Понятие этики в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Любое новое социально значимое дело развивается на основе предварительного изучения предмета, объекта, целей этого дела, методов, технологий с оценкой их эффективности. Но исследования на людях требуют очень высокой этической ответственности и грамотности.

Вложенные файлы: 1 файл

Метериал по этике.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Принцип равенства  и не равное распределение ресурсов. В практике есть два стандарта распределения ограниченных ресурсов: безусловный стандарт (это, когда мы отдаем средства по праву на него) и сравнительный стандарт (сравниваем потребности клиентов и отдаем средства более нуждающимся).

Коллегиальность и «доносительство». В случаи, если кто-то из соц.работников нарушает закон или правила организации (службы) остальные работники попадают в сложную ситуацию и в этом случаи сталкиваются между собой дружеские чувства и профессиональная ответственность.

Эти и другие этические  проблемы социальной работы требуют  выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых  социальные работники стремятся  найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

 

  1. Этика взаимодействия социального работника-консультанта с клиентом.

Для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи, можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Общение как универсальная  форма жизнедеятельности человека и  
способ человеческого бытия возникло в глубокой древности вместе с  
появлением человека.

В социальной сфере общение  обретает особую значимость, здесь  это главный способ деятельности. В процессе общения происходит рациональное, эмоциональное и волевое  
взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание.

Основные функции общения:1. Информативная 2. Политическая 3. Нравственно-этическая 

Роль нравственно-этической  функции наиболее важна в работе социального работника.

 К функциям профессионального  общения можно отнести функцию социальной защиты, адаптирующую, интегративную. Но прежде всего это принципы нравственно-этического характера, включая такие общечеловеческие ценности, как добро, истину, сопереживание. Это относится к тем, кто работает в социальной сфере непосредственно с людьми.

Оказание помощи индивидам  и группам поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего  воздействия показывает, что круг задач включает в себя широкий  диапазон навыков и умений социального  работника, и выполняется посредством общения. В процессе своего общения социальный работник выполняет и свои профессиональные обязанности - организационные, информативные, выступает в качестве адвоката, консультанта.

Социальные работники  часто находятся между властными  структурами и безвластными просителями услуг, стараются достигнуть сотрудничества с другими в интересах своих клиентов.

 Работа с каждым клиентом, с одной стороны, предполагает индивидуальный подход, а с другой - овладение определенными технологиями, которые могут применяться социальным работником в работе с разными категориями клиентов

Общие правила и установки  консультанта, структурирующие процесс  консультирования и делающие его  эффективным:

  1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.
  2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.
  3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
  4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
  5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
  6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.
  7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.
  8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет, и не может быть наилучшего теоретического подхода.
  9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.
  10. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

 

 

 

  1. Особенности требований к нравственно-этическому кодексу социального работника Республики Беларусь, вытекающие из этнических и социально-экономических условий.

 

Профессия специалиста  по социальной работе пользуется все  большим уважением в Беларуси. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в Беларуси. В Беларуси появилась осознанная потребность в социальных работниках.  Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике «Специалист по социальной работе» (1991 год). Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

Беларуси  еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей Беларуси  и ее отдельных территорий. Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандарты социального работника, выработанные в Европе и Америке, оцениваются в новом свете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе. 

  Для выполнения предписанных  социальным работником функций  им необходимо не только соответствующее  профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.

    За последнее время было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут стать основой решений этических проблем в социальной работе, учитывая свои особенности в силу специфики профессии, времени, страны.

 

  1. Этические ценности социальной работы и факторы, обуславливающие необходимость развития этики социальной работы.

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили  значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором и произошли некоторые  изменения, но ключевые элементы сохранились.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Социальная работа более  других профессий располагается  в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы. Помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики как конфиденциальность и толерантность.

Основываясь на гуманизме  и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем: а) зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач; б) разработка этических стандартов профессии; в) этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблемы ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким–либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.

Более чем три тысячелетия  назад человечеству были заповеданы десять заповедей, ценность которых и в наше время вряд ли кто может оспорить. Текст заповедей не имеет себе равных по простоте изложения и концентрации, заключенных в ней мыслей и идей. В то же время он является кратким изложением этических принципов всего человечества. Это -  вера в единого Бога  и запрет клясться его именем; уважение к родителям; императивы – «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством», «не желай дома ближнего своего». Общечеловеческими они стали и потому, что по своей сущности отражают человеческое зло и все те возникающие проблемы общества, которые волновали и будут волновать человечество во все времена.

Социальная работа как  профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям находится в стадии становления, формирования и постоянного развития. И сегодня в условиях социальной нестабильности, общественных преобразований проблема становления и развития этического сознания социального работника весьма актуальна. Назрела необходимость осознания важности формирования этических качеств социальных работников, призванных к высокой гуманной цели: помогать людям оказавшимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности.

P.S. + Место и роль ценностей в соц.работе

 Целевые области развития этических норм в системе социальной работы

  • Развитие этических норм на всех уровнях управления государственной системы социальной защиты.
  • Формирование этических норм в работе социальных служб среди самих работников социальных служб, работающих непосредственно с клиентами.
  • Развитие этических норм общественной системы социальной защиты.
  • Наиболее приемлемым на данном этапе представляется комплексное, гармоничное развитие государственной системы с широким привлечением к ее развитию специалистов социальных служб и параллельным развитием общественной социальной защиты. Этот подход требует совершенствования законодательства на основе соответствующего развития этических принципов в становлении социальных служб и, конечно, серьезной работы по подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе.

 

  1. Профессиональная этика: понятие, сущность, основное назначение. Профессиональные особенности социальной работы.

Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональной этики — одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Информация о работе Понятие этики в социальной работе