Административная ответственность в действующем законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ и изучение административной ответственности в действующем законодательстве.
Задачей исследования являются:
- изучение теоретических и методологических аспектов понятия административной ответственности;
анализ административного правонарушения как основания привлечения к административной ответственности;
выявление понятия и видов наказания за административное правонарушение;
- определение лиц привлекаемых к административной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом-2.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Иностранные граждане и лица без  гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, то есть так же как и граждане Российской Федерации.

Также как и иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные  юридические лица несут ответственность за совершение административного правонарушения на общих основаниях.

Иностранными юридическими лицами являются:25

- организации, обладающие статусом  юридического лица по законодательству  любого иностранного государства;

-    как коммерческие, так  и не коммерческие организации;

- международные объединения и  организации, в том числе осуществляющие  свою деятельность в Российской  Федерации.

Основанием для проживания на территории Российской Федерации иностранных  граждан является разрешение и вид  на жительство, выдаваемое органами внутренних дел. Основанием для временного пребывания – въездные визы или безвизовый режим в соответствии с международным соглашением.

Гражданство подтверждается удостоверением личности или паспортом, а до их поучения – свидетельством о рождении.28

Правовой статус находящихся на территории России иностранных граждан  определяется Конституцией РФ. Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные  граждане пользуются в РФ правами  и несут обязанности наравне  с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Как и граждане Российской Федерации, они равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, образования, имущественного и должностного положения, отношения к религии и других обстоятельств. Они имеют право на труд, на медицинское обслуживание, на отдых, на социальное страхование, на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с российскими законами и международными договорами.

Иностранные граждане не имеют права  проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации, участвовать  в управлении делами государства, участвовать  в референдумах, выборах, избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не могут быть призваны на военную службу.

Иностранные граждане обязаны соблюдать  российское законодательство, правила  общежития, общественный порядок. Совершенное  ими административное правонарушение влечет административную ответственность  на общих основаниях.

Иностранные граждане, совершившие  административные правонарушения на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, предусмотренные  частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 – 8.20, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных в других нормах глав 8 и 19 КоАП РФ, несут административную ответственность по особым правилам, а не на общих основаниях.

Статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны определен Федеральными законами от 30.11.1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»26 (в редакции от 8.08.01 г.) и от  17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»27 (в редакции от 21.03.2002 г.).

Исключительная экономическая  зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом;

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической  зоны находится на расстоянии 200 морских  миль от исходных линий, от которых  отмеряется ширина территориального моря.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница  территориального моря. 

Единственное исключение из сформулированного  выше правила содержит ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которому вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с федеральными законами, международными актами и международными договорами, заключенными Российской Федерацией, определенная группа находящихся  на территории России иностранных граждан пользуется иммунитетом неприкосновенности. К их числу относятся должностные лица посольств, консульские должностные лица и консульские служащие, дипломатические курьеры и агенты.

Применяя правила ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, нужно учесть, что они:

    1. имеют приоритет перед общими правилами ч. 1 ст. 2.6;
    2. применимы лишь в том случае, если:

а) административное правонарушение совершил иностранный гражданин, а  не лицо без гражданства или иностранное  юридическое лицо;

б) упомянутый иностранный гражданин  имеет (пользуется) иммунитет (то есть не подлежит привлечению к административной ответственности);

3) предусматривают, что вопрос  об административной ответственности  таких иностранных граждан решается  согласно международным договорам  Российской Федерации и признаваемым Российской Федерацией принципам международного права.

 

§3. Особенности привлечения к  административной ответственности  военнослужащих и сотрудников ОВД

 

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут  ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных таможенных органов и иные лица (например, судьи, прокуроры) несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах, за исключением случаев нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, правил охоты, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима  пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, когда административная ответственность для этих лиц наступает на общих основаниях.

В законодательном порядке предусматривается  ограничение оснований для применения административных взысканий в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной  юрисдикции на территории Российской Федерации.29

К указанным лицам не могут быть применены административные наказания  в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, также в виде административного  штрафа.30

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, прохождение которой регулируется федеральными законами от 31.05.1996 года «Об обороне», от 12.03.1998 года «О статусе военнослужащих», от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе», а также уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом и Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года.

Военной также является служба в  пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, в Железнодорожных  войсках, в войсках Федерального агентства правительственной связи  и информации, в войсках гражданской  обороны, в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, а также органах безопасности и внешней разведки.

Согласно Федеральному Закону от 12.03.1998 года «О статусе военнослужащих»  военнослужащие могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры.

С учетов особенностей прохождения  службы, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут  ответственность согласно Дисциплинарному уставу. За нарушение общественного порядка военнослужащие могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте: солдаты и матросы, проходящие службу по призыву, а также сержанты и старшины – до 10, прапорщики и мичманы – до 5 суток. Дисциплинарное взыскание налагается командирами (начальниками) в течение 10 суток со дня, когда стало известно от нарушении, по результатам разбирательства.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов несут административную ответственность согласно нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (в органах внутренних дел это, в частности, Положение «о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» № 4202-1 от 23 декабря 1992 года, в таможенных органах это, Федеральный закон от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»31  и дисциплинарный устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ 16.11.1998 года № 1396).32

Сотрудниками органов внутренних дел являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России. Дела об административном правонарушении рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе, не позднее одного месяца с момента завершения проверки. Приказ о наложении взыскания объявляется под расписку и приводится в исполнение не позднее одного месяца со дня его наложения. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить взыскание. Видами взысканий являются: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности, в звании; увольнение. Материал о совершении сотрудниками правонарушения может быть рассмотрен также судом чести органов внутренних дел.

 

 

Вывод по II главе:

Административная ответственность  юридических лиц – это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или  ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью восстановления социальной справедливости, государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

Нормы, предусматривающие административную ответственность юридических лиц, в КоАП РФ отсутствуют. Мерой ответственности  применительно к юридическим  лицам может служить только административное наказание.

К административной ответственности  привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, так как все возможности для этого у него имелись;

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом  не были приняты все зависящие  от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП (законов субъектов Российской Федерации).

Эти элементы вины образуют общее  понятие вины юридического лица, как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, то есть так же как и граждане Российской Федерации.

Информация о работе Административная ответственность в действующем законодательстве