Речевые этикетные формулы обращения к собеседнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Содержание

Введение......................................................................................................3-4
ГЛАВА I: Речевой этикет.
1.1 История возникновения речевого этикета...............................5
1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его
формирование.................................................................................................5-7
ГЛАВАII: Правила и нормы речевого этикета.
2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,приветствие..................................................................................8
2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания.....................................................................9-11
2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,резюмирование и комплименты ….............................................11
2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении посредством телефона.................................................................................12
Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры
страны (от автора)......................................................................................13-14
ЛИТЕРАТУРА …....................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по основам.docx

— 17.34 Кб (Скачать файл)

1)Официальные (деловые)-между  незнакомыми или малознакомыми  людьми.

2)Неофициальные (частые).

3)Нейтральные – между знакомыми, но равными по положению и возрасту.

4)Дружеские – между близкими людьми.

      Правила разговора по телефону:1.) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные – на домашних  2.) Неприлично звонить до 9 утра и после 22:00. 3.) Нельзя звонить незнакомым людям, если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон. 4.) Разговор не должен быть долгим – 3-5 минут. 5.) Абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон.6.) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?»                                                                

                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                       Заключение

 

 

 

    Завершая работу, отметим следующее. Культура речи - это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей. При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи: нормативный; этический; коммуникативный. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога. Культура речи - это, прежде всего, её реальные признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о её коммуникативном совершенстве:точность речи ("Кто ясно мыслит, ясно излагает"); логичность, владение логикой рассуждений; чистота, т.е. отсутствие чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности элементов; выразительность - особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; богатство - разнообразие речи, отсутствие одних и тех же знаков и цепочек знаков; уместность речи - такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступлениям.Таким образом, правильность речи, богатство индивидуального словаря повышает эффективность общения, усиливает действенность устного слова.Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Она составляет основу любой другой деятельности человека: производственной, коммерческой, научной и других.Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Итак, культура речи - важнейшее условие общения. И овладение основами речевой культуры для каждого человека - не только необходимость, но и обязанность. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения коммуникативных задач.

 

 

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:      

 

 

                                               

1. Акишина А. А., Формановская  Н. И. «Русский речевой этикет»  М.,1983.          

2. Гольдин В.Е. «Речь  и этикет». М.: Просвещение, 1983.                         

3. Л.А. Введенская «Русский  язык и культура речи»., М. 2002                     

4. А.А. Акишина, «Речевой  этикет русского телефонного  разговора», М. 2000       

5. Э.В. Арова «Будьте  добры»., М. 1998                                          

6. М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет  или игра по правилам», М. 2001             

7. Янышев В. Е. Речь  и этикет. М., 1993.                                        

8. Ф. Фолсом «Книга о  языке», М. 1974.  1.  Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Е. Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Логос, 2005. - 527 с.

9.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи для инженеров /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.

10. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2002. - 432 с.

11. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 320 с.

12.Культура русской речи и эффективность общения / Под. ред.Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. - М.: Норма, 2000. - 560 с.


Информация о работе Речевые этикетные формулы обращения к собеседнику