Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа
Любое новое социально значимое дело развивается на основе предварительного изучения предмета, объекта, целей этого дела, методов, технологий с оценкой их эффективности. Но исследования на людях требуют очень высокой этической ответственности и грамотности.
Представители целого ряда профессий с высокой степенью индивидуализации, имевших жизненно важное значение для всех членов общества, ранее других осознали необходимость этической регламентации своей деятельности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа» и некоторые другие сложились несколько ранее. Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы является регулятором поведения и действий людей в профессиональной сфере.
Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика, возникающая первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе этические требования к процессу и результатам деятельности, к отношениям, возникающим в процессе деятельности. Они также включают выводы, сделанные на основе обобщений.
Профессиональная этика, вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей, систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональная этика, возникшая много столетий назад, не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.
Социальная работа, как
особый вид профессиональной деятельности,
обладает специфической, только ей присущей
совокупностью идеалов и
Социальный работник должен руководствоваться принципами профессиональной этики на всех уровнях взаимодействия, тем более, что многоуровневая система этики социальной работы определила, какими критериями следует руководствоваться. Рассмотрим уровни этики социальной работы более детально:
1. Применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник — клиент, социальный работник — социальный работник, социальная служба — социальная служба и т. п. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание с точки зрения представителей профессиональной группы.
2. Оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий, клиентов и их окружения воздействие.
3. Оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Профессиональные этические отношения в социальной работе заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек — среда». Эти отношения возникают между социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.
Этическое сознание социального
работника представляет собой отражение
его социального бытия и
Деятельность социального
работника характеризуется
Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;
регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника, чтобы он гармонично вписывался в деятельность всей профессиональной группы и соответствовал сущности профессии;
организационная — служит
улучшению организации
управляющая — служит
средством социального
мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и. представителями различных учреждений;
рационализирующая —
облегчает социальному
превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
разрешения противоречий — способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;
информационная —
приобщает социальных работников к
системе ценностей
социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций, многоуровневая система и обширный перечень категорий профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью. Этически ориентированная социальная работа соединяет сущее с должным на основах морали и нравственности. Она не ограничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рассматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственных интересов, т. е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсолютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших этических постулатов: каждый социальный работник ответствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может предотвратить.
Социальные и исторические предпосылки этического кодекса социального работника.
Ни социальный работник, ни клиент не находятся вне всей социальной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность граждан в обществе. А к этой сфере относятся и система образования, и здравоохранения, и наука, и собственно система труда и социальной защиты, и спорт, и культура.
Конечно, в каждой сфере деятельности мораль имеет важное значение, но особое значение она приобретает в собственно социальной системе и именно в период социально-экономического переустройства общества. Рыночные отношения приводят к напряжению на рынке труда, расслоению общества по имущественному признаку. Государство и негосударственный сектор вынуждены создавать новую область профессиональной деятельности – социальную работу. Она является своеобразным посредником между государством и широкими массами населения. Специальность быстро развивается, хотя обеспечить специалистами отрасль не так просто. Привлекаются на должность специалистов и вообще социальных работников люди, оказавшиеся без места работы и не имеющие профессиональной подготовки в области социальной работы.
Кроме государственных учреждений создаются различные негосударственные службы по оказанию широкого спектра социальных услуг. Появляется необходимость введения особых форм контроля за деятельностью социальных служб – профессиональных этических кодексов.
Эти кодексы в значительной мере компенсируют и недостатки правового обеспечения сферы социальной работы. Законодательство в период преобразований отстает от потребностей социальной сферы, так как законотворческая деятельность также требует грамотных кадров в исполнительной и законодательной ветвях власти. Они должны быть как в Министерстве социальной защиты, так и в соответствующем аппарате областного уровня, или в верхней или нижней палате парламента. Пока дипломированных специалистов или нет, или их явно недостаточно.
В результате или отсутствуют некоторые законы, или ряд статей принятых законов не работают.
Нравственный этический
кодекс во многих сложных
Социальный работник,
возможно, как никакой другой специалист
остается один на один со своей компетентностью,
совестью, морально-нравственными