Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа
Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67
Планирование бюджета семьи.
Семейная экономика нуждается
в планировании, тем более тщательном,
чем скромнее бюджет семьи.
Можно составить проект семейно
Для этого, прежде всего,
Далее следует определить
Нужно учесть сезонные расходы (подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму и т.п.). Не следует забывать и о карманных расходах членов семьи. Прежде чем подсчитать «свободный остаток» дохода, рекомендуется исключить из него затраты, связанные с днями рождения, подарками, а также выделить резерв на непредвиденные расходы.
Если вычесть все
В ходе усвоения материала уместно обсудить с учащимися следующие ситуации:
В каждой семье нужно иметь
хозяйственную книгу, где
Вопрос. Есть ли в семьях учащихся такие книги? Как они ведутся?
В ходе ответов выясняется, что
не во всех семьях есть такие
книги и ведутся они
Таблица 9
Доходная часть российских граждан
Большое влияние на доход оказывает инфляция, т.е. выпуск в стране чрезмерного количества денег. Она обесценивает заработки членов семьи.
Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены товаров.
Ранее мы выделили 4 группы основных расходов: обязательные платежи, питание, промтовары и культурно-бытовые услуги.
Работа с терминами.
Обязательные платежи - налоги, взносы в общественные и кооперативные организации, погашение ссуд, кредитов в банке; оплата коммунальных услуг, детского сада; транспортные расходы; дополнительные услуги образования (кружки, секции, дополнительные платные образовательные услуги).
Подоходный налог - вид налогового обложения, при котором облагается доход физического или юридического лица. Полученный в результате его деятельности или от использования имущества. Сумма подоходного налога рассчитывается следующим образом. Процентная ставка равна 12%. Сумма заработной платы составляет 10000 руб. Сумма подоходного налога равна произведению заработной платы на процентную ставку, деленному на 100%.
10000*12/100=1200руб.
Изучая семейную экономику, мы понимаем, что для того чтобы увеличить накопление средств, необходимо уменьшить расходы на удовлетворение своих потребностей:
-Материальных (покупка продуктов питания, обуви, одежды, предметов быта, оплату жилья, бытовых услуг и т.д.);
-Духовных (получение образования, зрелищные мероприятия);
-Социальных (газеты, журналы, политическая литература);
Неразумных (сигареты, алкоголь, чрезмерное количество сладкого, не очень нужных, но престижных вещей);
-Жилищных (строительство собственного дома, дачи, гаража, ремонт квартир и т.д.);
Практическая работа (см. прил. 2).
Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг даются деньги, то такой кредит называется денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой человек.
Оплата коммунальных услуг включает плату за отопление, газ, свет, воду, радио, телефон и т.п.
Рассматривая оплату
Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.
Именно с помощью
систематического откладывания
денег люди могут позволить
себе приобретать крупные
На что следует обращать внимание, когда выбираешь место для помещения сбережений?
Надежность. Конечно, вы можете спрятать свои сбережения под матрацем или в ящики стола, но я бы этого делать не советовала. Во-первых, скорее всего именно туда могут заглянуть младший брат или сестренка. Сберегательные банки и другие финансовые учреждения, напротив, предохранят сбережения от пожаров, воров и других неприятностей. Т. е. являются более надежным капиталовложением.
Ссудный процент. Одной из главных причин, которая побуждает людей накапливать деньги, является стремлением получить на них процент.
Пример: Предположим, что Первый Национальный банк выплачивает по своим сберегательным счетам 8% годовых, исчисляя сложные проценты каждый квартал. Второй национальный банк также выплачивает 8%, но производит перерасчет процентов только раз в год. К концу года величина тысячерублевого вклада в Первый Национальный банк будет составлять 1082 руб. 43 коп. , в то время как такая же сумма, положенная во Второй Национальный банк, составит 1080 руб. Норма прибыли в обоих одинакова, но по причине более частого начисления процента в Перовом Национальном банке доход его вкладчика будет на 2 рубля 43 копейки больше. Ликвидность позволяет измерить, насколько легко вы можете обратить свои сбережения в наличные деньги. Чем легче снять деньги со счет, тем больше ликвидность.
Закрепление нового материала:
Практическая работа учащихся.
Как сохранить и приумножить свои сбережения. У вас есть 1 000 рублей. Вам необходимо сохранить эту сумму, а по возможности приумножить ее. Как выгоднее поступить? Подсчитайте с помощью калькулятора каждый из пяти предложенных ниже вариантов решения этой экономической проблемы и выберите наиболее рациональный из них и приемлемый для вас.
Ребята работают в парах, делают совой выбор
1. Хранить деньги дома.
2. Сделать рублевый
вклад на один год в Сбербанк
РФ под 12% годовых начисляя
сложный процент каждые
Таблица10
Полугодовой процент от рублевого вклада
1000*6/100=60 руб. |
1000+60=1060 руб. |
1060* 6/100=63,60 руб. |
1060+63,60=1123,60 руб. |
3. Сделать валютный вклад сроком на один год под 10% годовых, первоначальный взнос не менее 50$. 1 $.- 20 руб. (табл. 11)
Таблица 11
Валютный годовой вклад
1000 руб. - 50 $ |
1 $.- 20 руб. | |
50*10/100=5 $ |
50+5 =55 $ |
55*20=1100 руб. |
4. Организовать собственный бизнес, купить в компании oriflame крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб. (табл. 12)
Таблица 12
Расчет стоимости продукции oriflame
1000/200=5 |
210*5=1050 руб. |
Таблица 13
Расчет квартальных акций «АЛЬЯНС»
3*4=12% |
500*12/100=60 руб. |
2*60=120 руб. |
1000+120=1120 руб. |
Подводим итоги, выставляем оценки. В экономике нет точных решений, как в математике, принимая экономическое решение, нужно учитывать все “плюсы” и “минусы” существующих вариантов решения и делать выбор в пользу того варианта, в котором больше “плюсов” и меньше “минусов”. Каждый человек должен уметь принимать такие решения в своей жизни. Управление финансами требует постоянных расчетов. Нельзя надеяться на случай, это может ввергнуть человека в бедственное экономическое положение.
Домашнее задание.
Необходимо составить личный бюджет ученика, и подсчитать каким он является профицитный, дефицитным или сбалансированным. Подсчитать какое количество средств тратится «по мелочам»? На чём можно экономить? (возможный вариант выполнения творческого проекта)
Урок 3
Тема: «Расходы на питание. Составление меню».
Цели:
Средства обучения: учебник с. 28-31, тетрадь, таблица «Рациональные нормы потребления продуктов на душу населения».
Методы обучения: словесный, наглядный. Практический, частично-поисковый.
Ход урока:
Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка явки учащихся.
- заполнение классного журнала.
- Доведение до учащихся плана урока.
Поверка домашнего задания.
- Тестовый контроль знаний (см. прил. 7)
После прохождения тестов учащимся предлагается осуществить взаимоконтроль. Для этого они обмениваются вариантами тестов, пользуются учебниками, если будет необходимость уточнить правильный вариант ответа.
Учитель говорит о критериях отметки за тест. Один правильный ответ равен одному баллу.
Изложение нового материала.
Учитель: Питание – одна из основных потребностей человека. Это самая большая статья в бюджете семьи. Она составляет примерно 45% от семейного бюджета. Питание должно быть рациональным (регулярным, разнообразным, определенного качества и количества).
Первое требование к
Как же связать два понятия – экономии и рационального питания? Рациональное ведение домашнего хозяйства – это, прежде всего, продуманные запасы. Каждый день желательно покупать овощи, фрукты, молоко, хлеб, а остальные продукты раз в неделю или даже в две недели, например, в день зарплаты.
Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии