Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе в теоретической части рассмотрены такие вопросы: понятия, основания, законодательные основы, освобождение от административной ответственности, отличие от других видов юридической ответственности; понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности, состав, элементы, виды административного правонарушения; понятие, виды, характеристика отдельных административных наказаний, а также особенности и условия правомерности их применения. В практической части решены две задачи

Содержание

решены две задачи

Вложенные файлы: 1 файл

административное ответственность.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

1. Административная ответственность

1.1. Понятия и основания  административной ответственности.  Отличие от других видов юридической  ответственности

Понятие и основные черты  административной ответственности

Административная ответственность  наряду с уголовной, гражданской  и дисциплинарной является одним  из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем  издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые  могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях  и исполнения этих мер. В теории права  юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции  в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку  оно есть и в выговоре за нарушение  трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и  в гражданско-правовой неустойке.

При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной  возможности применения наказания  преобразуется в действительное административное наказание.

В административном праве  из всех многочисленных мер административного  принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим  лицам, совершившим правонарушение.

Административную ответственность  характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической  ответственности.

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам  законности и справедливости права. Административная ответственность  применяется на основе правовой регламентации  ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и  процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она влечет за собой  наступление неблагоприятных последствий  для правонарушителей, предусмотренных  санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности  выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях  лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку  иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для  правонарушителя могут наступать  в виде лишений или ограничений  морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение  вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и  общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

Данный признак юридической  ответственности вообще и административной ответственности в частности  наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного  поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность  всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это  ретроспективная, или негативная, ответственность  в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая  понимается как ответственность  за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с  понятием правовой обязанности или  долга.

1.2. Законодательные основы  административной ответственности

1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения. При этом следует  учесть, что объектом посягательства  являются отношения в сфере  государственного управления, а  также некоторые другие. Так, административная  ответственность устанавливается  за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения,  связанные с защитой собственности,  с охраной прав граждан, природы,  здоровья населения, торговли  и т.д. Вместе с тем административная  ответственность применяется за  нарушение не каждой нормы  административного права, а тех  из них, которые содержат указание  на административную ответственность.

2. Административная ответственность  используется как важное средство  правоохраны, борьбы с особым  видом нарушений - административными  правонарушениями, которые хотя  и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не  только в характере самих противоправных  действий или бездействия, но  и в значительной распространенности.

3. Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  ответственности являются как  физические, так и юридические  лица - предприятия, организации.

4. По своей сущности  административная ответственность  представляет собой воздействие,  оказываемое полномочным органом  государства на лицо, совершившее  административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит  в воспитании виновного в духе  уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения  новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной  ответственности, так и другими  гражданами.

5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения,  одним из видов которых являются  административные наказания. Именно  эти последние, в отличие от  мер предупреждения, пресечения  и процессуальных мер обеспечения  производства по делу, применяются  в результате привлечения к  административной ответственности.

6. Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к"  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное  и административно-процессуальное  законодательство, а следовательно,  и установление административной  ответственности относятся к  совместному ведению Российской  Федерации и ее субъектов. С  учетом положений ст. 1.1 КоАП это  означает, что административная  ответственность характеризуется  множественностью органов государственной  власти, полномочных ее устанавливать.  К ним в настоящее время  относятся законодательные органы  Российской Федерации и ее  субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает  установление административной ответственности  только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих  положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности  по вопросам, имеющим федеральное  значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений  о назначении административных наказаний.

Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных  законах и вносящие изменения  или дополнения в действующий  Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься  в данный Кодекс.

Административная ответственность  за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства  населенных пунктов, общественного  порядка и т.п.), т.е. находящиеся  вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена  законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.

7. Меры административной  ответственности применяются широким  кругом уполномоченных органов  и должностных лиц. Все они,  реализуя свои полномочия, назначают  правонарушителям административные  наказания. К ним относятся  судьи (мировые судьи), комиссии  по делам несовершеннолетних  и защите их прав, многочисленные  органы исполнительной власти. Законами  субъектов РФ к ним могут  быть отнесены административные  комиссии и иные коллегиальные  органы.

В Кодексе об административных правонарушениях теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена  и их исключительная компетенция  за счет отнесения к их ведению  назначения, помимо административного  ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных  прав, конфискации, возмездного изъятия  ряда предметов, дисквалификации, административного  выдворения иностранных граждан  и лиц без гражданства за пределы  Российской Федерации.

8. Меры административной  ответственности применяются органами  и должностными лицами в отношении  не подчиненных им по службе  нарушителей, не связанных с  ними служебно-трудовыми отношениями.  Данное обстоятельство позволяет  отличить административную ответственность  от дисциплинарной, к которой  привлекаются руководители, рабочие,  служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

9. Привлечение к административной  ответственности и назначение  административного наказания не  влечет для нарушителя судимости  и не является основанием увольнения  его с работы.

10. Административную ответственность  характеризует особый процессуальный  порядок ее реализации. Своей  относительной простотой, оперативностью  и экономичностью он отличается  от уголовного и гражданского  судопроизводства.

11. Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов  (должностных лиц) по рассмотрению  дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний. Этим  обстоятельством административная  ответственность сходна с уголовной  и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность  последних двух видов наступает,  главным образом, перед субъектом  договорных и внедоговорных гражданско-правовых  или трудовых отношений.

12. Важная черта административной  ответственности состоит в том,  что ее можно рассматривать  как совокупность материальных  и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных  совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать  материалы о правонарушении и  лице, его совершившем, рассмотреть  дело, вынести законное, обоснованное  и справедливое решение, обеспечить  его исполнение. Нередко при реализации  административной ответственности  материальные и процессуальные  правоотношения как бы сливаются,  образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается  на месте совершения административного  правонарушения в порядке так  называемого усеченного процесса  ввиду очевидности и простоты  самого характера административного  правонарушения.

1.3. Освобождение от административной  ответственности

Законодательство, базируясь  на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного  использования убеждения, предусматривает  возможность освобождения лиц, совершивших  правонарушения, от того или иного  вида юридической ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает  основания, условия и последствия  освобождения от административной ответственности  лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также  проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях  в том или ином виде судьей, уполномоченными  органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности  тех, кто нарушил правовые предписания.

Своеобразным "освобождением" от административной ответственности  является пропуск юрисдикционным органом  и его должностными лицами по тем  или иным причинам давностного срока  назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.

Статьей 4.5 КоАП установлен давностный срок назначения административного  наказания - постановление по делу об административном правонарушении не может  быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения  к административной ответственности  за нарушение законодательства РФ о  внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - один год со дня его обнаружения.

Законодательство закрепляет систему "гибкого реагирования" на административные правонарушения и  не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием. Это положение закона означает, что  судья, орган (должностное лицо), полномочный  решать дело по существу, имеет право  применить к нарушителю такое  средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится  к мерам общественного воздействия. При этом вполне очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут юридических последствий.

Информация о работе Административная ответственность