Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:08, реферат
В настоящее время понятие «государственная служба» закреплено в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"1. Этот вид деятельности является профессиональным, то есть осуществляется на постоянной основе и квалифицированно. Назначение данного вида деятельности в обеспечении исполнения полномочий публичных субъектов. Таким образом, государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Понятие государственной службыи ее соотношение с другими видами публичной службы
Система государственной службы в РФ
История развития института государственной службы в РФ
Принципы правового регулирования государственной службы
Государственная должность
Статус государственного служащего
права
обязанности.
ограничения
запреты
поощрения
Прохождение государственной службы
Должность в государственных органах: понятие, правовое содержание, виды
Соотношение понятий «государственная должность» и «должность государственной службы»
Статус государственного гражданского служащего, его структура и элементы
Должностной регламент государственного гражданского служащего
Права, обязанности, запреты и ограничения государственного служащего
Ответственность государственных служащих
Оплата труда гражданского служащего
Прохождение государственной гражданской службы
Поступление на гражданскую службу
Требования к служебному поведению гражданского служащего
Служебное время и время отдыха
Аттестация гражданских служащих
Квалификационный экзамен
Основания и порядок увольнения с государственной службы
Конфликт интересов
Индивидуальный служебный спор
Обязанности государственных гражданских служащих можно подразделить на функциональные и внутриорганизационные. Функциональные обязанности государственного служащего – действия, направленные на реализацию компетенции государственного органа (организации). Внутриорганизационные обязанности государственного служащего – действия государственного служащего, обеспечивающие структурную устойчивость государственного органа (организации) в системе государственного управления, а также действия, связанные с индивидуальным прохождением службы.
Помимо обязанностей в нормативно-правовых актах и в литературе выделяется такой самостоятельный элемент правового статуса государственного служащего как ограничения (запреты). В ст. 17 ФЗ «О гражданской службе» произошла терминологическая замена: вместо термина «ограничения» (в смысле закона «Об основах») появился термин «запреты». Перечень запретов увеличен, они частично переформулированы. Можно сказать, что для гражданских служащих теперь предусмотрен более широкий перечень запретов, чем для государственных служащих других видов службы. Принципиально новым можно считать установление запретов для гражданских служащих после их увольнения со службы14, что свидетельствует о поэтапном прекращении статуса гражданского служащего.
§ 13. Ответственность государственных служащих
За неисполнение должностных обязанностей государственные служащие привлекаются к ответственности. Если неисполнение обязанностей по государственной службе содержит признаки уголовного преступления или административного правонарушения, то соответственно государственный служащий привлекается либо к уголовной либо к административной ответственности, однако это не освобождает его от возможности привлечения к дисциплинарной ответственности.
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок гражданского служащего.Перечня дисциплинарных проступков нет, и нормативно не установлено соотношение между видом дисциплинарного проступка и дисциплинарным взысканием. Перечень дисциплинарных взысканий исчерпывающий и альтернативный15, то есть представитель нанимателя может применить любое из перечисленных наказаний учитывая тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей 16.
Единственное нормативное установление соотношения между проступком и наказанием –перечень оснований увольнения государственного служащего по инициативе представителя нанимателя17.
Порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности закреплены в ст. ст. 58, 59«О гражданской службе».
В ФЗ «О гражданской службе» появились не существовавшие в законодательстве ранее положения ст. 58 об обязательности проведения служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему. В ст. 59 названного закона закреплено, какие обстоятельства должны быть установлены в ходе служебной проверки, субъекты, чье участие обязательно для проведения, сроки проведения проверки, права гражданского служащего, в отношении которого ведется проверка, оформление результатов проверки в виде заключения с предложениями о применении или неприменении дисциплинарного взыскания.
§ 14. Оплата труда гражданского служащего
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания.
Денежное содержание состоит из двух частей: основных и дополнительных выплат.
К основным выплатам относится оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), включающий в себя:
Иные выплаты (надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение) относятся к дополнительным.
§ 15. Прохождение государственной гражданской службы
Прохождение государственной гражданской службы – это форма реализации права участвовать в управлении делами государства и права на равный доступ к государственной службе18, связанная с замещением должностей государственной гражданской службы.
Прохождение государственной гражданской службы включает в себя три основные стадии:
§ 16. Поступление на гражданскую службу
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям (уровень профессионального образования, стаж работы по специальности, профессиональные знания и навыки).
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурсный отбор государственных служащих необходимо рассматривать как гарантию реализации права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе.
Конкурс может не проводиться только в случаях, прямо указанных в ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации утверждено указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112.
Конкурс проводится в два этапа. На первом
этапе государственный орган публикует
объявление о приеме документов для участия
в конкурсе не менее чем в одном периодическом
печатном издании, а также размещает информацию
о проведении конкурса на сайте государственного
органа в информационно-
Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет необходимые документы в государственный орган в течение 30 дней со дня опубликования объявления.
Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Конкурсная комиссия состоит из двух частей - постоянной части, включающей в себя представителя нанимателя и представителей всех самостоятельных структурных подразделений органа государственной власти и переменной части, состоящей из представителя органа по управлению государственной службой, делегированного на конкретный конкурс и «независимых экспертов». В качестве независимых экспертов зачастую выступают кадровые работники подведомственных государственному органу предприятий и учреждений, а также сотрудники кадровых служб других органов власти. Таких лиц сложно считать в полной мере независимыми экспертами, однако установленные требования формально соблюдаются. В государственном органе как правило, образуется одна конкурсная комиссия, однако их может быть несколько - для разных категорий и групп должностей. На практике отдельные конкурсные комиссии образуются в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих закону методов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование.
По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.
§ 17. Требования к служебному поведению гражданского служащего
Гражданский служащий обязан:19
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
§ 18. Служебное время и время отдыха
Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.
Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов нормальной продолжительности служебного времени.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
§ 19. Аттестация гражданских служащих
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 года №110.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя формируется аттестационная комиссия.
Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.