Этика счастья. Наслаждение и долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:17, реферат

Краткое описание

Счастье человека – это одна из величайших загадок и заблуждений человечества. Каждый из нас больше всего стремиться стать счастливым, а если не очень получается – то убедить себя и окружающих в том, что ты счастлив, или что счастья нет в природе. Отсюда и путаница – оттого, что несчастные люди поучают, как можно стать счастливым, на основе своего опыта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Философский идеал счастья………………………..………………………………...3
2.Различные мнения о счастье, их этический и психологический смысл………..…4
2.1 Гедонистическое понимание счастья……………………………………....…4
2.2 Утилитарное понимание счастья………………………………………….…..5
2.3 Перфекционистское понимание счастья………………………………….…..6
3. Счастье и судьба………………………………………………………………….….9
4.Счастье и страдание, несчастье……………………………………………………..10
5. Счастье мудреца……………………………………………………………………..12
6. Добродетель и счастье; достоинство и счастье…………………………………....13
7. Счастье как удовлетворение, идеал счастья………………………………………14
8.Парадокс счастья…………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………21
Список использованных источников………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат(1 семестр) деловая этика.docx

— 71.90 Кб (Скачать файл)

 

5. Счастье мудреца

Человеку важно не только преклониться, но и вручить кому-либо свою совесть. Отвертеться от бремени выбора порой представляется куда важнее свободы. На это Иисус отвечает: «Не искушай Господа Бога твоего.» (Мф., 4:7). 
Наконец, Дьявол предлагал Иисусу все царства Вселенной за поклонение себе, понимая, что слабому человеку важно не просто поклониться кому-либо и совесть свою вручить, но в поклонении решить и другое свое упование — объединиться с другими, реализовав в подвластности потребность всемирного соединения. На это Иисус отвечает:…………………………………………………………………………….. 
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (Мф., 4:10). 
В любом ином поклонении обретается несвобода. С точки зрения христианской религии свободы, в несвободе — несчастье. Для европейской философской этики со времен античности в зависимости и закрепощенное - несчастье. Великий инквизитор, осуществивший дело Дьявола в данной ему Церковью вотчине, видел величие своей миссии в том, что принес людям счастье насыщенности, удовольствия и веселья путем освобождения от бремени ответственности в свободе, а стало быть, и от свободы духа. Но таково низменное счастье как довольство. Отвержением дьявольских искушений Иисус однозначно противопоставил счастье как высшее благо могуществу власти и беспечности добровольно принятой подвластности. 
Приведенные выше мнения о счастье не следовало бы понимать как недоразумение. Неверно было бы говорить, что то, на что они указывают -- наслаждение, упоительная радость, удача, внешние блага, слава, власть и т.д. --не имеют к счастью

никакого отношения.………………………………………………………………………. 
 Интересно сравнить схемы испытания Геракла и Иисуса. Альтернативы выбора предстают перед очами (не важно, внешними или внутренними) Геракла. Он — как бы «чистый лист», ему предстоит определиться. Хотя Геракл, несомненно, искушался Пороком-Удовольствием, он испытывался выбором. Иисус также осуществляет выбор. Однако альтернативы, между которыми он выбирает, принципиально разнородны не только по своему содержанию, но и по природе: дьявольское зло дается Иисусу извне — божественное добро как праведность запечатлено в сердце ею. По сути дела, ему предстоит не выбрать, а удержаться от искушения, оставшись верным себе. Но благодаря искушениям Иисус, собственно, и осознает, и актуализирует правду своего сердца.

 

6. Добродетель  и счастье; достоинство и счастье

 

Книга Мартина  Селигмана “В поисках счастья”, по  мнению Марии Хайнц (автора книги «Тайм менеджмент для мам», автора сайта «Блог о счастье»), одна из самых лучших из научно-популярных книг о счастье. К каким выводам пришел Мартин Селигман в книге “В поисках счастья”:

  1. Истинное счастье приносят положительные чувства, возникающие в результате проявления лучших черт нашего характера, а не при помощи искусственных уловок. Эксперимент, проведенные Селигманом вместе с его студентами, показали, что любые обычные радости жизни (общение с друзьями, поход в кино и др.) бледнеют на фоне тех чувств, которые люди испытывают, совершив добрый поступок.
  2. Добрые поступки совершаются на основе шести универсальных добродетелей: мудрости (знаний), мужества, любви (человечности), справедливости, умеренности и духовности. Каждой из добродетелей соответствуют несколько положительных качеств (Селигман называет их индивидуальными достоинствами), реализуя которые, мы развиваем добродетель.
  3. Счастливо и осмысленно живет тот, что реализует свои индивидуальные достоинства и получает от этого истинное удовлетворение, независимо от того, чем он занят – карьерой, семьей или творчеством. При этом главное, по мнению Селигмана, ориентироваться на нечто более высокое, чем собственное существование.
  4. Человек должен стремиться к счастью и хорошему настроению. Это полезно для физического и психического здоровья. Позитивные чувства не только поднимают тонус, они помогают нам ладить с людьми, обретать друзей и любимых, укреплять здоровье и добиваться успеха. Продолжительное счастье, по мнению Селигмана, возможно, и оно в большей степени зависит не от внешних условий (денег, социального статуса, образования, страны проживания), а от внутренних факторов.
  5. Одним из таких факторов является удовлетворенность прошлым. Для удовлетворенности прошлым у человека не должно быть негативных эмоций, проистекающих из прошлого. Среди техник по примирению с прошлым Селигман называет благодарность и прощение.
  6. Помимо удовлетворенности прошлым, чтобы быть счастливым, у человека должно быть оптимистическое отношение к будущему.
  7. Счастливый человек умеет наслаждаться настоящим и растворяться в нем.Такое наслаждение может быть как телесным, так и духовным.
  8. Духовное удовольствие мы получаем, занимаясь любимым делом. Оно вовсе не обязательно сопровождается яркими эмоциями. То, что приносит нам духовное удовлетворение, поглощает нас целиком, и мы полностью растворяемся в нем, забывая о себе.
  9. Добродетельные люди являются более счастливыми, чем талантливые. Добродетельным человеком можно стать, а талантливым рождаются. Счастливым человек не рождается, он им становится через реализацию индивидуальных добродетелей и достоинств.

7. Счастье как удовлетворение, идеал  счастья

 

Счастье представляет собой удовлетворение жизнью в целом – по мнению Г.Рэшдолла. Если счастье есть удовлетворение, то не всякое удовлетворение есть счастье. Удовлетворение от чего-то, даже очень важного, например, от здоровья или спокойной совести, успеха или положения, еще не есть счастье, если оно не сопровождается другими удовольствиями. Для счастья нужно удовлетворение жизнью в целом.

Далее, того, кто доволен, но доволен  только относительно, также не назовут  счастливым. Можно сказать, как герой  К Фаррера, ведущий спокойную, зажиточную, но однообразную жизнь: «Я доволен, но несчастлив». Удовлетворение является счастьем только тогда, когда оно  полное.

Наконец, даже полное удовлетворение жизнью не свидетельствует о счастье, если оно лишь минутное. Если бы этого  было достаточно для счастья, то все  мы считали бы себя счастливыми: ведь нет человека, который в какое-то мгновение не был доволен жизнью. Но, говорил Аристотель, как «одна  ласточка еще не делает весны», как  не делает ее и один день; точно так  же один день или короткое время  еще не делает человека счастливым…»

Под счастьем подразумевается длительное удовлетворение.

Учитывая вышесказанное, счастье  следует определять как полное и  длительное удовлетворение жизнью в  целом. Эти три момента отметил  еще Кант, определивший счастье как  удовлетворение всех наших склонностей, как с точки зрения их широты ( Extension ), так и силы ( Intension ) и продолжительности ( Protension ).

Полное, целостное удовлетворение, продолжающееся всю жизнь,– это  очень высокая мера счастья, идеал счастья.

Но даже среди тех, кого мы называем самыми счастливыми, нет  человека, который был бы доволен  всегда и всем без оговорок, без  исключений, чье удовлетворение жизнью было бы постоянным.

Значит, с одной стороны, счастье – это удовлетворение полное, постоянное, длящееся в течение  всей жизни; а с другой стороны, такого удовлетворения в действительности не бывает. Однако эту трудность  можно разрешить.

Следует только отличать идеал счастья и счастье реальное. И если речь идет об идеале счастья, то его можно определить как полное, целостное, постоянное удовлетворение.

Но и реальное счастье  может получить такую же дефиницию, с той только разницей, что содержащиеся в ней термины – полнота, целостность, постоянство – приобретут иную интерпретацию. А именно будут пониматься аппроксимативно. Данную дефиницию счастья нужно  брать только как наивысшую меру счастья, его идеальный максимум. И допускать, что счастливым является уже тот, кто приближается к этому идеалу, к этому максимуму.

1. Итак, счастье заключается  в удовлетворении жизнью в целом. Это очень большое требование. Однако, радуясь отдельным сторонам жизни, мы можем переносить удовлетворение ими на жизнь в целом, хотя сознание фиксирует в данный момент только один приятный фрагмент жизни.

Радуясь своей удаче или  любви, человек в определенном смысле радуется жизни.

Жизнь, даже самая удачная, имеет свои недостатки. И эти недостатки не только неизбежны в жизни, но они  даже необходимы для того, чтобы  поднять ее ценность: страдая, человек  нередко познает радость, без  голода не ценилась бы пища, без борьбы – радость победы.

Существуют также недостатки мелкие, незначительные и запоминающиеся надолго,– в конечном счете, удовлетворение какой-то частью жизни иногда воспринимается как удовлетворение жизнью в целом.

2. Так же и с другой  особенностью счастья: длительностью удовлетворения. Человек не способен непрерывно «радоваться жизни» (как не способен непрерывно радоваться вообще) уже просто потому, что он не может постоянно «думать о своей жизни» – эта идея слишком общая, чтобы думать о ней каждый день. Несмотря на это, многие скажут, что они воспринимают и оценивают свою жизнь положительно, сколько бы ни спрашивали себя об этом, когда бы ни задумались над ней, то есть они всегда довольны жизнью. Не обязательно, чтобы счастливый человек повторял все время: я доволен жизнью, я счастлив. Он доволен не только тогда, когда думает, об этом и осознает это. Разве тот, кто перестает думать о своем счастье, становится менее счастливым? Достаточно, чтобы он был доволен тогда, когда об этом задумается. В сказках самыми счастливыми всегда бывают те, кто меньше всего думает о своем счастье.

Непрерывное состояние радости  чуждо человеческой психике. Радость, которая длится долго, неприятна. Точнее говоря: источник затянувшейся радости  становится безразличным и даже неприятным, начинает надоедать и мучить.

Чтобы человек мог получать удовольствие и чувствовать его  более сильно, необходимы перерывы в радости. Хотя неудовлетворенные  желания неприятны, однако не лишена справедливости максима Б. Грасиана: «Всегда нужно чего-то хотеть, чтобы  не стать несчастным в своем счастье».

3. Третья особенность  счастья состоит в том, что  удовлетворение жизнью в нем полное. Человеческая психика устроена так, что некоторые переживания проходят через сознание, не оставляя в нем следов, другие, наоборот, заполняют его целиком и накладывают свой отпечаток на все, что одновременно происходит в сознании и что будет в нем потом.

 Это высказывание почти  дословно повторяется Гельвецием: «Чтобы быть счастливым, нужно,  чтобы нашим чувствам чего-то  недоставало». То же самое у  Стендаля: «Душа устает от всего однообразного, даже от постоянного счастья»; у Бальзака: «Человеку надоедает все, даже упоение».

Одни переживания –  поверхностные другие проникают  в глубины сознания.

Поэтому счастьем является только такое удовлетворение, которое  пронизывает все сознание, до самых  его глубин. Поверхностные переживания, даже самые приятные, не дают полного  удовлетворения; об этом хорошо сказал английский философ Б. Бозанкет: «Большинство удовольствий проходят с наименьшей радостью».

Кто живет глубокими чувствами, тот страдает так же глубоко, как  и радуется.

Судьба такого человека колеблется между счастьем и несчастьем. Другие же люди живут вне этих категорий, их жизнь либо приятна, либо нет, но не счастлива или несчастлива.

Однако никто не может  постоянно жить глубокими чувствами. Повседневные дела и заботы иногда не позволяют более важным проблемам  проникнуть в сознание человека. Для  счастья необходимо только, чтобы  в определенные моменты жизни  откликались глубины души.

4. Наконец, и само удовлетворение  нужно понимать правильно; ведь  то, что мы называем удовлетворением,  имеет не только чувственную  сторону, но и интеллектуальную: тот, кто удовлетворен, не только  радуется, но и оценивает положительно то, чем удовлетворен. Именно поэтому счастье определяется как удовлетворение: в нем есть та же двойственность. Английский писатель Дж. Пристли говорит даже, что оно лежит между экстазом и одобрением. В нем, хотя и в разной пропорции, есть и горячее упоение; и холодное понимание.

Эта двойственность элементов  удовлетворения объясняет слова  тех людей, которые говорят, что  они довольны жизнью, но не счастливы: у них произошел разрыв двух обычных  элементов удовлетворения – чувственного и интеллектуального, ощущения удовольствия от жизни и понимания её ценности.

5. В дефиниции счастья  имеется еще один термин, который  также требует разъяснения, хотя  и кажется понятным каждому.  Это термин «жизнь».

«Жизнь» человека может, во-первых, означать только биологический процесс, совершающийся в его организме от рождения до смерти.

Однако не в этом, конечно, значении мы говорим, что «довольны» жизнью. «Жизнь» может, во-вторых, означать только психический процесс, происходящий в сознании человека, совокупность мыслей, образов чувств, суждений, желаний, которые прошли через его сознание от рождения до смерти. Однако и не в этом значении мы говорим об удовлетворении жизнью.

Информация о работе Этика счастья. Наслаждение и долг