Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:28, курсовая работа
Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С
Введение 3
1. Место и роль политических партий в политической жизни России 6
1.1. Понятие и особенности формирования политической системы 6
1.2. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 12
2. Оценка роли политических партий в избирательном процессе РФ 17
2.1. Общая характеристика парламентских и президентских выборов за последние десять лет 17
2.2. Основные изменения в избирательной системе
после выборов 2011-2012 гг. 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
Содержание
Введение 3
1. Место и роль политических партий в политической жизни России 6
1.1. Понятие и особенности
формирования политической
1.2. Роль и место
политических партий в
2. Оценка роли политических
партий в избирательном
2.1. Общая характеристика парламентских и президентских выборов за последние десять лет 17
2.2. Основные изменения в избирательной системе
после выборов 2011-2012 гг. 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
Приложения
Введение
Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С помощью взаимосвязанных и взаимодействующих политических партий обретают легитимность представительные органы власти, институт президентства.
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.
Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом – определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.
Говорить о партиях – это, значит, поднимать вопросы об их месте и роли в политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их организационной структуре, типах, формах и т.д.
Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих так называемую политическую систему общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические, институты.
Среди авторов, которые анализируют проблематику партийных систем и использовались при написании курсовой работы, следует выделить работы следующих авторов:
- Агаев А. Изменение правового статуса участников избирательного процесса в РФ вследствие реформ избирательного законодательства 2000-2008 гг.
- Безруков А.В. Конституция РФ и современная модернизация федеративного законодательства.
- Головин А.Г. Эволюция системы избирательного законодательства в российской федерации: тенденции и перспективы: монография.
- Ивайловский Д.А. К вопросу о проблемах соблюдения права граждан Российской Федерации на свободные выборы.
- Кареева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. ... канд. юрид. наук.
- Ныркова Т.Ю. Избирательная система субъектов Российской Федерации: некоторые актуальные проблемы.
- Основы избирательного права и избирательного процесса в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Монография / Петров А.А.
- Шемелин А.В. Экономический фактор и электоральное поведение россиян в период становления избирательной системы.
Несмотря на обилие литературы, касающейся вопросов становления партий и многопартийности, крайне мало работ, посвященных исследованию партийных систем современной России. Следует отметить, что для понимания процессов, происходящих в партийной системе современной России, очень важно выделение содержательных этапов в ее развитии, выяснение факторов, обусловивших особенности этих этапов.
Целью данной работы является анализ основных качеств партийной системы в современной России, выявление характеристик и факторов, определивших ее современное состояние и баланс сил партийной системы.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач:
Объектом исследования является обзор партийная система в современной России. Предмет - процесс развития партийной системы, основные факторы, влияющие на ее развитие.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список использованных источников и литературы, приложения
1. Место и роль политических партий в политической жизни России
1.1. Понятие
и особенности формирования
Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя представляет собой организацию политического характера, которая выражает интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.
Один из отечественных исследователей политической истории России писал: «...политические партии суть свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного политического действия на почве общих всем индивидуумам интересов и идеи»1. Автор также считал, что одной партии, т.е. партии в единственном числе, существовать не может. Однако исторический опыт России мысль эту не подтвердил, ибо свыше семидесяти лет здесь существовала только одна партия, превратившаяся по существу в партию-государство.
В 1906 г. попытку сформулировать суть партии предпринял Ю.О. Мартов. Он отметил, что это — «союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни».
Для возникновения партий необходимы соответствующие объективные и субъективные факторы. Важнейший объективный фактор — наличие определенного уровня социально-экономического развития. Не случайно партии часто возникают на капиталистической стадии развития человеческого общества, более точно — в эпоху становления и утверждения капитализма, когда люди, объединенные в классы, имеют общие интересы и устремления и, следовательно, появляются условия, способствующие противоборству между ними. Это не противоречит тому, что сам термин «партия» употреблялся и ранее, например в XV—XVI вв. Однако только тогда, когда развернулась борьба между феодалами и нарождавшейся буржуазией и последняя стала выражать свою групповую волю, можно говорить о готовности общества к появлению партий и противоборстве между ними.
Среди субъективных факторов
отметим осознание своих
В целом же вопрос о социальной и классовой базе партий слабо изучен. В связи с этим приведем несколько положений из политологии.
Первое. Социальная база партии включает в себя не только классы, но и слои и группы, людей. Второе. Социальный состав — не зеркальное отражение социальной базы, так как у большинства партий, кроме ее основного классового костяка, имеются примкнувшие представители других слоев и групп. Третье. Социальная база и политика партии диалектически взаимосвязаны, определяющей здесь является социальная база, но и политика может играть известную независимую роль. Четвертое. Исторический опыт России и других стран свидетельствует о том, что далеко не всегда политические партии проводят в жизнь и отстаивают те программные цели, которые они декларируют, а следовательно, зачастую неадекватно выражают интересы тех социальных слоев, от имени которых они выступают. Пятое. Социальная база — явление не статичное, а динамичное, она меняется в зависимости от стратегии и тактики партии. Шестое. Облик партии, в том числе и ее социальная база, зачастую связан с субъективным фактором — линией поведения ее лидеров.
Деятельность партий в СССР регулировалась «Положением о добровольных обществах и их союзах», утвержденным ВЦИК и СНК только 10 июля 1932 г. По отношению к ВКП(б) - КПСС оно формально применялось по аналогии. Легитимационная норма о партии большевиков появилась лишь в Конституции СССР 1936 г., зафиксировавшей идею о руководящей и направляющей роли ВКП(б). Она была закреплена и в 6-й статье Конституции СССР 1977г., особо подчеркнувшей, что КПСС является «ядром политической системы социалистического общества». Несмотря на то, что деятельность партии ограничивалась рамками Конституции СССР, КПСС превратилась в партию-государство. Она фактически устанавливала законы страны, определяя ее внутреннюю и внешнюю политику.
Вступивший в силу 1 января 1991 г. Закон СССР «Об общественных объединениях» установил, что политическая партия, как разновидность общественных объединений, создается и действует на основе добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, законности и гласности. Так была создана правовая и политическая основа формирования многопартийности.
В научной литературе существует несколько подходов к определению политического режима. В достаточной степени условно, но можно свести все имеющиеся определения к трем основным направлениям.
Согласно первому политический режим понимается как самостоятельный элемент формы государства, при этом не сводимый только к деятельности государства. Чаще всего понятия политический и государственный режим в рамках данной модели фактически отождествляются2.
Представители второго подхода разделяют понятия "государственный" режим и "политический" режим. Так, С.А. Кареева понимает государственный режим как "конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе"3, а Г.Ю. Курскова делает упор на организацию и систему способов осуществления именно государственной власти4. В данном определении режим, понимаемый как процесс осуществления, "проявления" государственной власти и организации, дополняется еще и ссылкой на то, что это "конкретное проявление" выражается как в уровне развития демократии, так и в степени гарантированности политической свободы в обществе. Политический же режим выступает как функциональная характеристика власти, как система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе5.
С позиции сторонников
третьего подхода государственный
режим рассматривается как
Кроме того, на Западе понимание политического режима довольно сильно отличается от российской модели. Во-первых, часто "режим" смешивают с формой правления и государственным строем, т.е. режим связывается с распределением властных полномочий в рамках разделения властей. Соответственно выделяются режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества властей (парламентская республика)7. А во-вторых, политический режим многими зарубежными авторами изучается как совокупность связей между обществом и государством, фактически включая в рамки режима те отношения, которые с правом связаны опосредованно (отношения власти и подчинения, групп влияния и проч.).
Если же говорить о классификации политических режимов, то их, как принято среди юристов, существует великое множество8. Но представляется правильным выделять по большому счету только три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Но следует учитывать, что авторитарный режим может существовать только в системе координат, имеющей внешние признаки демократического устройства (формальные или даже реально действующие). При этом авторитарный режим чаще всего имеет имитационные институты, изначально демократические, но в его рамках превращающиеся в инструмент манипуляций и грубого обмана населения (выборы, формально существующие политические партии, якобы "независимые" суды и пр.).