Право на образование
не может быть передано другому
лицу, группе лиц, обществу, государству
ни по договору, ни в силу
закона, ни на каком другом
основании. По международным и
российским стандартам основное
общее образование является обязательным,
поскольку без него невозможна
нормальная социализация человека
в современном обществе.
Но может ли государство гарантировать
то же «образовательное» притязание
гражданину другого государства? Не вдаваясь
в подробности этой темы, ограничимся
лишь замечанием, что в Российской Федерации
(как, впрочем, и в любом другом современном
демократическом государстве) действительно
каждый может реализовать свои потребности
и интересы образовательного свойства,
но только в том случае, если этот «каждый»
проживает на территории Российской Федерации
на законном основании.
Право на образование, точнее,
его реализация предполагает, как отмечалось,
активную роль государства в гарантировании
этого вида социального притязания.
Право на образование является,
в известном смысле, и обязанностью. Боле
того, как свидетельствует и законодательство,
и юридическая практика, и сама жизнь в
целом, многие права у людей «появляются»
лишь после того, как человеком выполнены
некие общественные (и юридические) обязанности.
В свою очередь исполнение прав приводит
к возникновению новых обязанностей, те
– к появлению других прав (примером тому
может служить реализуемое педагогом
право преподавать определенную дисциплину
и одновременно его обязанность этого
преподавания).
Именно
к такому роду прав относится
и право на образование. До
определенного возраста, до определенной
ступени (уровня) системы образования
(этот уровень также различен
в разных странах), а также с
учетом степени социально-экономической
развитости общества, право на
образование практически и юридически
является обязанностью человека
(гражданина) получить и освоить
тот иной минимум знаний, умений
и навыков, который (минимум) гарантирует
необходимые и достаточные условия
социальной коммуникации этого
гражданина. Обычно данная обязанность
получать «минимальное» образование
связана с институтом школьного
(общего) образования и юридически
закрепляется в конституционных
и других законодательных актах.
Такая же обязанность предусмотрена,
скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины,
частью 4 ст. 27 Конституции Испании,
частью 2 ст.26 Конституции Японии
и др. Другое дело, что обязательным
в одних странах объявляется
основное общее образование (Россия,
Испания), в других – полное
общее среднее образование (Украина),
в третьих – начальное образование
(Италия). А вот, например, по Конституции
Польши обязательной является
учеба для всех, не достигших 18
лет (часть 1 ст. 70). В той же части
2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается
обязанность всех, на чьем попечении
находятся дети, обеспечить их
образование, хотя о каком именно
образовании идет речь, законом
не оговаривается. Так, обязанность
получения общего образования
предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции
РФ.
Анализ многочисленных
текстов статей международных
актов, конституционных актов различных
государств, а также ст. 43 Конституции
Российской Федерации, посвященных
праву на образование, изучение
различных научных исследований
и комментариев к законодательству,
дают основания выделить, помимо
сказанного, еще ряд важных черт
этого права на образование.
- Право на образование есть
интегральное право, которое, пусть и в
разной степени, но может быть отнесено
к различным группам прав и свобод человека
– социальным, культурным, гражданским
(личным). Социальным (а именно к этой группе
его обычно относят) право на образование
является уже потому, что образование,
как уже было показано, есть, с одной стороны,
одна из ведущих социальных подсистем
общества. Кроме того, право на образование
как социальное право предполагает создание
системы государственных гарантий получения
образования каждым человеком, выступающее
важнейшим условием его успешной социализации.6
Право на
образование есть, наконец, и гражданское,
личное право человека, которое
реализуется им самостоятельно,
по своему усмотрению после
выполнения им (при помощи родителей
или законных представителей) своей
гражданской (общесоциальной) обязанности
получить общее образование. Ведь человека,
получившее общее образование, как известно,
никто формально (юридически, в том числе
Конституция РФ) не принуждает и не может
принудить в обязательном порядке поступать
в учреждения профессионального образования
для продолжения учебы. Иное дело, что
такое принуждение существует объективно
в том смысле, что сама жизнь, потребности
общества, потребности, наконец, самого
человека, ставшим «зрелым», т.е. способным
самостоятельно принимать социально значимые
решения, гражданином после получения
«аттестата зрелости», обусловливает
необходимость выбора своего дальнейшего
жизненного пути, а тем самым приобщения
к конкретному виду профессиональной
деятельности, ее критериями и требованиями7.
Второе.
Право на образование есть конституционное
право. Это право закрепляется и, тем самым,
гарантируется конституционными актами
всех современных демократических государств.
Уже одно это обстоятельство свидетельствует
о том, что праву на образование государством
и обществом посредством Основного закона
придается исключительное значение. Помимо
сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской
Федерации, как и многие другие статьи,
закрепляющие и гарантирующие иные права
и свободы, подтверждает признаваемый
частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного
права в российской правовой системе.
Третье. Право
на образование есть право относительное.
В теории прав человека выделяются абсолютные
(основные) права человека и права относительные.
Критерием такого различения выступает
возможность ограничения того или иного
права федеральным законодательством,
в том числе в условиях в условиях чрезвычайного
положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции
РФ).
Четвертое. Право на образование – право
всеобщее. На данную особенность уже было
обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем,
что право на образование распространяется
не только на всех без исключения граждан
Российской Федерации (и лиц, проживающих
на территории РФ на законных основаниях),
но и лиц различного возраста. Это обстоятельство
в последние годы становится все более
актуальным как за рубежом, так и в нашей
стране. Скажем, все больше граждан среднего
и, что характерно, особенно пожилого (после
55 лет и даже значительно старше) возраста
проявляют реальный интерес к получению
первого или второго или даже третьего
высшего образования. Такой феномен представляет
интерес, прежде всего, для социологической
науки, хотя экологические, педагогические
и правовые исследования тоже не могут
обходить его.
Пятое. Право на образование предполагает
доступность образования для каждого.
Доступность образования – это, прежде
всего, свобода получать как общее, так
и профессиональное и послевузовское
образование в соответствии с убеждениями
родителей, собственными желаниями и возможностями8. В этом плане доступность образования
органически связана с всеобщностью соответствующего
права. В то же время, как показывает практика,
эта сторона права на образования является
одной из наиболее проблематичных в силу
самых разных причин. В современном мире
отмечают целый ряд противоречий в развитии
образовании, в том числе российского,
с точки зрения обеспечения именно его
доступности.
2 Государственное
управления в сфере образования Российской
Федерации
Система государственного управления
образованием включает в себя: всех участников
образовательного процесса, их органы
управления и органы государственного
управления образованием; нормативно-правовую
базу, регламентирующую деятельность
субъектов государственного управления
образованием; процедуры и механизмы их
взаимодействия.
Признаки государственного
управления образованием и наукой составляют9:
1. наличие государственной
структуры управления образованием
и наукой, в которой каждый
субъект управления наделен конкретными
полномочиями и ответственностью;
2. наличие общественной
структуры управления образованием,
все субъекты которой наделены
реальными полномочиями и вытекающей
из них ответственностью;
3. согласованное и взаимно
принятое распределение полномочий
и ответственности между государственными
и общественными субъектами управления
образованием на всех его уровнях;
4. принятая органами государственного
и общественного управления образованием
система разрешения возникающих
между ними противоречий и
конфликтов.
Важную роль в процессе становления
и развития государственного управления
образованием призваны сыграть принципы
ГУО, под которыми понимаются те его основания,
которые определяют не только главные
направления, всю систему деятельности,
цели, задачи, содержание, оргструктуру,
формы и методы (субъектов управления,
но и отношения, складывающиеся между
его участниками.
Государственное управление
в области образования осуществляется
на основе сочетания принципов государственного
регулирования и самоуправления.
В соответствии со ст. 72 Конституции
Российской Федерации общие вопросы воспитания,
образования и науки находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Содержание государственного
управления в данной сфере заключается
в том, что федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации определяют
соответствующие приоритетные направления
развития образования и науки, обеспечивают
формирование системы педагогических
и научных организаций, реализация межотраслевой
координации образовательной, научной
и научно-технической деятельности, разработку
и реализацию образовательных, научных
и научно-технических программ и проектов,
развитие форм интеграции образования
и науки, реализацию достижений науки
и техники.
Общие
вопросы управления в области образования
и разграничения компетенции в данной
области определяются в соответствии
с Федеральным закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
Разграничение
компетенции РФ и ее субъектов по вопросам
образования, проведенное в комментируемом
Законе, берет свое начало еще в Конституции
России, закрепившей в ст. 71-73 основы распределения
полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Пунктом «е»ст. 72 Конституции РФ общие вопросы
образования отнесены к совместному ведению
России и ее субъектов.
Компетенция
РФ в области образования - это совокупность
властных полномочий, отнесенных Конституцией
и законодательством РФ к ведению РФ в
сфере образования. Полномочия предполагают
единство прав и обязанностей: Российская
Федерация, «центр» не только вправе решать
определенные Законом вопросы в сфере
образования, но и обязаны это делать.10
Федеральные
органы государственной власти и управления
- это высшие органы законодательной и
исполнительной власти РФ - Президент,
Федеральное Собрание, Правительство
РФ.
Систему
государственного управления образованием
в РФ регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г.
N 21. В целях создания системы государственного
управления образованием в Российской
Федерации, соответствующей задачам его
функционирования и развития в условиях
осуществления экономической реформы,
Правительство Российской Федерации сформировал
следующую систему органов государственного
управления образованием:
Министерство
образования и науки РФ;
Министерства
образования республик в составе РФ;
Управления
(главные управления, комитеты, департаменты)
образования краев, областей и автономных
образований;
Комитеты
(департаменты) образования городов Москвы
и Санкт-Петербурга.
Органы
управления образованием районов, городов,
районов, округов (в городе) могут быть
созданы по решению органов местного самоуправления.
Указанные
органы управления образованием реализуют
единое руководство системой государственных
учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического,
среднего специального, педагогического
и внешкольного образования на федеральном,
республиканском, региональном и территориальном
уровнях.
В
связи, с чем можно сделать вывод, что вся
деятельность министерства образования
и науки РФ, министерства образования
республик в составе РФ; управления (главные
управления, комитеты, департаменты) образования
краев, областей и автономных образований
сосредоточенны на улучшение и повышения
качества предоставляемых услуг населению,
а именно давая каждому гражданину РФ
получить полное выше образование.
Таким
образом, данное сочетание принципов государственного
регулирования на уровне РФ, субъектов
РФ и самоуправления позволяет определить
приоритетные направления развития образования
и науки, обеспечить формирование системы,
осуществлять межотраслевую координацию
образовательной, научной и научно-техническую
деятельность.
В образовательном праве дифференциация
правовое регулирования осуществляется
прежде всего по уровням образования,
которая характеризуется качественной
спецификой в содержании образовательного
процесса соответственно образовательных
отношений, присущих этому уровню образования.
В Российской Федерации образование
на уровне начального и основного общего
образования является не только общедоступным,
фактически равным, но и обязательным.
Для характеристики правового
статуса в целом образовательного учреждения
можно выделить две группы характеристик,
обусловленных прежде всего теми принципами
и нормами, которые составляют конституционно-правовую
основу общего образования. К числу характеристик
I группы относится: организационное единство,
реализация образовательного процесса
на систематической, целенаправленной
основе в соответствии с определением
Международной стандартной классификацией
ЮНЕСКО; самостоятельную ответственность
образовательного учреждения в сфере
образования; самостоятельное, от своего
имени выступление в осуществлении образовательного
процесса, т.е. в реализации образовательных
программ.
В
основе образовательно-правовых
форм лежат различия, отражающие
прежде всего образовательную
направленность создаваемых процессов
организаций, т.е. педагогические характеристики,
связанные с целевым назначением
образовательных учреждений (обучение
и воспитание), уровнем и типом
( основные и дополнительные) реализуемых
образовательных программ и соответственно
образовательным уровнем и (цензом)
выпускников, направленностью образовательного
учреждения (экономическая, правовая,
инженерно-техническая, естественно-научная
и т.п.),педагогическим режимом, а
также характером учредителя (государство,
муниципальные образования; частные
лица), иными признаками педагогического,
научного, социокультурного характера.
Названные признаки, взятые в
совокупности, лежат в основе
установленной законом Российской
Федерации об образовании классификации
образовательным учреждениям на
типы и виды, что влечет установление
определенных образовательных прав
обязанностей, ответственности образовательных
учреждений. Тем самым правовое
положение образовательных учреждений
закрепляется в законодательно устанавливаемых
образовательно-правовых формах.