Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:17, реферат
Счастье человека – это одна из величайших загадок и заблуждений человечества. Каждый из нас больше всего стремиться стать счастливым, а если не очень получается – то убедить себя и окружающих в том, что ты счастлив, или что счастья нет в природе. Отсюда и путаница – оттого, что несчастные люди поучают, как можно стать счастливым, на основе своего опыта.
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Философский идеал счастья………………………..………………………………...3
2.Различные мнения о счастье, их этический и психологический смысл………..…4
2.1 Гедонистическое понимание счастья……………………………………....…4
2.2 Утилитарное понимание счастья………………………………………….…..5
2.3 Перфекционистское понимание счастья………………………………….…..6
3. Счастье и судьба………………………………………………………………….….9
4.Счастье и страдание, несчастье……………………………………………………..10
5. Счастье мудреца……………………………………………………………………..12
6. Добродетель и счастье; достоинство и счастье…………………………………....13
7. Счастье как удовлетворение, идеал счастья………………………………………14
8.Парадокс счастья…………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………21
Список использованных источников………………………………………………21
5. Счастье мудреца
Человеку важно не только преклониться,
но и вручить кому-либо свою совесть. Отвертеться
от бремени выбора порой представляется
куда важнее свободы. На это Иисус отвечает:
«Не искушай Господа Бога твоего.» (Мф.,
4:7).
Наконец, Дьявол предлагал Иисусу все
царства Вселенной за поклонение себе,
понимая, что слабому человеку важно не
просто поклониться кому-либо и совесть
свою вручить, но в поклонении решить и
другое свое упование — объединиться
с другими, реализовав в подвластности
потребность всемирного соединения. На
это Иисус отвечает:………………………………………………………
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему
одному служи.» (Мф., 4:10).
В любом ином поклонении обретается несвобода.
С точки зрения христианской религии свободы,
в несвободе — несчастье. Для европейской
философской этики со времен античности
в зависимости и закрепощенное - несчастье.
Великий инквизитор, осуществивший дело
Дьявола в данной ему Церковью вотчине,
видел величие своей миссии в том, что
принес людям счастье насыщенности, удовольствия
и веселья путем освобождения от бремени
ответственности в свободе, а стало быть,
и от свободы духа. Но таково низменное
счастье как довольство. Отвержением дьявольских
искушений Иисус однозначно противопоставил счастье как высшее благо могуществу власти и беспечности
добровольно принятой подвластности.
Приведенные выше мнения о счастье не
следовало бы понимать как недоразумение.
Неверно было бы говорить, что то, на что
они указывают -- наслаждение, упоительная
радость, удача, внешние блага, слава, власть
и т.д. --не имеют к счастью
никакого отношения.……………………………
Интересно сравнить схемы испытания
Геракла и Иисуса. Альтернативы выбора
предстают перед очами (не важно, внешними или внутренними)
Геракла. Он — как бы «чистый лист», ему
предстоит определиться. Хотя Геракл,
несомненно, искушался Пороком-Удовольствием,
он испытывался выбором. Иисус также осуществляет
выбор. Однако альтернативы, между которыми
он выбирает, принципиально разнородны
не только по своему содержанию, но и по
природе: дьявольское зло дается Иисусу
извне — божественное добро как праведность
запечатлено в сердце ею. По сути дела,
ему предстоит не выбрать, а удержаться
от искушения, оставшись верным себе. Но
благодаря искушениям Иисус, собственно,
и осознает, и актуализирует правду своего
сердца.
6. Добродетель
и счастье; достоинство и
Книга Мартина Селигмана “В поисках счастья”, по мнению Марии Хайнц (автора книги «Тайм менеджмент для мам», автора сайта «Блог о счастье»), одна из самых лучших из научно-популярных книг о счастье. К каким выводам пришел Мартин Селигман в книге “В поисках счастья”:
7. Счастье как удовлетворение, идеал счастья
Счастье представляет собой удовлетворение жизнью в целом – по мнению Г.Рэшдолла. Если счастье есть удовлетворение, то не всякое удовлетворение есть счастье. Удовлетворение от чего-то, даже очень важного, например, от здоровья или спокойной совести, успеха или положения, еще не есть счастье, если оно не сопровождается другими удовольствиями. Для счастья нужно удовлетворение жизнью в целом.
Далее, того, кто доволен, но доволен только относительно, также не назовут счастливым. Можно сказать, как герой К Фаррера, ведущий спокойную, зажиточную, но однообразную жизнь: «Я доволен, но несчастлив». Удовлетворение является счастьем только тогда, когда оно полное.
Наконец, даже полное удовлетворение жизнью не свидетельствует о счастье, если оно лишь минутное. Если бы этого было достаточно для счастья, то все мы считали бы себя счастливыми: ведь нет человека, который в какое-то мгновение не был доволен жизнью. Но, говорил Аристотель, как «одна ласточка еще не делает весны», как не делает ее и один день; точно так же один день или короткое время еще не делает человека счастливым…»
Под счастьем подразумевается длительное удовлетворение.
Учитывая вышесказанное, счастье следует определять как полное и длительное удовлетворение жизнью в целом. Эти три момента отметил еще Кант, определивший счастье как удовлетворение всех наших склонностей, как с точки зрения их широты ( Extension ), так и силы ( Intension ) и продолжительности ( Protension ).
Полное, целостное удовлетворение, продолжающееся всю жизнь,– это очень высокая мера счастья, идеал счастья.
Но даже среди тех, кого мы называем самыми счастливыми, нет человека, который был бы доволен всегда и всем без оговорок, без исключений, чье удовлетворение жизнью было бы постоянным.
Значит, с одной стороны, счастье – это удовлетворение полное, постоянное, длящееся в течение всей жизни; а с другой стороны, такого удовлетворения в действительности не бывает. Однако эту трудность можно разрешить.
Следует только отличать идеал счастья и счастье реальное. И если речь идет об идеале счастья, то его можно определить как полное, целостное, постоянное удовлетворение.
Но и реальное счастье может получить такую же дефиницию, с той только разницей, что содержащиеся в ней термины – полнота, целостность, постоянство – приобретут иную интерпретацию. А именно будут пониматься аппроксимативно. Данную дефиницию счастья нужно брать только как наивысшую меру счастья, его идеальный максимум. И допускать, что счастливым является уже тот, кто приближается к этому идеалу, к этому максимуму.
1. Итак, счастье заключается
в удовлетворении жизнью в
Радуясь своей удаче или любви, человек в определенном смысле радуется жизни.
Жизнь, даже самая удачная, имеет свои недостатки. И эти недостатки не только неизбежны в жизни, но они даже необходимы для того, чтобы поднять ее ценность: страдая, человек нередко познает радость, без голода не ценилась бы пища, без борьбы – радость победы.
Существуют также недостатки мелкие, незначительные и запоминающиеся надолго,– в конечном счете, удовлетворение какой-то частью жизни иногда воспринимается как удовлетворение жизнью в целом.
2. Так же и с другой
особенностью счастья:
Непрерывное состояние радости чуждо человеческой психике. Радость, которая длится долго, неприятна. Точнее говоря: источник затянувшейся радости становится безразличным и даже неприятным, начинает надоедать и мучить.
Чтобы человек мог получать удовольствие и чувствовать его более сильно, необходимы перерывы в радости. Хотя неудовлетворенные желания неприятны, однако не лишена справедливости максима Б. Грасиана: «Всегда нужно чего-то хотеть, чтобы не стать несчастным в своем счастье».
3. Третья особенность
счастья состоит в том, что
удовлетворение жизнью в нем
Это высказывание почти
дословно повторяется
Одни переживания – поверхностные другие проникают в глубины сознания.
Поэтому счастьем является только такое удовлетворение, которое пронизывает все сознание, до самых его глубин. Поверхностные переживания, даже самые приятные, не дают полного удовлетворения; об этом хорошо сказал английский философ Б. Бозанкет: «Большинство удовольствий проходят с наименьшей радостью».
Кто живет глубокими чувствами, тот страдает так же глубоко, как и радуется.
Судьба такого человека колеблется между счастьем и несчастьем. Другие же люди живут вне этих категорий, их жизнь либо приятна, либо нет, но не счастлива или несчастлива.
Однако никто не может постоянно жить глубокими чувствами. Повседневные дела и заботы иногда не позволяют более важным проблемам проникнуть в сознание человека. Для счастья необходимо только, чтобы в определенные моменты жизни откликались глубины души.
4. Наконец, и само
Эта двойственность элементов удовлетворения объясняет слова тех людей, которые говорят, что они довольны жизнью, но не счастливы: у них произошел разрыв двух обычных элементов удовлетворения – чувственного и интеллектуального, ощущения удовольствия от жизни и понимания её ценности.
5. В дефиниции счастья
имеется еще один термин, который
также требует разъяснения,
«Жизнь» человека может, во-первых, означать только биологический процесс, совершающийся в его организме от рождения до смерти.
Однако не в этом, конечно, значении мы говорим, что «довольны» жизнью. «Жизнь» может, во-вторых, означать только психический процесс, происходящий в сознании человека, совокупность мыслей, образов чувств, суждений, желаний, которые прошли через его сознание от рождения до смерти. Однако и не в этом значении мы говорим об удовлетворении жизнью.