Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:08, реферат
Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в
официальных статусах и ориентированы на достижение определенной
цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения
является регламентированность, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурнымиых задач. Специфической особенностью делового общения
является регламентированность, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурными
традициями, профессиональными этическими принципами. Этические
нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о
справедливости и несправедливости, правильности или неправильности
поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между
людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм,
правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении.
От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех
общения.
Введение ................................................................................................................ 3
1. Понятие этики. Этика и мораль ...................................................................... 5
2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении ......... 6
3. Современные взгляды на место этики в деловом общении ......................... 8
Заключение............................................................................................................ 12
Список использованной литературы ................................................................. 13
Министерство образования и науки РФ
Нижнекамский
химико-технологический
ГОУ ВПО «КГТУ»
Реферат
по дисциплине: «Культура и этика общения»
на тему: «Этика делового общения. Ключевые понятия»
Выполнил студент гр .3012
Чернобровкин Д. А
Проверил
Габдурахимова Т. А
Нижнекамск 2011.
План
Введение ..............................
1. Понятие этики. Этика
и мораль ..............................
2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении ......... 6
3. Современные взгляды на место этики в деловом общении ......................... 8
Заключение....................
Список использованной
литературы ..............................
Введение
Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в
официальных статусах и ориентированы на достижение определенной
цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения
является регламентированность, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурными
традициями, профессиональными этическими принципами. Этические
нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о
справедливости и
поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между
людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм,
правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении.
От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех
общения.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
- дипломатический этикет - правила
поведения дипломатов и других
официальных лиц при контактах
друг с другом на различных
дипломатических приемах,
- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
- общегражданский этикет - совокупность
правил, традиций и условностей,
соблюдаемых гражданами при
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.
Поведение, недопустимое в одном
месте и при одних
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и различного рода официальных мероприятиях, приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
1. Понятие этики. Этика и мораль.
Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается
в двух значениях: во-первых, как философская дисциплина, изучающая
мораль и нравственность; во-вторых, как совокупность норм поведения,
мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика»
ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и
науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен
делать человек, чтобы быть добродетельным.
Важнейшие категории
этики: «добро», «зло», «
«благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые
другие. Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является
должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам
человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить,
что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения –
сложную систему правил,
позволяющих людям
морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о
том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с
сущим, с реально существующей нравственной реальностью. С одной
стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, с
другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация
которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот
внутренний конфликт между
возвышенным идеалом и
расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием
существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот
конфликт проявляется в деловом общении.
Мораль всегда
предполагает определение
образца для подражания. В современной деловой практике такие черты,
как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность,
точность, справедливые решения и т. п., квалифицируются как моральные
качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка
фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные.
Понятие этики
ассоциируется с правилами,
Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередь
надежность, порядочность, умение выполнять обещание.
2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов,
социальных групп, общностей или личностей, в ходе которого
происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами
деятельности. Общение выступает как способ бытия общества. Именно в
процессе общения происходит специализация личности и ее
самореализация. В зависимости от целей можно выделить разные виды
общения. Например, цель развлекательного общения – получить
удовольствие от встречи и разговора друг с другом; фатическое общение
(«светское» общение, то есть разговор на общепринятые темы)
используется, когда людям нужно поддержать контакт друг с другом,
подтвердить дружеские отношения. Фатическое и развлекательное
общение не имеют предметной или информационной цели,
а предполагают в основном лишь коммуникативные цели – установление,
поддержание, возобновление, сохранение, развитие контакта между
людьми. Деловое общение направлено на согласование и объединение
усилий людей с целью
налаживания отношений и
результата. В деловом общении человек ставит задачу убедить партнера
принять конкретные предложения, побудить партнера предпринять
конкретные действия, дать необходимую информацию, побудить
собеседника учесть в своих действиях его интересы и т. д.
Деловое общение
– необходимая часть
важнейший вид отношений между людьми. Регулятором этих отношений
являются этические нормы, в которых выражаются представления
человека о добре и зле, справедливости и несправедливости,
правильности и неправильности поступков людей. В процессе делового
общения каждый сознательно или стихийно опирается на эти
представления. В зависимости от того, как человек понимает моральные
нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их
вообще учитывает в общении, он может облегчить общение, сделать его
более эффективным, но может и затруднить это общение или даже
сделать его невозможным. Чаще всего нарушение моральных норм
наказывается общественным порицанием, которое проявляется в
различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, отказа в
общении, в нежелании продолжать дружеские и любые другие
отношения. Нормы морали
не зафиксированы в
документах, этим они отличаются от правовых норм, нарушение которых
наказывается по законам государства.
Этика делового общения занимается выявлением норм и правил
общения, принятых в тех или иных ситуациях и условиях общения, а
также прогнозированием и определением линии поведения и изучением
факторов, влияющих на поведение в деловой сфере.
Нравственная сторона
делового общения играет
практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих,
но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в
деловых отношениях золотое правило морали: не делай другому того,
чего не хочешь себе. Несмотря на всю проблематичность и трудность
выбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений,
следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое
общение, повысить его эффективность и избежать неудач в процессе
общения:
• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;
• нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном
счете, только от нас самих;
• когда речь
идет о практическом
императив – начни с себя.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на
основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с
производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом
стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах,
которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей.
Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет
самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством
для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных
отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
Информация о работе Этика делового общения. Ключевые понятия