Деловой этикет в управлении и задачи по его совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми, как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловой этикет в управлении и задачи по его совершенствованию.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

   Вологодский государственный  технический университет

 

Экономический факультет

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

 

По дисциплине: Теория управления.

Тема: Деловой  этикет в управлении и задачи по его совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЭГУ-11

Попович С.И.

 

Принял: Советов Павел Михайлович.

 

 

 

 

 

 

г. Вологда 

2013 год

                                         

                      Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………  3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                       Введение

 

Нормы нравственности, сложившиеся  между людьми, как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая  на себя определенных ограничений. И  здесь очень важная роль принадлежит  этикету.

 

Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения  каждого конкретного человека в  обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой  взаимодействует.

 

Строгая регламентация поведения  и общения людей пронизывает  всю человеческую историю. И эта  регламентация имеет глубокий смысл  — иначе, собственно говоря, она  не сопровождала бы человечество во все  времена и во всех сферах его жизнедеятельности.

 

Этикет вообще — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние  проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы  обращения и приветствий, поведение  в общественных местах, манеры и  одежда).

 

Этикетом называется составная  часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более  или менее строго регламентированного  церемониала и в соблюдении которых  особое значение имеет определенная форма поведения.

 

Хотя этикет, в конечном счете, выражает содержание тех или иных принципов  нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер.

 

Этикет выражается в сложной  системе детально разработанных  правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями  различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует  обращаться, кого как должно титуловать). Правила поведения в различных  кругах (придворный этикет, дипломатический  этикет, этикет «высшего общества»  и т. д.).

 

Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это  естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и  теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» — из греческого («ethika» от «ethos» — привычка, нрав). Одно из значений слова «etiquette» — «надпись».

На основе этого развилось более  узкое значение — «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее — «церемониал».

 

Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой  древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения  являются всеобщими, поскольку они  соблюдаются представителями не только какого-то одного общества, но и  представителями самых различных  социально-политических систем, существующих в современном мире.

По мере изменений условий жизни  человечества, роста образования  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот.

 

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято есть рыбу с помощью ножа или брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.

 

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят  характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать  общепринятым, а что — нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы  этикета, но и понимать необходимость  определенных правил взаимоотношений.

 

Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена  в отдельности и относиться к  ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.

 

Составляющими этикета являются: хорошие  манеры, умение вести себя правильно  в общественных местах, в различных  ситуациях; внешний вид, одежда; культура речи.

 

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода, официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

 

 

 

 

Часть 1.

 «Имидж современного человека» 

    1. Имидж и этикет

    1.  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ ОПРЕДЕЛЯЕТ ДЕЛОВОЙ УСПЕХ

 

Сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором  выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих, обычно называют имиджем (от англ, image — образ). Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

 

При прочих равных условиях люди легче  принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и, наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию  человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

 

Многие индивиды от природы обладают привлекательным имиджем, наделены обаянием. В значительной степени  наше первоначальное впечатление о  других людях складывается по их внешним  данным. Однако отсутствие внешней  привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа. Обаяние  — это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.

 

Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако, овладение им — весьма серьезная личностная и профессиональная задача. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой.  Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

 

Имидж обладает следующими свойствами:

• имидж — сознательное явление, он не существует только на уровне отдельного человека, т. е. объект должен быть известен какой-либо группе людей (партнеров, потребителей, клиентов и т. п.);

• благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать определенные группы партнеров;

• имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность как отдельных людей, так и целых групп;

• имидж динамичен, он не является чем-то однажды заданным, сформированным; его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом себе;

• имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия;

• имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или производить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигает поставленной цели.

 

    1.  ПРИОБРЕТАТЬ — ГОДАМИ, ПОТЕРЯТЬ — МГНОВЕННО

 

Имидж — это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих. Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы кропотливой работы, а утратить ее можно мгновенно, и зачастую из-за пустяка, проявив невоспитанность в любой форме: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут.

 

Для привлекательного имиджа важно  все: культура речи, манера одеваться, интерьер офиса. Никогда невежды  и грубые люди не обладали магией обаяния. Индивиду, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление.

 

Самоуверенность и стереотипное поведение  негативно влияют на восприятие другими  людьми личности, заинтересованной в  признании и доброжелательном к  себе отношении.

 

Во всех странах кодекс поведения  хорошо воспитанного человека включает, по меньшей мере, четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт.

 

Бизнесмены всего мира практически  единодушны относительно трех наиболее предпочитаемых, позитивных свойств  возможного делового партнера — это компетентность, порядочность и надежность. Именно эти качества обеспечивают главное в деловых отношениях — их предсказуемость, возможность опереться на партнера, уверенность в его обязательности. Они высоко ценятся повсюду в мире, поскольку являются фундаментом незаменимого условия успешных, плодотворных деловых отношений —

взаимного доверия.

 

    1.  УМЕТЬ СЕБЯ ПРЕПОДНЕСТИ

 

Как правило, симпатии людей приобретаются  не только благодаря врожденным качествам, но и умению себя преподнести. Деловой  имидж все чаще специально проектируется  в интересах человека или фирмы  с учетом особенностей деятельности, внутренних достоинств, качеств и  характеристик носителя имиджа.

 

Во многих случаях имидж —  это результат умения ориентироваться  в конкретной ситуации, правильного  выбора модели поведения.

Модель поведения — целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель воспринимается как единое целое. Например, авторитарное поведение включает безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию.

 

Увидев человека, ведущего себя таким образом, можно предвидеть некоторые его реакции и поступки. Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу (например, о печальной новости сообщается с иронической интонацией).

 

Выбор модели поведения — это  воспроизводство таких вариантов  поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать  привлекательной.

 

    1.  ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ. ЭТИКЕТНЫЕ МОДЕЛИ.

 

Для оптимальной модели поведения  характерны следующие черты:

  • нравственная безупречность (при всей склонности к субъективному переживанию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть);

  • учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств;

  • цель, которую ставит перед собой личность;

  • самокритичная оценка существенных возможностей использования конкретной модели поведения.

 

Следование выбранной модели поведения  не предполагает стереотипных действий, отсутствия в них темперамента, своеобразия  мышления, привычек. В повседневной жизни модели поведения у разных людей воплощаются по-разному. Но среди множества моделей имеются  такие, которые становятся предметом  специального изучения. В первую очередь, это этикетные модели (этикет).

Взаимодействие людей, в том  числе и деловое, в различных  ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и  правилами этикета.

Этикет — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.

 

Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

 

Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.). В связи с присутствием в программе официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и неофициальный этикет бывает затруднительно.

Дипломатический протокол и этикет отличаются упорядоченностью и строгостью.

 

Деловой протокол и этикет в целом, ориентированные на широкий круг деловых людей, отличаются большей гибкостью и меньшей формализацией.

 

    1.  ЗНАНИЕ ЭТИКЕТА — ПРОПУСК В ДЕЛОВОЙ МИР

 

Во все времена люди по-разному  относились к этикету. Это отношение  зависело и зависит от воспитанности (нравственной социализации), этической  образованности и развитости моральных  потребностей личности, которые предполагают желание нравственного отношения  к себе со стороны окружающих и  желание так же нравственно относиться к людям.

 

Хорошее знание и выполнение норм этикета — одна из составляющих привлекательного имиджа.

 

Отношение к этикету у формирующихся  новых слоев деловых людей, деятельность которых связана с частным  бизнесом и предпринимательством, пока оставляет желать лучшего. Между  тем переход от первоначальных (часто  криминальных или полукриминальных) форм рыночных отношений к цивилизованным требует все более точного знания и выполнения норм делового и светского этикета.

Информация о работе Деловой этикет в управлении и задачи по его совершенствованию