Понятие этики в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Любое новое социально значимое дело развивается на основе предварительного изучения предмета, объекта, целей этого дела, методов, технологий с оценкой их эффективности. Но исследования на людях требуют очень высокой этической ответственности и грамотности.

Вложенные файлы: 1 файл

Метериал по этике.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  1. Этика исследований в социальной работе.

 

Любое новое социально  значимое дело развивается на основе предварительного изучения предмета, объекта, целей этого дела, методов, технологий с оценкой их эффективности. Но исследования на людях требуют очень высокой этической ответственности и грамотности.

В российской науке приняты  этические подходы к проведению научных исследований подобного характера. Они базируются на опыте кодекса Американской психологической ассоциации, принятого в 1975 г.: «Этические принципы в проведении исследований над людьми». Эти принципы сводятся к ряду позиций.

  1. Уважение к индивидам и группам, являющимся объектом исследования.
  2. Честность и открытость.
  3. Добровольность участия клиентов в исследованиях.
  4. Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследования.
  5. Гарантированность сохранения тайны исследования (конфиденциальность).
  6. Контроль за ходом исследований.
  7. Использование результатов исследования исключительно на благо клиента. Здесь должна быть реализована заповедь «наука для людей, а не люди для науки».

Строя любое исследование, надо прогнозировать не только ближайший, но и отдаленный результат. Мы имеем горький опыт аварии на ЧАЭС, где наука гарантировала на несколько столетий отсутствие аварий. Итогом было массовое переселение без всякой науки, а страдает человек.

В Республике Беларусь также  идет работа в этом направлении обеспечения исследований. На этику обращается особое внимание.

 

 

  1. Ответственность и долг социального работника перед профессией, перед коллективом (коллегами), перед самим собой.

 

Стандарты этического поведения социального  работника 

  • Этическое поведение по отношению к профессии 
  • Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами.
  • Этическое поведение по отношению к коллегам.
  • Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям.

 

Этическое поведение социального работника  по отношению к профессии

  • Соблюдает Кодекс этики, утверждает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их.
  • Повышает качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям.
  • Повышает статус социальной работы, защищает ее от необоснованной критики и укрепляет у людей веру в ее необходимость.
  • Принимает участие и поощряет других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов.
  • Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивает свои профессиональные и личные возможности.
  • Разъясняет окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социальной работы.

 

+Медведева 

  1. Деонтология в социальной работе. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

Деонтология является одной  из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижением физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых, в конечном счете, направлена деятельность.

Деонтология социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о  долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Осознание социальным работником своего профессионального долга - есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального рaботника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.

Категория "профессиональный долг" выражает нравственные обязанности  специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному  окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Долг - одна из важнейших  категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определённых действий.

В категории "долг" наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального  работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

Долг как "высокая  нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей", внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.

Ответственность специалиста  характеризует его личность с  точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части  профессионально-квалификационных и  личностных качеств и деятельности. Когда же , долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.

Деятельность социального  работника сопряжена с высокой  степенью самостоятельности и моральной  ответственности, представляющей собой  сознательное отношение к профессиональному  долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, - в соответствии с известным принципом - "прежде всего, не навреди", приписываемом Гиппократу.

Социальная работа как  вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, и обязанности социального работника являются отражением объективной социальной реальности. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере.

При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг - как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе "человек - среда" - для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг.

Руководствуясь в своем  поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, - от групповых до общественных - специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

  • высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы; четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение; профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы; глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента; сознательное и активное участие в профессиональной деятельности; целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента; заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы; высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению; наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга; стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу - напротив, они дополняют друг друга.

Нравственное поведение  в профессиональной деятельности, даже в такой гуманной и этичной, как социальная работа, вовсе не вытекает автоматически из контекста обстановки, в которой проходит деятельность, и содержания труда, хотя до некоторой степени определяется стандартными функциональными обязанностями. Однако профессиональная деятельность никогда не сводится к механическому выполнению функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, профессионал выполняет по внутреннему убеждению и побуждению, без непосредственного побуждающего воздействия извне, действуя при этом сознательно и творчески. Это является одной из особенностей труда социального работника - существующие формы управления профессиональной деятельностью специалиста, система прав и обязанностей и способы их реализации оставляют простор для творчества социального работника, что делает еще более значимым мотивирование профессиональной деятельности соображениями морального долга.

Информация о работе Понятие этики в социальной работе