6. применение новых
механизмов финансирования образования.
7. проведение реинжиниринга
образовательной деятельности;
Принципиальное отличие современной
системы образования от традиционной
заключается в специфике ее технологической
подсистемы. Этот технологический элемент
крайне не развит в классическом образовании,
которое опирается в основном на обучение
«лицом к лицу» и печатные материалы. В
современном образовании используется
богатый арсенал новых информационных
технологий.
Государственные органы управления
образованием все больше выступают в роли
покупателей услуг образовательных учреждений,
функции этих органов все больше перемещаются
из сферы производства образовательных
услуг в область защиты интересов потребителей
услуг учебных заведений. В новой образовательной
системе в основе отношений между органами
управления образованием и учебными заведениями
лежит система заключения договоров на
выполнение образовательными учреждениями
заказов на подготовку кадров. Для эффективного
функционирования этой системы государство
способствует развитию в сфере образования
полнокровной рыночной ситуации, конкуренции
и на стороне производителей, и на стороне
потребителей образовательных услуг.
Принцип развития конкурентной образовательной
среды, создания насыщенного рынка образовательных
услуг является важнейшим принципом управления
современным образованием. Реализация
этого принципа предполагает развитие
новых экономических механизмов в сфере
образования.
Подводя итог анализу основных
путей повышения эффективности управления
системой образования, отметим, что данным
список не является исчерпывающим, однако
он задает определенную логику поиска
новых методов и технологий для улучшения
управления образованием. Во-первых, необходимо
оптимизировать организационную структуру
управления образованием. Во-вторых, необходимо
помнить, что само образование как объект
воздействия представляет собой систему,
состоящую из взаимосвязанных элементов,
и подходить к улучшению образования необходимо
системно, воздействуя на каждый элемент
этой системы равномерно. В-третьих, актуальным
является вопрос о субъектах управления
образованием, и в этой связи необходимо
развивать государственно-общественное
управление и вовлекать бизнес-структуры
в решение возникающих проблем. В-четвертых,
нельзя допускать отставание образовательной
сферы от остальных сфер общественной
жизни: экономической, политической, культурной.
В современных условиях первостепенной
становится задача создания инфраструктуры
информатизации образования РФ. Наконец,
основой реализации вышеперечисленных
направлений является изменение системы
финансирования образовательной сферы,
должны появляться все новые методы как
распределения бюджетных средств, так
и привлечения средств из внебюджетных
источников финансирования (например,
создание в вузах специальных фондов –
«эндаументов»).
Происходящие глобальные изменения
в системе управления хозяйствующими
субъектами, адаптация функциональных
управленческих подсистем бухгалтерского
учета, статистики, экономического анализа
к международным стандартам также потребовали
новаций в сфере высшего и послевузовского
профессионального образования в этих
областях. Преобразования сосредоточенны
прежде всего на интеграцию образования,
науки и производства с целью приоритетного
развития научных исследований, инновационных
разработок, ориентированных на становление
экономики и общества, основанного на
знаниях.
Указом Президента РФ Путина
В.В. от 21 мая 2012 года была введена новая
структура федеральных органов исполнительной
власти. Таким образом, структура федеральных
органов исполнительной власти на сегодняшний
день состоит из Министерства образования
и науки Российской Федерации; Федеральной
службы по надзору в сфере образования
и науки; Федерального агентства по делам
молодежи. Минспорттуризм России преобразован
в Министерство спорта РФ. Его функции
по выработке и реализации государственной
молодежной политики, созданию условий
для обеспечения здорового образа жизни,
нравственного и патриотического воспитания
молодежи, реализации ее профвозможностей
переданы Минобрнауки России. Что касается
полномочий Минспорттуризма России по
координации деятельности по реализации
приоритетных направлений госрегулирования
туристской деятельности в нашей стране,
они переданы Минкультуры России.
Росмолодежь переподчинено
Минобрнауки России, а Ростуризм - Минкультуры.
Создание эффективной системы
принятия государственных решений также
являлось одной из целей проводимых преобразований.
Однако практика уже показала, что и при
новой структуре Министерства образования
и науки не удается избежать бумажной
волокиты и многочисленных согласований
при принятии решений между, например,
Федеральным агентством по образованию
и Федеральным министерством образования
и науки. До сих пор остается нечетким
разграничение вопросов, находящихся
в ведении агентств, служб и министерств,
что также вызывает значительные трудности
для оперативного принятия решений, вновь
происходит размывание ответственности.
В настоящее время существует
острая проблема финансирования, которая
направлена не на поддержание функционирования
системы образования, а на устойчивое
развитие образовательной сферы. Можно
сказать, что проблема финансирования
существовала, и будет существовать всегда.
Безусловно, что проблема финансирования
существовала и будет существовать всегда.
Благодаря реформе в государственном
управлении в сфере образования произошли
значительные изменения, которые уже коснулись
механизмов финансирования образовательных
учреждений. Бюджетные средства на реализацию
программ развития направляются непосредственно
в школы, а новая система оплаты труда
учителей ориентирована на стимулирование
качества и результативности педагогической
работы.
Заключение
Основная цель государственно-общественного
управления образованием состоит в том,
чтобы объединить усилия государства
и общества в решении проблем образования,
предоставить субъектам образовательных
отношений (родителям, учащимся, образовательным
учреждениям) больше прав и свобод в выборе
содержания, форм и методов в организации
учебного процесса, в выборе различных
типов образовательных учреждений.
Государство может создать
систему, позволяющую обеспечить все перечисленные
гарантии и сделать право на образование
доступным для каждого. При этом важно,
чтобы система образования не была исключительно
государственной. Для нормального и эффективного
функционирования любой системы образования
необходимо, чтобы «государственное и
частное, государственное и общественное
начала находились в разумном сочетании
и оптимальном балансе». Только в этом
случае будут соблюдены требования международного
законодательства относительно свободы
образования, тесно связанной с пониманием
права на образование как естественного
права.
Образовательные
отношения формируются с учетом
специфики образовательной сферы
и представляют собой самостоятельный
вид правоотношений, который существенно
отличается от правоотношений, образующих
предмет гражданского, трудового, административного
и остальных отраслей права. Образовательное
право обладает необходимым признаком
отрасли права – имеет собственный
и оригинальный предмет правового
регулирования, характеризуется своеобразным
юридическим режимом, который наиболее
ярко воплощается в методике
правового регулирования, имеет
основной институт, который закрепляет
общеотраслевые принципы права,
определяет предмет и задачи
отрасли, содержит иные общие
положения; нормативные положения
такого института как бы цементируют,
объединяют в целостное образование
нормы институты отрасли, определяют
их необходимые свойства как
компонентов данной, а не иной
отрасли права, имеет развитую
систему источников права, обеспечивающих
полное и последовательное регулирование
всех, без какого-либо исключения,
отношений, образующих содержание
предмета этой отрасли; как правило
в своей основе источников
права отрасли лежит кодифицированный
акт, содержащий основополагающие,
исходные нормы.
Проблемы
ответственности в области образования
обусловлены, в первую очередь, ее
законодательной неурегулированностью,
размытостью, неэффективностью норм и
связанны именно с установлением в законе
оснований ответственности, а также с
явной недостаточностью и непродуманностью
правовых санкций в законодательстве
об образовании. Это, в свою очередь, приводит
к большим сложностям в формировании средств
правовой защиты участников сферы образования,
в то время как введение механизма ответственности
обуславливает основания правовой защиты
участников в области образования.
Список использованной
литературы
Нормативные
правовые документы
- Всеобщая декларация прав человека.
Принята Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. // Система «Консультант». 2014.
- Декларация о создании общеевропейского
пространства высшего образования> (Болонская
декларация) (Принята в г. Болонье 19.06.1999).
// Система «Консультант». 2014.
- Конституция Российской Федерации.
М.: Рольф, 2013.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)
«Об образовании в РФ». // Система «Консультант».2014.
Книги и монографии
- Балашева И.Н. Государственное управление образованием // Социс, 2012, №3.
- Братановский С.Н. Системный анализ образовательной деятельности в России. Саратов, 2012
- Горохов
М.Э. Образование в России // ЭКО, 2011, №8.
- Дальман С.В., Развитие системы управления образованием в России, Нестор - История СПБ, 2011
- Дмитриев
Ю.А., Евтеев А.А., Петров С.М. Административное
право. М.: ЭКСМО, 2012.
- Конституция
Российской Федерации. Научно-технический
комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2011.
- Коротков
Э.М., Управление качеством образования,
Академический проект, 2007
- Лукашева
Е.А. Права и свободы человека // Теория
права и государства. М.: Юрлитинформ, 2012.
- Оверчук Т.И., Качество образования: состояние, проблемы, перспективы, Гном и Д, 2010
- Старилов Ю.Н. Административное право: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2011.
- Скамницкий А.А., Система государственного управления: Учебное пособие, Гардарики, 2011
- Сырых В.М. Образовательное
право как отрасль российского права.
М.2010.
- Сырых
В.М. Образовательные услуги и образовательные
правоотношения: дискуссионные взгляды
и действительное содержания // Журнал
российского права, 2010, №4.
- Суворов С.Б. Политические системы
и образование. М., 2013
- Юсупов
В.А., Братановский С.Н., Александрова Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
- Теория государства и права:
Учебник для вузов / Алексеев С. С., Архипов
С. И., Игнатенко Г. В и др. М.: ИНФРА-М, 2012
Статьи
в периодических изданиях
- Александр
Черных, Дмитрий Бутрин, "Коммерсант".
«Общественное обсуждение проекта нового
закона «Об образовании» //http://www.rokf.ru/sosial/2012/12/02/103553.html.
- Бельский
К.С., Зайцева Л.А. Педагогический процесс
в системе образовательных правоотношений
// Юридическое образование и наука, 2011,
№2.
- Канакина Е.С. Источники образовательного права в системе источнико права // Юридическое образование и наука, 2012, №2.
- Козырин А.Н. Школа и современные проблемы систематизации образоваетльного законодательства // Реформы и право, 2010, №4.
- Коршунов М.Г. Наука и образование
// Образование в России, 2012, №9.
- Куров
С.В. Правовая ответственность и правовая
защита в образование: особенности применения
// Право и образование. – 2012.- №6
- Маврина
Н.А. Механизм законодательного обеспечения
права на образование // Проблемы реализации
норм права: Материалы международной конференции.
– Челябинск, 2012г.
- Прохоренко С.С. Об образовании
// Образование в России, 2012, №11.
- Риа Новости. Образование
- //http://www.rian.ru/education/20120406/361614150.html
- Русакова Е.М. Образовательное право в системе российского права // Юридическое образование и наука, 2010, №3.
- Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержания // Журнал российского права, 2010, №4.
- Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное
и муниципальное управление. - М.: Ассоциация
авторов и издателей «Тандем». Издательство
«ЭКМОС», 2012
- Шамхалов Ф., Основы теории государственного управления, Экономика, 2003
- Шудегов В.Е., Буслов Е.В. Болонская декларация с точки зрения законодательства в области образования // Право и образование. 2012. №2. С.4.
- Экономические и социальные
перемены: мониторинг общественного мнения
/ Информационный бюллетень. ВЦИОМ, Интерцентр, АНХ. 2013. №3.
1
Балашева И.Н. Государственное управление
образованием // Социс, 2012, №3
2
Дальман С.В., Развитие системы управления
образованием в России, Нестор - История
СПБ, 2011
3
Дальман С.В., Развитие системы управления
образованием в России, Нестор - История
СПБ, 2011