Экономическое образование школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

       Организуя тестовый контроль знаний, я стремлюсь, чтобы все дети (и отличники, и ударники, и троечники) овладели минимум знаний и максимум умений, которые возможно получить за это небольшое время.

      Ещё одно достоинство есть у тестового контроля знаний, которое помогает закрепить и углубить знания – это возможность применения взаимоконтроля и самоконтроля. Организуя такие формы контроля, я предоставляю возможность учащимся пользовать учебниками, литературой, для того чтобы подтвердить правильность ответа.

 

 

Рис. 3. Качество знаний учащихся по итогам изучения раздела «Домашняя экономика и основы предпринимательства»

 

 

Рис. 4. Степень обученности учащихся по итогам изучения раздела

«Домашняя экономика и основы предпринимательства»

 

     После изучения  раздела «Домашняя экономика и основы предпринимательства» я провожу рефлексию.

Для этого учащимся вновь  предлагается ответить на ряд вопросов, причём некоторые из них такие, которые   были на входной диагностике.

Например:

  1. Как вы понимаете значение «Домашняя экономика», «Бюджет»?
  2. Что нового вы узнали при изучении раздела «Домашняя экономика»?
  3. Чему вы научились?
  4. Как вы можете применить свои знания в жизни?

     Анализ ответов учащихся позволяет мне сделать вывод о своей работе, скорректировать работу. Системно ведётся мониторинг качества знаний,  степени обученности учащихся по технологии. По результатам изучения раздела «Домашняя экономика и основы предпринимательства» - итог 2-ой четверти учащиеся имеют следующие результаты, представленные выше. Как видно из результатов: наблюдается увеличение качества усвоения приобретенных экономических знаний. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня знаний и умений в экспериментальной группе в процентном соотношении. Этому способствует предложенный факультативный курс.

    1. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства»

       Задачей этого параграфа является разработка методики проведения уроков технологии с использованием разнообразных дидактических ресурсов, а также выявление показателей эффективности таких уроков.

    Благодаря  предлагаемым приемам дидактических  средств, процесс обучения экономического характера становится более эффективным, активность учащихся на уроке повышается,  развивается интерес к учению.

       Изучив  психолого-педагогическую литературу  по исследуемой проблеме, рекомендации  по построению и проведению  уроков с использованием дидактических средств, мы в своей работе используем  метод тестового контроля знаний, предлагая при этом, на каждом уроке в качестве домашнего задания возможные варианты выполнения творческого проекта.

     Дидактический  материал  состоит из четырех уроков соответственно разработанному тематическому плану факультативного курса «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства»

 

Урок  №1

 

Тема: «Семья и бизнес. Потребности семьи».

Цели:

  1. Дать первичные знания учащимся о взаимосвязи семьи, об иерархии потребностей человека.
  2. Развивать у школьников умение анализировать, делать выводы, рассуждать, принимать самостоятельные решения.
  3. Создать эмоциональный настрой для осознания учащимися необходимости любви и уважения к членам семьи, воспитывать самостоятельность, ответственность за принятые решения.
  4. Знакомство с профессией экономиста, продавца.

Средства обучия: учебник «Основы домашней экономики» В.Д. Симоненко, с. 7 –14., Учебник «Технология» 8 класс, В.Д. Симоненко, таблицы «Взаимосвязь семьи», «Иерархия потребностей», карточки-схемы)

Методы обучения: практический, наглядный, частично-поисковый.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Приветствие.

- Проверка явки учащихся.

- заполнение классного  журнала.

- Доведение до учащихся  плана урока.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель предлагает детям  ответить на вопросы по теме прошлого урока.

    - Что такое домашняя  экономика?

    - Для чего мы изучаем  данный раздел?

    - Каковы задачи домашней  экономики?

    - Что такое семья?

3. Изучение нового материала

      Учитель говорит, что каждый из нас живёт в семье, а семья не может существовать обособленно. С кем же взаимодействует семья? Ответ на этот вопрос находят учитель совместно с учениками: с государством. С предприятиями, с фирмами.

     Каким же образом осуществляется взаимодействие семьи?

Учитель предлагает детям  посмотреть на схему, где представлено взаимодействие: семьи и государства, семьи и предприятий и фирм, государства и предприятий и  фирм. (табл. 2 ) Кратко учитель характеризует схему и предлагает детям разделиться на 3 группы:

 

 

 

 

Таблица 2

 

Схема взаимодействия: семьи и государства, семьи и  предприятий и фирм, государства  и предприятий и фирм

 



 


 


 


 

 


 

 

 

 

 

1-ая группа – обсуждает  взаимодействие семьи и государства

2-ая группа – взаимодействие  семьи и предприятий

3 группа – взаимодействие  предприятий, фирм и государства.

    Дети, глядя на схему, обсуждают взаимосвязь в группах, а затем представитель от группы высказывает свои рассуждения по своей схеме. Учащимся из других групп предлагается дополнять, задавать вопросы выступающим.

    Учитель: Семья может выступать в роли фирмы, предприятия, производящих товары и услуг. Некоторые семьи или члены семей могут быть предпринимателями, бизнесменами.

Запишем определения:

         Предпринимательская деятельность - инициативная деятельность человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг под свою имущественную ответственность. Деятельность предпринимателя должна строго соответствовать законодательству страны.

         Есть различия в понятиях бизнес и предпринимательство.

Бизнес  - это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

         Нынешним жителям России, особенно  старшему поколению, тяжело стать  бизнесменами, предпринимателями. Связано  это с нашим консервативным  мышлением, которое более полвека  формировалось под влиянием распределительных  отношений. Иждивенческие потребительские установки прежнего образа жизни уже начали передаваться по наследству, их формировала окружающая среда, а теперь очень сложно переключиться на иную деятельность. Поэтому, начиная бизнес, следует полностью избавиться от иждивенческих настроений, опеки во всем государственных органов. Бизнесмен, предприниматель за все отвечает сам. Получил прибыль – хорошо, получил убыток – стремись выйти из такого положения.

         Можно ли в условиях семьи  заниматься предпринимательством? Ответ однозначный: да, можно, и не только можно, но и необходимо. Направлений такой деятельности много. Всех и не перечислить. Ведь предпринимательская деятельность – это, прежде всего, деловая активность предприимчивого человека, вкладывающего свои средства в дело ради получения прибыли в условиях неопределенности и риска.

         Такими видами деятельность могут  быть:

  • индивидуальная трудовая деятельность (репетиторство, выращивание цветов, овощей, грибов, уход за малышами и престарелыми, выращивание и реализация домашних животных, птицы и др.);
  • создание частных семейных предприятий по производству товаров и услуг (ремонт обуви, швейных изделий, учебно-наглядных пособий, ремонт жилищ и т.п.);
  • выполнение различных работ по дому (секретарь при наличии средств коммуникации, пошив и вязание одежды и др.).

         В условиях семьи можно заниматься  и коммерческим бизнесом: это  различные сделки, покупка и перепродажа  товаров и услуг, операции с  ценными бумагами при повышении  или понижении их курса. При  этом нельзя нарушать существующие законы, общепринятые нормы нравственности.

         Учитель предлагает учащимся  проанализировать предпринимательскую  деятельность в их семье. В условиях рыночной экономики каждый юноша и девушка должны еще в школе учиться зарабатывать деньги. Не просить у родных и знакомых, не обирать младших и физически слабых, а зарабатывать честно. Можно зарабатывать, помогая родителям в их предпринимательской деятельности, в старших классах – создать свою ученическую фирму, самому предложить какой-то новый товар или услугу, усовершенствовать существующий. В школе на уроках технологии школьники также создают товары или услуги, при реализации которых они могут получать деньги за свой труд. Но именно дома, в семье, школьники осваивают начальные экономические знания. Для каждого человека семья – начало начал.

Не зря говорят: «Счастлив  тот, кто счастлив в своем доме».

 Практическая работа учащихся.

     Учитель предлагает ребятам составить перечень товаров, которые могут производить школьники в свободное от учебы время, в домашних условиях. Предложения учащихся:

  • индивидуальная трудовая деятельность: художественное прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт видео – радиоаппаратуры и т.п.;
  • коммерческая деятельность: продажа пирожков, газет, журналов и т.п.;
  • работа по найму: работа на государственном предприятии, в сфере обслуживания, личное предпринимательство и др.;
  • оказание услуг: присмотр за ребенком, покупка продуктов пенсионерам, уборка квартиры, мытье окон и др.

   Учащиеся высказывают свои рассуждения по данной работе.

  Учитель: Любая семья проживает в условиях ограниченности ресурсов.

Капитал семьи  - это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную или самовозрастающую стоимость.

         Нормально, когда семья стремится  увеличивать свой капитал. Важнейшими  ее ресурсами являются различные  технологии  производства товаров  и услуг. Приготовления пищи, ухода за жильем, выращивания овощей на приусадебном участке и т.п. Мы живем в век технологической революции. Она коснулась и семьи, хотя здесь предстоит еще очень многое менять. Пока что в домашних условиях производительность труда очень низкая.

      Семья является важнейшим источником воспроизводства физического и интеллектуального потенциала государства. Люди, рабочая сила – ведущая составляющая ресурсов семьи, общества. И чем выше уровень культуры, образованности членов семьи, тем выше интеллектуальный потенциал государства.

    Вопрос учащимся: «Для чего члены семьи трудятся?»

Учащиеся: «Для получения  прибыли».

Учитель: «А что такое  прибыль?»

     Пример: Ваши родители вырастили помидоры  в своём саду, а осенью решили продать. Все полученные деньги будут ли являться прибылью?

Учитель строит диалог с  детьми и подводит их к тому, что  учащиеся сами дают определение: прибыль – это разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство.

Изложение нового материала

Учитель: « Почему люди стремятся получить прибыль ?»

Учащиеся  всегда дают правильный ответ, что деньги нужны  для удовлетворения потребностей семьи,

Учитель: «Как  вы понимаете  слово – потребность?»

Между учащимися идёт обсуждение понятия  «потребность».

Затем учитель даёт полное объяснение потребностей. 

        Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное. При составлении списка потребностей семьи и установления очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. (табл. 3)

 

Таблица 3

Потребности семьи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

    Учащимся предлагается продолжить список потребностей.

Учитель: Говоря о разнообразных потребностях человека, не стоит забывать об их разумности. Критерии их определяются разными факторами: воздействием на человека и его здоровье; участием каждого в общественном производстве; наличием материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии