исследование
(анализ экономического образов
работ учащихся).
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию
В последние годы в России появилось большое количество программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в общеобразовательной школе.
В этих учебных материалах
отражены наиболее общие
Возможность изучения некоторых экономических понятий заложена в образовательной области «Технология», в структуру которой включены вопросы экономического образования и воспитания.
Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.
Вопросы технологической подготовки и экономической грамотности учащихся в трудовой и профессиональной подготовке рассматривались такими
исследователями, как П. Р. Атутов [10], А. Ф. Аменд [8], Ю.К.Васильев [20], В. А. Кальней [43], К. Н. Катханов [46] и др.
Значимость экономического образования отражена в трудах А. Ф. Аменда [15],
С. В. Малина [69], С. А. Малинина [70].
Экономическое воспитание молодежи как потребность общественного развития
рассмотрены в трудах Рябининой Н. Т. [79] в настоящее время: декан факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор.
Следует отметить, что при решении вопросов экономического образования учащихся в целом, овладение основами домашней экономики, как составной части экономики, приобретает важную роль в условиях рыночных отношений.
Исторически сложившаяся практика ведения домашнего хозяйства показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках
Анализ социально-педагогических предпосылок необходимости обучения рациональному ведению домашнего хозяйства проведен в работах Е. И. Дукановой [39], В. Д. Симоненко [74] .
Роль семьи в формировании разумного уровня потребления и правильного отношения к деньгам рассматривались Т. М. Матвеевой [71].
Тем не менее, исследователи
в своих работах не отразили вопросы,
связанные с экономическим обра
В результате происходящих экономических преобразований сформировались противоречия:
- между потребностью общества в экономической подготовке молодежи к самостоятельной жизни в основной школе, которая в том числе обеспечивается изучением экономики домашнего хозяйства, и отсутствием в теории педагогики и практике школьного обучения научных разработок и экспериментально проверенных подходов к изучению экономики домашнего хозяйства;
- между необходимостью
Указанные противоречия порождают проблему исследования: каким должно быть экономическое образование учащихся основной школы в современных условиях.
Отмеченные противоречия и порождаемая ими проблема явились основанием для выбора темы исследования: "Экономическое образование учащихся школы на уроках технологии». Первое практическое знакомство детей с экономикой начинается в семье. Однако бытовых экономических знаний недостаточно, к тому же они иногда оказываются ошибочными и искаженными. В этой связи усиливается значимость проблемы экономического образования детей в школе.
Необходимо отметить, что экономическое образование- лишь часть целостного воспитательного процесса.
Экономическая культура характеризуется развитым экономическим мышлением, свободным владением экономическими понятиями и категориями, умением прогнозировать развитие объективных экономических процессов, предприимчивостью в деятельности и включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.
При определении сущности понятия «Экономическое образование» ученые [61], исходят из структуры личности и выделяют следующие компоненты: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции).
Интегративное качество личности - нравственность. Это предопределяет целостность воспитательного процесса.
В тоже время
такой подход не исключает
изучения отдельных
Экономическое образование отражает степень усвоения ребенком экономической культуры. Учитывая аспекты экономической культуры (гносеологический, процессуально-деятельностный, субъективно-личностный) и структуру личности, правомерно утверждать, что экономическая образованность включает следующие компоненты: экономические знания, экономические умения, нравственные качества личности.
Как правило, есть три уровня экономических знаний: общенаучный, отраслевой и профессиональный [2].
Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний. Экономическое образование- многосторонний сложный процесс.
В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое образование учащихся. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.
Экономическое образование – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [2]. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.
Экономическое образование обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности : общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.
Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии