Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:43, реферат
Культура в общефилософском понимании этого слова есть исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Другая группа средств выразительности речи -- это синтаксические средства (фигуры речи). К ним принято относить:
риторический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор -- многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания. Разновидность повтора -- анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение оратора).
Очень важно в самом начале речи привлечь внимание слушателей и стремиться поддерживать его в течение всего времени общения с аудиторией. Прямые призывы к слушателям, как правило, малоэффективны. Более действенны специальные приемы привлечения внимания, которые подразделяются на композиционные, речевые и методические.
К композиционным приемам
относится подбор первых эффективных
фраз, содержащих интригующую информацию
или очень интересные для аудитории
факты, которые сразу приковывают
к себе ее внимание. Для поддержания
внимания очень эффективен прием
порционного выброса
Существенно повышает внимание
слушающих вопросно-ответный ход
рассуждений говорящего, а также
контрастное сопоставление
К речевым средствам повышения внимания относится: использование в речи литературных образов, цитат, пословиц, поговорок и крылатых слов. Вызывает повышенное внимание аудитории, позволяя ей расслабиться и сделать естественную паузу для отдыха и шутливое остроумное замечание.
Но, прибегая к шутке, не следует забывать того , что:
"Когда смех, игривость
и юмор служат средством,
Методическими средствами повышения
внимания принято считать рассмотрение
проблемных ситуаций, придание высказываниям
полемического характера, а также
использование обращений к
Риторика -- это теория ораторского искусства. Великий оратор древности Марк Туллий Цицерон так характеризовал обязанности оратора:
1. Найти, что сказать.
2. Расположить найденное по порядку.
3. Придать ему словесную форму.
4. Утвердить все в памяти.
5. Правильно произнести.
6. Расположить к себе слушателей.
7. Изложить суть дела.
8. Установить спорный предмет.
9. Подкрепить свое положение.
10. Опровергнуть мышление противника.
11. Сделать заключение, придать
блеск своим выражениям и
Риторика выработала много требований к личности оратора, его языку, темпу и ритму речи, мимике, жестикуляции, расположению материала в речи, риторическим фигурам.
Существует целый "набор" ораторского инструментария, элементами которого являются коммуникационные эффекты.
8. Первое впечатление
Чтобы достичь успеха, не всегда достаточно затратить тысячи долларов на образование и гардероб делового человека. При всех прочих равных условиях положительное первое впечатление часто является определяющим фактором (например, при поступлении на работу по конкурсу). Для того, чтобы произвести первое впечатление, достаточно 15 секунд. Но если все же оно окажется отрицательным, вам потребуется вся жизнь для того, чтобы его изменить.
Один руководитель отдела кадров заметил: "Не много найдется молодых специалистов, которые понимают, что искусство уметь вести себя на работе играет такую же важную роль, как и производственные успехи. Многие молодые люди не продвигаются по служебной лестнице по единственной причине -- из-за отсутствия блеска! Очень жаль, что некоторые служащие не понимают, что так называемые "несущественные детали" производят вполне существенное впечатление.
Ключом к секрету хорошего первого впечатления служит "Правило двенадцати".
Первые 12 шагов, сделанных вами, должны говорить о вашей уверенности в себе. Независимо от того, идете ли вы от стоянки автомобиля к зданию офиса или по коридору, в вашей походке должна чувствоваться уверенность. Она должна быть энергичной, решительной и живой. Люди, ускоряющие свой шаг на 10% по сравнению с другими, воспринимаются как успевшие уже много сделать. Поэтому ускорьте свой шаг!
Первые 12 слов, которые Вы
произносите при встрече, должны
содержать некоторую форму
12 дюймов вниз от макушки
вашей головы должны быть
12 дюймов от пола до
середины ног должны быть на
соответствующем уровне. Обувь должна
быть начищена до блеска и
выглядеть как новая, даже
Как правило, вначале оратора воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на его дальнейшие взаимоотношения с аудиторией. Поэтому предприниматель должен взять на вооружение эстетику одежды, уметь использовать "Правило первого впечатления" или "Правило 12-ти". Участвуя в деловом общении следует знать, что:
1. Не следует допускать
эксцентричности в одежде. Ничто
в одежде не должно связывать
свободу движений. Не надевайте
плотно обтягивающих костюмов, стесняющих
движение плеч и рук. Мужчины
должны быть чисто выбритыми,
освободиться от ненужных
2. Жесты в речи являются
одним из средств передачи
информации, которые призваны ее
усиливать и помогать убеждать
слушателей. Целесообразность
Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности.
Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Оратор не должен специально "придумывать" жесты, но и контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами:
1. Жесты должны быть непроизвольными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем.
2. Жестикуляция не должна
быть непрерывной. Не
3. Управляйте жестами.
Никогда жест не должен
4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
5. Жесты должны отвечать
своему назначению. Их количество
и интенсивность должны
Для оратора большое значение имеет "техника говорения", т.е. техника речи, составными частями которой являются: постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи -- в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Техника речи обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит, что следует уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть в соотношении 1:15 -- 1: 20.
Если вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и незаметно.
Кроме чисто физиологических есть и психические предпосылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем большими интересными фактами он располагает, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразительность.
Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.
Темп речи определяется также и длительностью звучания отдельных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, подобно гармонии, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения и выражаемых ими чувств.
Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенностей самого оратора и характера содержания его речи. Большинство ораторов произносит от 120 до 150 слов в минуту.
Торопливость речи, вызываемая
робостью, -- один из наиболее распространенных
и серьезных недостатков. Слишком
быстрая речь является следствием полного
безразличия оратора к
Вялая речь -- порок флегматичных и ленивых людей. Эти люди не задумываются над тем, сколько времени они раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут себе представить, что слушатель уже теряет способность следить за смыслом высказывания, прежде чем такие ораторы доберутся до его конца.
Длительность слогов, представляющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Нервные, порывистые ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате неприятная для слуха резкость.
На темп речи существенно влияет пауза. Эффект паузы полезен во многих отношениях. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после -- один из способов выделить его. Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.
Главная задача паузы -- психологическая. Она нужна для того, чтобы обратить внимание аудитории и дать ей рассмотреть оратора, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях -- это психологический прием, цель которого привлечь внимание, вызвать интерес.
Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного.
В технике речи большое
значение придается работе над дикцией.
Многие ораторы говорят небрежно,
неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно
артикулируя звуки. Это плохо, поскольку
ведет к тому, что искажается слово,
а за ним и мысль, аудитория
теряет интерес к выступлению, не
в силах разобраться в