Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа
Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67
Организуя тестовый контроль знаний, я стремлюсь, чтобы все дети (и отличники, и ударники, и троечники) овладели минимум знаний и максимум умений, которые возможно получить за это небольшое время.
Ещё одно достоинство есть у тестового контроля знаний, которое помогает закрепить и углубить знания – это возможность применения взаимоконтроля и самоконтроля. Организуя такие формы контроля, я предоставляю возможность учащимся пользовать учебниками, литературой, для того чтобы подтвердить правильность ответа.
Рис. 3. Качество знаний учащихся по итогам изучения раздела «Домашняя экономика и основы предпринимательства»
Рис. 4. Степень обученности учащихся по итогам изучения раздела
«Домашняя экономика и основы предпринимательства»
После изучения раздела «Домашняя экономика и основы предпринимательства» я провожу рефлексию.
Для этого учащимся вновь предлагается ответить на ряд вопросов, причём некоторые из них такие, которые были на входной диагностике.
Например:
Анализ ответов учащихся позволяет мне сделать вывод о своей работе, скорректировать работу. Системно ведётся мониторинг качества знаний, степени обученности учащихся по технологии. По результатам изучения раздела «Домашняя экономика и основы предпринимательства» - итог 2-ой четверти учащиеся имеют следующие результаты, представленные выше. Как видно из результатов: наблюдается увеличение качества усвоения приобретенных экономических знаний. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня знаний и умений в экспериментальной группе в процентном соотношении. Этому способствует предложенный факультативный курс.
Задачей этого параграфа является разработка методики проведения уроков технологии с использованием разнообразных дидактических ресурсов, а также выявление показателей эффективности таких уроков.
Благодаря
предлагаемым приемам
Изучив
психолого-педагогическую
Дидактический материал состоит из четырех уроков соответственно разработанному тематическому плану факультативного курса «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства»
Урок №1
Тема: «Семья и бизнес. Потребности семьи».
Цели:
Средства обучия: учебник «Основы домашней экономики» В.Д. Симоненко, с. 7 –14., Учебник «Технология» 8 класс, В.Д. Симоненко, таблицы «Взаимосвязь семьи», «Иерархия потребностей», карточки-схемы)
Методы обучения: практический, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка явки учащихся.
- заполнение классного журнала.
- Доведение до учащихся плана урока.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель предлагает детям ответить на вопросы по теме прошлого урока.
- Что такое домашняя экономика?
- Для чего мы изучаем данный раздел?
- Каковы задачи домашней экономики?
- Что такое семья?
3. Изучение нового материала
Учитель говорит, что каждый из нас живёт в семье, а семья не может существовать обособленно. С кем же взаимодействует семья? Ответ на этот вопрос находят учитель совместно с учениками: с государством. С предприятиями, с фирмами.
Каким же образом осуществляется взаимодействие семьи?
Учитель предлагает детям посмотреть на схему, где представлено взаимодействие: семьи и государства, семьи и предприятий и фирм, государства и предприятий и фирм. (табл. 2 ) Кратко учитель характеризует схему и предлагает детям разделиться на 3 группы:
Таблица 2
Схема взаимодействия: семьи и государства, семьи и предприятий и фирм, государства и предприятий и фирм
1-ая группа – обсуждает взаимодействие семьи и государства
2-ая группа – взаимодействие семьи и предприятий
3 группа – взаимодействие
предприятий, фирм и
Дети, глядя на схему, обсуждают взаимосвязь в группах, а затем представитель от группы высказывает свои рассуждения по своей схеме. Учащимся из других групп предлагается дополнять, задавать вопросы выступающим.
Учитель: Семья может выступать в роли фирмы, предприятия, производящих товары и услуг. Некоторые семьи или члены семей могут быть предпринимателями, бизнесменами.
Запишем определения:
Предпринимательская деятельность - инициативная деятельность человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг под свою имущественную ответственность. Деятельность предпринимателя должна строго соответствовать законодательству страны.
Есть различия в понятиях бизне
Бизнес - это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.
Нынешним жителям России, особенно
старшему поколению, тяжело
Можно ли в условиях семьи
заниматься предпринимательство
Такими видами деятельность
В условиях семьи можно
Учитель предлагает учащимся
проанализировать
Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в своем доме».
Практическая работа учащихся.
Учитель предлагает ребятам составить перечень товаров, которые могут производить школьники в свободное от учебы время, в домашних условиях. Предложения учащихся:
Учащиеся высказывают свои рассуждения по данной работе.
Учитель: Любая семья проживает в условиях ограниченности ресурсов.
Капитал семьи - это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную или самовозрастающую стоимость.
Нормально, когда семья
Семья является важнейшим источником воспроизводства физического и интеллектуального потенциала государства. Люди, рабочая сила – ведущая составляющая ресурсов семьи, общества. И чем выше уровень культуры, образованности членов семьи, тем выше интеллектуальный потенциал государства.
Вопрос учащимся: «Для чего члены семьи трудятся?»
Учащиеся: «Для получения прибыли».
Учитель: «А что такое прибыль?»
Пример: Ваши родители вырастили помидоры в своём саду, а осенью решили продать. Все полученные деньги будут ли являться прибылью?
Учитель строит диалог с детьми и подводит их к тому, что учащиеся сами дают определение: прибыль – это разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство.
Изложение нового материала
Учитель: « Почему люди стремятся получить прибыль ?»
Учащиеся всегда дают правильный ответ, что деньги нужны для удовлетворения потребностей семьи,
Учитель: «Как вы понимаете слово – потребность?»
Между учащимися идёт обсуждение понятия «потребность».
Затем учитель даёт полное объяснение потребностей.
Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное. При составлении списка потребностей семьи и установления очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. (табл. 3)
Таблица 3
Потребности семьи
Учащимся предлагается продолжить список потребностей.
Учитель: Говоря о разнообразных потребностях человека, не стоит забывать об их разумности. Критерии их определяются разными факторами: воздействием на человека и его здоровье; участием каждого в общественном производстве; наличием материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии