Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа
Любое новое социально значимое дело развивается на основе предварительного изучения предмета, объекта, целей этого дела, методов, технологий с оценкой их эффективности. Но исследования на людях требуют очень высокой этической ответственности и грамотности.
Положения Кодекса являются
результатом многолетней
Этический кодекс – свод нравственных норм и правил, предписываемых к исполнению, принятых ассоциацией или профсоюзом профессиональных социальных работников и предназначенных в качестве стандарта этических отношений в профессиональной деятельности.
Из сказанного явствует, что этический кодекс – своеобразный эталон профессионального поведения социального работника в процессе своей деятельности, отлаживания взаимоотношений между субъектом и объектом социальной работы.
Этический кодекс должен базироваться на устойчивых постулатах морали, но он не может быть застывшим, должен развиваться и дополняться с появлением или осознанием новых требований морали. Например, изменение социальной экономической среды меняет личностные ценности. Со временем могут появляться новые законы, и может меняться сущность профессиональной социальной работы, что влечет появление новых этических норм.
В целом этические требования к специалисту, предъявляемые в кодексе, сводятся к двум группам:
первая – требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности;
вторая – требования к личности профессионала.
Личностные качества профессионала в социальной работе необходимы для достижения следующих эффектов:
Основу содержательных требований к кодексу социального работника составляют моральная норма и моральные правила.
Моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.
Моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда.
Как видим, правила – это более динамичные, гибкие требования к социальному работнику, используемые в его технологиях работы. Нормы могут закладываться в законы и принципы, а правила – в текущие технологии работы.
Основные принципы Кодекса социального работника:
Специалист по социальной работе должен заниматься практикой.
Социальный работник должен придерживаться социальной объективности.
Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть.
Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста.
Социальный работник должен осознанно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации.
Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение проблем.
Социальный работник должен с достоинством вести деловые отношения с клиентом.
Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента.
Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента.
Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.
Рассмотренные нравственно-этические принципы и ценностные ориентиры – жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость – являются теми основами, на которых строится этическое сознание социального работника.
Основа Кодекса – общечеловеческие ценности, жизненная порядочность, высокогуманные идеи. Тем не менее, для социального работника знание этических принципов Кодекса явно недостаточно. Нужна качественная профессиональная подготовка, овладение технологиями социальной работы, мастерство в применении социально-педагогического инструментария, утонченная способность выбора наиболее эффективных форм и методов работы, душевная теплота, альтруистическое начало, коммуникабельность. Социальный работник должен изжить в себе те привычки, склонности и т.д., которые являются вредными либо отрицательно оцениваются общественным мнением. Это немаловажно, ибо в противном случае деятельность такого специалиста выйдет не только за рамки этических норм, но и элементарной логики: «Пытается избавить от пороков других, сохраняя их в себе»
+ конспект (требования к кодексу, направленные на то, чтобы он был авторитетным и эффективным)
Профессия социального работника имеет довольно широкий диапазон, и люди различных характеров и склонностей получают возможность реализовать в ней свои способности и интересы. Многие профессионально важные характеристики можно развивать и формировать путем обучения и тренингов, тем не менее, имеют место и такие профессионально важные характеристики и качества, которые трудно приобретаются и плохо компенсируются.
Сознание существует
как духовное отражение мира. Важным
моментом сознания выступает самосознание
– осознание личностью
Сознание теснейшим
образом связано с
Человек, избравший эту профессию, должен обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, милосердием, альтруизмом, внимательностью, уважительностью, порядочностью, честностью, терпеливостью, терпимостью, последовательностью, настойчивостью, работоспособностью, энергичностью, гибкостью, деликатностью, умением расположить к себе. Он должен уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы, руководствоваться Кодексом профессиональной этики. Осведомленность в вопросах этики является отличительной чертой социального работника.
Необходимо подчеркнуть, что этические требования выступают фактически как категорический императив. Это не просто пожелания, а правила, обязательные для выполнения. Это как бы невидимый третий, профессиональный внутренний цензор. Кодекс определяет профессиональную направленность работника, контролирует его компетентность, содержит в себе те этические установки, которые вырабатывались на всем протяжении становления и формирования профессии социального работника.
Объективное единство общекультурного, социально-нравственного уровней, профессионально-этических принципов, общечеловеческих идей, мировоззрения, ценностных ориентиров и гуманистических технологий и составляет основу профессионального этического сознания социального работника – его профессиональную культуру.
Один из величайших гуманистов ХХ века А.Швейцер сказал, что псевдоэтика начинается там, где кончается гуманность. Это важнейший постулат всех этических норм и правил деятельности социального работника, главный путеводитель в нашем профессиональном становлении, и именно в этом начало профессиональной этики социального работника, его этического сознания.
Целесообразным является формирование культуры межличностного общения социальных работников: знание особенностей профессионального общения и основ этической культуры социального работника; поэтапное формирование профессиональных и духовно-нравственных качеств; знание основных теоретических направлений, научных концепций социальной работы, механизмов и направлений социальной поддержки различных социальных групп общества (инвалиды, безработные, сироты, трудные подростки, семья, лица, освобожденные из мест лишения свободы и т.д.)
Важнейшим составляющим формирования этического сознания социального работника должно быть: формирование в себе мыслящего специалиста-практика, умеющего гибко и точно решать социальные проблемы клиента; владеть стратегиями выбора этических и социальных теорий и технологий социальной работы; овладевать навыками самостоятельного научного поиска, творческой постановки задач и эффективного разрешения проблем.
Находясь в специфических стрессовых ситуациях особого риска, социальный работник подвержен различным психическим нарушениям (утрата ценностных ориентаций в труде, синдром усталости и переутомления, вызывающей замкнутость, тревожность, агрессию, психологическую напряженность, порожденную конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем и т. п.). Чтобы избежать этих заболеваний социальный работник должен обладать специфическими стрессоустойчивыми качествами, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, умением переключаться и управлять своими эмоциями, готовностью к психическим перегрузкам, владеть навыком самообладания.
Формирование столь комплексных качеств социального работника достигается повышением его культуры общения, обеспечивающей взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Необходимо также сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, приносящее высшее удовлетворение и составляющее смысл и счастье жизни; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой.
Как известно профессиональной
социальной работе предшествовал допрофессиональн
В этом плане большую роль сыграли такие личности, как Ричмонд, Соломон, Адамс и другие. Они не только обосновали и ввели в практику определенные модели помощи (такие как «кейсуорк» или работа со случаем, методы групповой работы), но и сформулировали общие принципы взаимодействия социального работника и клиента. Были основные заповеди: симпатизировать клиенту, поощрять его, отдавать ему предпочтение, строить с ним совместные, ясные планы действий, т.е. многие из тех стандартов, которые легли в основу этического кодекса социального работника, закрепили нормативные умения и навыки специалиста, и его этическую сторону.
Базовым компонентом формирования профессиональной культуры социального работника является профессиональная подготовка. Программа подготовки должна содержать основные элементы знаний о человеке и обществе: социологию, медицину, организацию культдеятельности, валеологию, социальную политику, физическую культуру, конфликтологию, психологию, социальную психологию, педагогику, социальную педагогику, вопросы этики, эстетики, права и др.
Полученные знания должны быть трансформированы в высокую квалификацию специалиста. Необходимо развивать высокопрофессиональное владение навыками постановки социального диагноза, формирования гуманных отношений в социуме, в выборе адекватных методов и технологий в социальной работе. Овладевать профессионально-этической культурой, включающей единство нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности.
Весьма важно развитие умения построения гипотез, создания социально-педагогических проектов и моделей, осуществления социально-педагогических интервенций, навыки исследований и научно-исследовательской деятельности.
P.S.+ тренинг
Аксиология (греч axis - ценность, logos - учение) в широком смысле - теория ценностей. Сам термин появился в начале ХХ века, однако, вопросы природы ценностей ставились на протяжении всего развития философии и этики.
Наиболее фундаментальные вопросы этической аксиологии - вопросы добра и зла. Что такое добро и зло? Каково их происхождение? Являются ли они свойствами самих вещей или приписываются им человеческим сознанием?
Добро и зло
- предельно общие оценочно-
Если идеал понимается как отношения солидарности и гуманности, то добро заключается в установлении отношений доверия, взаимопомощи и согласия, а зло - в отношениях отчужденности, недоверия и вражды.
Объективным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласии.
Добро и зло – категории этики, в которых выражается нравственная оценка социальных явлений и поведения людей. Добро – это то, что общество (или данный класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло – категория, противоположная добру, не одобряемая обществом.