Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы
Сущность социального
управления раскрывается в процессе
анализа следующих его
1) управление как абстрактное понятие;
2) управление как функция;
3) управление как процесс.
Иногда говорят, что "процесс управления - это порядок осуществления механизма управления"; весьма интересным является мнение, что управленческий процесс - это процесс достижения нормативно установленных целей управления посредством использования организационно-правовых и иных средств управленческого воздействия;
4) управление в конкретной сфере. В этом смысле государственное управление имеет существенные отличия от управления негосударственными коммерческими или некоммерческими организациями, от управления в политической партии, а управление наукой отлично от управления административно-политической сферой, равно как и управление, внутренними делами, охраной общественного порядка - от управления в сфере строительства;
5) управление как конкретная
организация (это отдельный
Содержанием социального
управления является упорядочение общественных
отношений, регулирование организации
и функционирования социального
порядка и общественных объединений,
обеспечение условий для
Таким образом, социальное управление
представляет собой общественные отношения
между субъектом и объектом управления,
сущностью которых является властное,
организующее либо регулятивное, воздействие
субъекта управления на поведение (деятельность)
людей и их организаций, являющихся
участниками социально-
2.Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
Государственное управление
– в широком понимании –
деятельность всех органов государства
по реализации возложенных полномочий,
в узком понимании –
Понятие "государственное управление" - более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления1.
Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.
При достижении главной цели обычно доминирует один из двух способов: директивное управление или терминальное управление. Первый представляет собой систему жесткого программирования, второй - свободного программирования движения к цели. Выбор путей представляет собой определение обеспечивающих целей и в конечном счете может играть решающую роль в достижении заданных целей. В ряде случаев система обеспечивающих целей превращается в самоцель, а государство и общество становятся ее заложниками, как это имеет место при тиранических режимах2.
Организационные цели государственного управления заключаются в создании системы функциональных и организационных структур, их институциализации, способной обеспечить соответствующее влияние субъекта управления на объект управления.
Принципы государственного управления- это фундаментальные, научно обоснованные и по большей части законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления. Отступление от того или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе. Социальный организм изобилует таким количеством связей и отношений, что порой даже самое на первый взгляд незначительное отклонение или разрыв в какой либо цепочке взаимоотношений влечет за собой цепную реакцию с непредсказуемыми последствиями3.
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
В зависимости от того, каковы целевые установки и на каких принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства, через которые осуществляется государственное управление4.
Реализация целей
Функции государственного управления реализуются, как правило, в известных организационно-правовых формах. Форма содержательна, она организует содержание, придает ему законченность и стройность. В формах государственного управления компетенция государственных органов обретает свое предметное содержание. Формы государственного управления - это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели.
В самом общем виде формы государственного управления можно разделить на два блока: правовые и организационные. Правовые формы с точки зрения их содержания и механизма применения являются предметом права и подробно рассматриваются в курсе правовых дисциплин. В организационных формах государственного управления реализуется деятельность государственных органов по руководству и управлению процессами социальных преобразований, осуществляемых в государстве и обществе.
Под методами государственного
управления понимаются официальные
способы властного воздействия
государственных органов на процессы
общественного и
Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Основные черты методов государственного управления:
- реализуются в процессе управленческой деятельности;
- органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
- выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
- выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
- адресованы конкретному объекту управления;
- связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
- являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
- нуждаются в правовом опосредовании;
- имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.
По характеру воздействия
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Основные функции
К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.
1. Информационное обеспечение
деятельности государственных
2. Прогнозирование и
3. Планирование — это
определение направлений,
4. Организация — это
формирование системы
5. Распорядительство, т.
е. оперативное регулирование
управленческих отношений,
6. Руководство — это
установление правил и
7. Координация — это
согласование деятельности
8. Контроль — это установление
соответствия или
9. Регулирование — это
установление общеобязательных
требований и процедур для
объектов управления и
10. Учет — это фиксация
информации, выраженной в количественной
форме, о движении
3.Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления.
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
Государственная власть — это система особых общественных отношений и деятельность государственных органов, осуществляемая посредством установленных законом форм и методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля.
Эффективность и демократизм государственной деятельности достигается посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Однако исполнительной власти традиционно отводится более значимая роль.