Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, контрольная работа
Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-психологические основы имиджа государственного служащего;
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 10
2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ……………………… 27
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …63
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 10 |
2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ……………………… 27 |
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 41 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 60 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …63 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема имиджа государственной службы – это проблема восприятия государственного служащего, как со стороны общества, так и со стороны его коллег и вышестоящих лиц. Кроме того, это проблема ассоциативных связей, которые вызывает образ госслужащего в целом у подавляющей части населения страны. Именно имидж еще на бессознательном уровне либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к отторжению самой мысли о сотрудничестве.
Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что она не является в достаточной мере научно разработанной отечественными авторами. В основном статьи по имиджевой тематике посвящены проблемам бизнесменов, да и размещение в периодических изданиях отнюдь не способствует их долговечности, скорее они ставят проблемы, нежели решают их. Об учебных пособиях в этой сфере можно сказать то же самое. В них редко выделяются проблемы имиджа именно государственного служащего, хотя нередко анализируются проблемы имиджа политиков прошлого и современности. Возможность и необходимость проекции этого анализа на проблемы данного исследования тоже говорит в пользу актуальности темы. Укрепление государственности в России и становление гражданского общества предъявили принципиально новые требования к системе государственного управления и ее функциональному ядру – государственной службе. Вопрос о государственной службе как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов приобрел особую актуальность в связи с решением задач по формированию правового, социально ориентированного демократического государства. От государственных служащих во многом зависит судьба реформ в России, формирование гражданского общества и его взаимоотношений с государством.
В массовом сознании россиян сложилось традиционно негативное восприятие государственного служащего и слово «бюрократ» всегда несло в себе отрицательный имидж. Распространено мнение, что государственные служащие некомпетентны, коррумпированы, оторваны от народа. В этих условиях особое значение приобретает завоевание доверия, авторитета, формирование в глазах народа положительного имиджа государственной службы. В данной выпускной квалификационной работе автором сделан вывод, что формирование социально-конструктивного имиджа государственной службы и государственного служащего является фактором изменения отрицательной установки на них. В России необходимо кардинально поменять имидж государственной службы, его восприятия массовым сознанием.
Государственной службе
необходимо стать эффективно действующим
механизмом власти, изменить её нынешний
имидж в сторону социально-
В этом аспекте все большее внимание исследователей и практиков управления привлекает социологический, управленческий и социально-психологический феномен, именуемый имиджем. Особое значение имеет социологический аспект, позволяющий рассматривать соотношение взглядов на государственную службу и государственных служащих - населения и самих работников органов государственной власти.
Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал основным элементом теории и практики «Паблик рилейшнз», прочно вошел в политическую и общественную жизнь. Известный американский экономист К.Болдинг предлагал учредить новое направление, исследующее имидж - имиджеведение.1 В отечественной науке такое направление формируется как новая ее отрасль - имиджелогия (В.М. Шепель).2
В качестве теоретических источников нами использовались следующие работы. В книге Г.Г. Почепцова «Имиджелогия» рассматриваются проблемы создания и смены имиджа, его роли в общественной и политической жизни. В работе В.К. Тарасова «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров» исследуются пути формирования имиджа и стиля действий руководителя. В учебном пособии по менеджменту Л.Е. Басовского и В.В. Глухова, а также работе «Введение в политологию» В.П. Пугачева и А.И. Соловьева раскрыты формы и методы создания имиджа руководителя. При исследовании темы были использованы статьи в периодических изданиях «Закон и право», «Диалог», «Проблемы теории и практики управления».
Первые работы в нашей стране (70 -е годы) рассматривали имидж, на примере США, как средство манипулирования массовым сознанием.3
В 90-годы появились работы, которые с позиций российской действительности внесли значительный вклад в имиджелогию, положили начало преодолению стереотипных представлений об имидже в социальном знании, обратили внимание теоретиков и практиков управления на эту проблему.4
Определенным шагом в осмыслении имиджа стал сборник научных трудов кафедры социальной психологии Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, где впервые рассмотрен имидж государственной службы, однако лишь как социально-психологический феномен.5
В целом необходимо отметить
практически полное отсутствие специальных
работ по имиджу государственной
службы и государственных служащих.
Это заставило слушателя
Прежде всего выделим работы, посвященные проблеме бюрократии и роли руководителя в управлении.6 Характеризуя эти работы отметим, что на стыке 18-19 веков господствующей тенденцией в философской мысли этого периода становится позитивная оценка бюрократии, связанная с именем Гегеля.
Однако проблемы эффективного взаимодействия служащих получили освещение лишь при разработке М.Вебером концепции «идеального типа бюрократии» как рационального институализированного устройства при определении основных социально-профессиональных характеристик «идеального чиновника». В современных работах определяются требования, которыми должен обладать современный государственный служащий, критерии оценки деятельности, компетентности, моральные принципы, лежащие в основе этики государственного служащего.
Вторую группу составляют работы, анализирующие состояние государственной службы, проблемы ее гуманизации, развития творческого потенциала государственных служащих.7 Принципиально важными для нашего исследования стали в частности идеи и выводы Г.В. Атаманчука о кризисном состоянии государственной службы, путях повышения ее эффективности, преодоления иллюзорных стереотипов, роли чиновника в решении государственных задач; А.В. Оболонского об общественном мнении и общественном настроении во взглядах на государственное управление, аппарате как системе формальных и неформальных групп, о ценностных ориентациях государственного служащего.
Третью группу составляют работы, раскрывающие проблемы духовного мира, особенности русского характера, гетерогенность русской культуры.8 Достоинство этих работ с точки зрения нашего исследования заключается в выяснении влияния на государственное управление в России объективных (социально-институциональных) факторов, формирование менталитета государственного служащего, восприятие образа государственного чиновника массовым сознанием.
Наиболее значительную пятую группу работ, использованных в выпускной квалификационной работе, представляют труды, раскрывающие глубинные причины поведения человека в обществе, дающие возможность выдвижения основных подходов к рассмотрению имиджа как образа личности в массовом сознании.9
Особо выделим труды, анализирующие процессы восприятия и установки, позволяющие рассматривать имидж государственного служащего как один из методов разрушения отрицательного стереотипа во взглядах на государственную службу.10
Таким образом, сделаем обобщающий вывод, что при кажущемся обилии литературы, затрагивающей с тех или иных позиций проблему имиджа, явно недостаточно фундаментальных исследований. В отечественных литературных источниках по сути нет работ, специально посвященных формированию и восприятию имиджа государственного служащего. Рассмотрение этой проблемы с социологических, социально-управленческих позиций обусловило выбор темы, объекта и предмета исследования, определило его цели и задачи.
Престиж современной российской государственной службы невысок. Для того чтобы поднять престиж профессии государственного служащего в общественном сознании, необходимо его поднять и в сознании самих государственных служащих.
Имидж государственного служащего складывается под влиянием ряда объективных факторов, связанных с его жизненной средой и сферой служебной деятельности. К ним мы относим, прежде всего, состояние общества, государства и его функциональной основы – государственной службы. Указанные социальные институты в свою очередь находятся под воздействием специфических для современного общества факторов, таких как идеология, господство инверсионной логики, противоречивость русского характера, гетерогенность русской культуры.
В условиях реформирования российского общества и государства важное значение в формировании имиджа государственного служащего оказывает фактор профессиональной востребованности.
Изученные материалы показывают, что профессионализм государственных служащих является одним из ведущих факторов, участвующих в формировании имиджа государственной службы и ее руководителя. Практически все составляющие этого фактора относятся к категории субъективных и, следовательно, являются поддающимися сознательному развитию.
Объект исследования – государственные гражданские служащие.
Предмет исследования – формирование имиджа государственного служащего в современных условиях.
Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
§ 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Понятие власти возникло тогда, когда
появилась потребность
В современном понимании власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Сложность и многоаспектность этого явления отражают многочисленные варианты определений, существующие в научной литературе, однако в рамках данной работы сложность этого понятия имеет значение постольку, поскольку в любом случае конкретные действия по реализации власти совершаются определенным человеком или группой людей.
Личностные характеристики этих людей играют роль гораздо более значительную, чем это кажется на первый взгляд. И не меньшую роль в развитии событий может сыграть то, как приняли реализацию этих властных полномочий группы людей, представляющие собою объекты управления.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, от наличия или отсутствия у него авторитета, иными словами, не в последнюю очередь, от его имиджа.
Имидж государственного служащего, как субъекта власти, рассчитан, в первую очередь, на восприятие и оценку его объектами властных действий, с тем, чтобы их в числе прочих факторов обеспечивать подчинение этим действиям. В свою очередь, реализация субъектом власти своих полномочий должна проводиться с соблюдением определенных правил или принципов управления.
Принципы управления были объектом внимания всех известных мыслителей на протяжении истории человечества. Одну из первых теорий в этой сфере создал Конфуций (551 – 478 до н. э.). Он разработал концепцию человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считал, что этот человек должен отличаться в первую очередь гуманностью, быть справедливым, верным, искренним, стремиться к знаниям и особо почитать родителей и стариков. Закон идеальных отношений по Конфуцию выражается принципом: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».