Имидж государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-психологические основы имиджа государственного служащего;
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 10
2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ……………………… 27
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …63

Вложенные файлы: 1 файл

контроша.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 Хотя и абсолютизировать значение этих характеристик не стоит. Так актерство Р. Рейгана (характеристика «прошлое») иногда служило поводом для иронии СМИ, так же как и саксофон Билла Клинтона или игра в теннис Б. Ельцина (характеристика «хобби»).

 Лидер активно вводит себя  в общественное сознание, все время стремясь занять пороговые величины. Но имидж это не просто средство завоевать внимание, это и способ реагирования на требования аудитории.

 Иногда это реагирование  со своего рода опережением,  так В.Путин через год после  вступления в должность позиционировал себя как управленец: «Я бы хотел, чтобы граждане меня воспринимали как человека, которого наняли на работу. Наняли на работу для исполнения определенных функциональных, профессиональных обязанностей на определенный срок, воспринимали бы как человека, с которым заключили трудовой договор на четыре года»41.

 Такое понимание функциональных  обязанностей руководителя страны  соответствует традиционному для  развитых демократических стран  представлению о высшем должностном  лице, как о своего рода управляющем, которому носитель верховной власти (народ) поручил управлять государством. Но подобное осмысление своей деятельности В. Путиным резко отличалось от доминировавшего в русском сознании образа президента как носителя верховной власти, метафорично оцениваемого как всенародно избранного «царя-батюшку».

 В 1991 г. Ельцин тоже говорил,  что «Президент не Бог и  не новый монарх, а гражданин,  облеченный огромной ответственностью»42. Однако дальнейший имидж Ельцина не соответствовал этому заявлению. Путин более последовательно поддерживает свой имидж и, как следствие, значительно более популярен. Если второе избрание Ельцина произошло по принципу «а больше некого», то последнее избрание Путина – свидетельство доверия со стороны большинства россиян.

 Итак, последовательность личностного  позиционирования – еще одно  немаловажное качество лидера.

Существуют различные классификации  феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров  на авторитарных и демократических. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы, в их привлечении к управлению.

Одна из классических типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимации власти. Эти способы не в последнюю очередь связаны с тем имиджем, который создает себе лидер. Одно дело, когда речь идет о традиционном лидерстве, т.е. основанном на обычаях, традициях, этот вариант практически остался в прошлом. Другое дело, если лидер избран демократическим путем – здесь способ легитимации можно, согласно Веберу определить как рационально-легальный или рутинный. Но наиболее «имиджевый» вариант: харизматический лидер43.

 Харизма складывается из  реальных способностей лидера  и тех качеств, которыми его  наделяют последователи. При этом  индивидуальные качества лидера  нередко играют второстепенную  роль в формировании его харизмы.  Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

В современном понимании существуют четыре собирательных образа лидера: знаменосец, служитель, торговец, пожарный. Лидера-знаменосца отличает собственное  видение действительности, привлекательный  идеал. Яркими представителями такого лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера – торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

Разумеется, в реальной жизни в  чистом виде эти идеальные образы практически не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных  пропорциях.

Разнообразие такого рода имиджей объясняется широким кругом решаемых лидерами задач (функций лидерства). Среди них можно выделить три общие функции: политический диагноз, предполагающий оценку ситуации, определение направления программы деятельности, служащей решению проблемы, мобилизация исполнителей на реализацию целей.

Решение этих проблем зависит не от одного лидера, в любом случае исполнитель наделен той или  иной свободой выбора, а деятельность индивидов, составляющих общество, вносит те или иные коррективы в осуществление любых планов. Поэтому важное значение имеет восприятие лидера общественным сознанием, чем благожелательнее это восприятие, тем больше шансов на успешное решение проблемы, которое реализует лидер с помощью исполнителей и при поддержке общества. (О важности этой поддержки мы скажем еще в следующем параграфе).

Выводы: призвание лидера, прежде всего, заключается в интеграции общества, объединении масс и нацеливании  их на решение конкретных задач, причем разработка этих решений тоже, как  правило, возлагается на лидера. Для успеха подобной деятельности необходимо сформировать образ лидера, отвечающий массовым ожиданиям. Составляющие этого образа включают в себя не только деловые качества лидера, но и информацию о его личной жизни: семье, увлечениях, состоянии здоровья. Знание этих деталей с одной стороны помогает населению лучше представлять себе субъекта, управляющего ими, с другой стороны, такие детали способствуют при правильной их подаче укреплению общественных симпатий к лидеру и поддержанию интереса к нему и его деятельности.

3.2. Имидж госслужащего-исполнителя  и его значение для реализации функций государственного управления.

 

На наш взгляд, тема, рассматриваемая  в данной части работы может считаться  наиважнейшей, поскольку ее разработанность  в настоящее время в отечественной практике, если не стремится к нулю, то близка к этому показателю. Когда речь заходит об имидже государственной власти, это понятие ассоциируется с ее высшими эшелонами, начиная, как минимум, с губернатора.

 Но имидж власти формируется в глазах рядового человека и для этого человека (избирателя, налогоплательщика, носителя верховной власти, согласно Конституции). А этот человек в своей повседневной жизни гораздо чаще сталкивается с сотрудниками милиции или рядовыми чиновниками налоговой инспекции, нежели с губернатором или Президентом.

 Об имидже губернатора или  Президента задумываются в основном  перед очередными выборами, а  мнение о работе низших чиновников  складывается постоянно, в ходе  повседневной жизни. И это мнение  оказывает, пусть опосредованное, но заметное влияние, на мнение обо всей администрации в целом, и на выборах, так или иначе, скажется в пользу того или иного кандидата.

 Формирование имиджа может  происходить либо при сознательном  позиционировании власти, либо автоматически, поскольку человек, имея дело с каким-либо явлением, всегда оценивает его с той или иной точки зрения. Следовательно, имидж власти как имидж ее представителей существует в объективном измерении, поэтому для того, чтобы этот имидж формировался в желаемом направлении надо приложить соответствующие усилия. Речь идет не о том, что управляемой массе нужно внушить ложные представления о власти. Если это и станет целью какой-либо политической группировки, то достижение этой цели возможно лишь на определенный срок, поскольку достаточно давно было замечено, что можно долгое время обманывать одного человека, можно какое-то время обманывать целый народ, но нельзя целый народ обманывать долгое время.

 Суть в том, что имидж,  закрепившийся в общественном  сознании, в процессе своего закрепления влияет и на самого носителя имиджа. Поэтому государственный служащий, позиционированный в общественном сознании определенным образом, в той или иной степени, но обязательно воспримет черты имиджевого характера, сделав их неотъемлемой принадлежностью своей личности.

 Мы рассмотрим эти положения  на примере формирования имиджа  сотрудников правоохранительных  органов как рядовых госслужащих,  с которыми наиболее часто  сталкивается обыватель.

 За рубежом полицейское позиционирование является уникальным, но достаточно распространенным явлением современного общественного развития. Полицейскую деятельность и ее восприятие обществом легко можно экстраполировать на соответствующие российские реалии.

 Деятельность полиции, впрочем,  как и других государственных структур, протекает в условиях чрезвычайно информационно насыщенного пространства. При этом полицейская (милицейская) деятельность вследствие особого восприятия преступности в общественном сознании привлекает чрезвычайно большое внимание, постоянно находясь под пристальным контролем общественности.

 Ошибкой является укоренившееся  мнение, согласно которому население  оценивает деятельность милиции,  исходя из проделанной ею работы  и достигнутых результатов. Такое  мнение высказывают С.А. Дербичева и П.Н. Астапенко, на чью работу мы уже ссылались выше.44 Данная точка зрения представляется логичной, поскольку население не обладает ни достаточной информацией, ни специальными знаниями, чтобы оценить, допустим, качество оперативно-розыскной работы местного ОВД. (Как и работу любого другого подразделения государственной службы).

 Население оценивает качество  услуг, получаемых от милиции  (или иной государственной структуры). При этом к ним предъявляются  те же требования, что и к  деятельности коммерческих, общественных структур. В содержательном плане эта оценка включает: быстроту обслуживания, отношение к обратившемуся, коммуникабельность, чувство осознанного уровня безопасности, открытость, доступность, профессионализм.

 Из этих показателей складывается  символический образ государственного  служащего (милиционера и др.), т.е. имидж. 

 Здесь кстати будет сказать  о том, что полицейское (милицейское  ) позиционирование нельзя трактовать  исключительно как деятельность, направленную на внешнюю среду (общество), так же, как и позиционирование любой другой сферы государственной службы. Позиционирование должно иметь и внутреннюю направленность, т.е. в отношении самих служащих.

 Внутренний аспект позиционирования  имеет, возможно, даже большее значение, чем внешний, поскольку нельзя сформировать чувство доверия к организации и возбудить желание поддержать ее, если сами сотрудники выказывают какими-либо способами равнодушное или негативное отношение к ней.

 Интересно заметить, что решение проблемы внутреннего позиционирования не только и не столько в обеспечении высокой заработной платы.

 В российском обществе бытует  мнение, особенно среди сотрудников  милиции, что западные полицейские  получают большую заработную  плату. «Да, они получают большую заработную плату, если сравнивать ее с заработной платой российского милиционера. По сравнению же с заработной платой представителей других профессий она невелика, и не идет ни в какое сравнение с заработной платой представителей иных юридических специальностей, а также сотрудников прокуратуры, спецслужб, суда. Знакомая ситуация. Но при этом желающих работать в полиции всегда больше, чем в названых ведомствах, а по степени доверия со стороны общества и суд, и прокуратура, и спецслужбы всегда значительно отстают от полиции»45

 Обрисованная выше ситуация  – логическое следствие постоянного  присутствия важнейших компонентов  внутреннего полицейского позиционирования: карьеры и системы социального  обеспечения. Все это вместе  с марочной стратегией работает на формирование положительного имиджа полицейского как представителя государственной власти и служителя общественных интересов.

 При этом надо учитывать,  что неуклонный рост преступности  и процессы глобализации объективно  будут способствовать только  возрастанию подобного внимания, предъявляя еще более высокие требования и стандарты к исполняемой госслужащими работе.

 В данной ситуации будущее  государственной службы в плане  имиджа зависит от эффективности  ее деятельности. Например, для милиции  это означает, что необходимо искать и активно использовать ресурсы, ранее практически не применявшиеся в деятельности ОВД.

 Полицейское (милицейское) позиционирование  – это общая основа, своеобразный  фон, посредством которого создаются  наиболее действенные условия для деятельности этой службы. Сутью позиционирования, его практическим воплощением и выражением можно назвать марочную стратегию.

 Марочная стратегия, как известно, имеет два основных уровня:

  1. Внешний брендинг – деятельность направленная вовне: ее адресат – общество. Она включает в себя совокупность средств и методов, посредством которых происходит закрепление характерных особенностей деятельности, в нашем случае – милиции, в общественном сознании, а также активное привлечение внимания общества и других органов власти к проблемам своей деятельности и определению стратегических приоритетов, формирование чувства ответственности у сотрудников. И наконец, это формирование и закрепление за полицией ее отличительных особенностей, а также четко определенное восприятие ее деятельности.

Информация о работе Имидж государственного служащего