Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 08:14, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является комплексное изучение института административно-правовой ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассмотрение теоретических и практических проблем, связанных с правоприменительной деятельностью органов внутренних дел в данной области, а также формирование обоснованных предложений, направленных на совершенствование административного законодательства в исследуемом вопросе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1
Состав административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации

1.1
Объективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства ………………….………………………

7
1.2
Субъективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства …………….……………………………

17
Глава 2
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и ее меры

2.1
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства ….………………

28
2.2
Виды административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства ……………

36
Заключение ………………………………………………..…………..….…….
47
Список литературы ……………………….………………………….….……

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ответственность ИГ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Наличие специальных признаков у субъектов административной ответственности имеет ряд юридических последствий: во-первых, эти признаки могут быть обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность; во-вторых, они могут быть основанием для неприменения административных наказаний23. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ вопрос о применении мер административного воздействия в отношении иностранного гражданина, пользующегося дипломатическим иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, будет решаться в соответствии с нормами международного права24.

Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержатся в ст.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.1 ст.2 Закона); лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.2 ст.2 Закона)».

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения)25.

Вернемся к составам административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Итак, как было указано выше, в главе 18 КоАП РФ законодатель закрепил все основные составы административных правонарушений, которые совершаются иностранными гражданами и лицами без гражданства, однако, при анализе ряда статей иностранные граждане и лица без гражданства не являются субъектами административного правонарушения, в частности,  статья 18.2. (Нарушение пограничного режима в пограничной зоне); статья 18.3. (Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации); статья 18.5. (Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации); статья 18.12. (Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации); статья 18.13. (Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей); статья 18.14. (Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации); статья 18.11. (Нарушение иммиграционных правил); статья 18.15. (Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства); статья 18.16. (Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)); статья 18.17. (Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности).

Другие же составы административных правонарушений, сгруппированные в данной главе, прямо предусматривают, что субъектами указанных правонарушений являются иностранные граждане и лица без гражданства: статья 18.1. (Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации); статья 18.4. (Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации); статья 18.6. (Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)); статья 18.8. (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации); статья 18.9. (Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации); статья 18.10. (Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации).

Таким образом, если проанализировать статьи, включенные в гл. 18 КоАП РФ, становится очевидным, что законодателем выбран такой принцип, согласно которому за одно и то же административное правонарушение предусматривается административная ответственность различных субъектов. Однако при этом, например, в ст. 18.2, 18.6-18.7, 18.11, 18.3-18.17 КоАП РФ, подразумевающих в качестве непосредственных «своих субъектов» иностранных граждан и лиц без гражданства, в диспозициях статей не указывается.

Так, например, в ст. 18.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность иммигранта, однако определения понятия «иммигрант» российское законодательство не дает. Или, например, в ч. 1 ст. 18.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне, законодателем не раскрывается, кто же может являться субъектом данного административного проступка.

Обобщая изложенное можно сделать вывод о том, что все приведенные составы административных правонарушений независимо от того, кто является субъектом административного правонарушения, включены законодателем в одну главу, в связи с тем, что связаны с нарушением режима пребывания на территории Российской Федерации.

Считаем, что отсутствие четкого определения всего круга субъектов административной ответственности в статьях (диспозициях и санкциях статей) 18.2 - 18.3, 18.5 - 18.7, 18.11, 18.13 - 18.17 КоАП РФ, предусматривающих по своей логике административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, дестабилизирует в определенном роде весь процесс осуществления правосудия в отношении данной категории лиц, в связи с чем, необходимо осуществить работу нормотворческого характера в данном направлении для устранения выявленных недостатков.

Исследуя вопрос о субъективной стороне административного правонарушения, совершаемого иностранными гражданами и лицами без гражданства, следует отметить, что элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Современный институт административной ответственности построен на теории исключительно виновного начала, в рамках которого вина является обязательным условием наступления юридической ответственности26. Следовательно, отсутствие данного признака исключает наступление какой-либо ответственности, даже независимо от того, был ли причинен данными действиями какой-либо ущерб27.

Затрагивая виновность деяния правонарушителя - иностранного гражданина или лица без гражданства, прежде всего, необходимо отметить, что она выражается отрицательным психическим отношением последнего к интересам нашего общества и конкретных его граждан.

Умышленно совершая административное правонарушение на территории нашей страны, иностранный гражданин либо лицо без гражданства сознает противоправный характер своего действия, предвидит его вредные последствия и желает их наступления (т.е. совершает свое деяние с прямым умыслом) или же сознательно допускает возможность наступления этих последствий (т.е. совершает деяние с косвенным умыслом). Однако большая доля исследуемых административных деликтов совершается, как правило, с прямым умыслом.

В случае неосторожной формы вины иностранный гражданин или лицо без гражданства предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (самонадеянность) либо же не предвидит вообще возможности таких последствий, хотя должен был или же мог их предвидеть (небрежность).

Исходя из вышесказанного следует, что относительно признаков субъективной стороны административных правонарушении, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации выделяются различные сочетания форм вины: а) прямой умысел; б) умысел (прямой или косвенный) или неосторожность; в) неосторожность.

Так, как правило, с прямым умыслом совершается (или же может быть совершено) большинство административных правонарушений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России. Это касается и режима обеспечения Государственной границы Российской Федерации (например, ст. 18.3-18.7 КоАП РФ), и правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации (например, ст. 18.8-18.9 КоАП РФ), и осуществления трудовой деятельности последних (например, ст. 18.10, 18.15-18.17 КоАП РФ).

Однако некоторые нарушения режима Государственной границы Российской Федерации могут быть совершены и по неосторожности, лишь в силу до сих пор существующей «прозрачности» российских границ на довольно значительной ее территории. Аналогичные примеры можно привести и по правилам пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также в сфере трудовой деятельности рассматриваемой категории лиц.

Таким образом, учитывая вышеизложенное возможно заключить, что вина, отражающая внутреннее психическое отношение иностранного гражданина или лица без гражданства к совершенному им конкретному антиобщественному деянию и проявляющаяся, как правило, в прямом умысле (реже в неосторожности), является основным признаком при определении понятия административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином или лицом без гражданства в Российской Федерации, а также неотъемлемым условием административной ответственности, предусмотренной за рассматриваемую категорию административных деликтов.

Следующим элементом субъективной стороны административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином или лицом без гражданства является мотив.

В науке административного права под мотивом принято понимать осознанное лицом внутреннее побуждение, которым оно руководствуется при совершении правонарушения28.

Немаловажным элементом субъективной стороны административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином или лицом без гражданства, хоть и являющейся факультативным, является и цель.

Цель правонарушения понимают и как «будущий результат, к наступлению которого стремится правонарушитель»29, и как «представление о результате, к достижению которого стремится правонарушитель»30, и как мысленную модель «будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении конкретного правонарушения»31, и как «результат, к которому стремится правонарушитель»32.

Мотив и цель правонарушения могут быть включены в конкретные статьи Кодекса об административных правонарушениях и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Во всех названных случаях цель выступает в качестве признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями33.

При анализе правовых норм, относительно административной ответственности рассматриваемых субъектов административного права – иностранных граждан и лиц без гражданства, следует отметить, что мотив и цель совершенного им административного правонарушения отсутствует, и следовательно, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.

Анализ действующего административного законодательства показывает, что иностранные граждане и лица без гражданства могут выступать как общим, так и специальным субъектом административной ответственности, то есть совершаемые административные правонарушения иностранцев можно подразделить на проступки общего и специального вида. Первая группа не отличается от соответствующих административных правонарушений, совершаемых российскими гражданами. Вместе с тем, законодатель определяет ряд правонарушений, за совершение которых к административной ответственности могут быть привлечены исключительно иностранные граждане и лица без гражданства. В данном случае они выступают в качестве специального субъекта. Необходимо отметить, что специальным субъектом административной ответственности иностранные граждане могут быть в случае обладания ими наряду с общими признаками (возраст, вменяемость) и специального признака, отсутствие российского гражданства, который законодателем включен в качестве конструктивного в состав административных правонарушений.

Субъективная сторона административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, характеризуется наличием виновного начала, выражающегося в форме умысла или неосторожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и ее меры

2.1 Порядок привлечения  к административной ответственности  иностранных граждан и лиц без гражданства  

Вопрос привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства решается с учетом соответствующих положений КоАП РФ. Общие основы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены ст. 2.6 КоАП РФ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях впервые установил конституционный принцип равенства перед законом в качестве одного из основополагающих принципов административной ответственности. «Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от ... расы, национальности, языка..., а также других обстоятельств»34.

Часть 1 ст. 2.6 КоАП РФ «Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц» в дополнение к ст. 1.4 КоАП РФ конкретизирует принцип равенства. В соответствии с положением данной статьи иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, который в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, разрешается в соответствии с международными нормами права.

Информация о работе Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации