Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы
Принцип разделения властей
является сегодня одним из основных
конституционных принципов всех
демократических государств. Однако
это не означает, что он имеет
конституционно-правовое установление,
т. е. он может не упоминаться в
тексте конституции того или иного
государства. Главное, чтобы он находил
реальное отражение в практике построения
механизма осуществления
Классически теория разделения
властей предполагает создание независимых
государственных органов, осуществляющих
государственную
- распределение власти между различными
органами;
рассредоточение практических функций
государственной власти по различным
государственным служащим;
- обеспечение взаимного равновесия органов власти;
- установленное законом равенство органов власти;
- самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении специальных государственных функций и специальной компетенции.
Взаимное сдерживание ветвей власти обеспечивается различными способами:
- функционально, т. е. при использовании
таких инструментов, как право вето, право
контроля, право участия в общей государственной
деятельности (например, участие президента
и правительства в подготовке проекта
конкретного законодательного акта; судебный
контроль за действиями и решениями органов
управления и должностных лиц);
- посредством собственно разделения властей,
т. е. в тех случаях, когда государственная
деятельность осуществляется не одним,
а несколькими не подчиненными
друг другу и в определенном смысле независимыми
органами, а решаемые ими государственные
задачи считаются общими для всех органов
государства.
Таким образом и возникают элементы сдерживания и сбалансирования всех ветвей государственной власти.
В Конституции РФ устанавливается,
что государственная власть в
Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти самостоятельны. Государственную
власть в Российской Федерации осуществляют
Президент РФ, Федеральное Собрание
(Совет Федерации и
Законодательный орган —
Федеральное Собрание — принимает
законы, определяет нормативную базу
деятельности органов государственной
власти, участвует в формировании
Правительства РФ, влияет парламентскими
способами на деятельность исполнительной
власти (например, имеет право постановки
вопроса о доверии
Правительство РФ организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы; представляет свои заключения на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).
Возможность выражения недоверия
Правительству РФ уравновешена правом
Президента РФ на роспуск Государственной
Думы. Исполнительная власть должна быть
авторитетной, активной и продуктивной,
иметь широкое поле деятельности
для самостоятельности и
Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
Исполнительная власть представляет
собой относительно самостоятельную
ветвь (вид, разновидность) единой государственной
власти Российской Федерации, тесно
взаимодействующую с
Отличительным признаком
этой ветви власти выступает то,
что она реализуется в
Будучи ветвью единой государственной
власти, исполнительная власть не тождественна
виду государственной деятельности.
Соответствующий вид такой
Исполнительная власть - ветвь государственной власти,
деятельность по управлению делами государства
и общества, осуществляемая системой государственных
органов, которые наделены исполнительно-
Главные цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности
2) создание условий,
3) создание условий для
Признаки исполнительной власти:
1. Первый признак административной власти - ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость от высшей власти.
2. Второй признак - ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Административная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.
Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет государственная администрация, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них -- имуществом и общественными процессами.
3. Административная деятельность - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.
4. Административная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации.
5. Существенный признак административной власти - наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов -- правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.
6. В непосредственном ведении государственной администрации находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты административной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения.
Исполнительная власть -- это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества.
Уровень подконтрольности государственной администрации резко возрастает в условиях развитой демократии и ее проявлений: свободы слова, права на получение информации, многопартийности и др.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «исполнительная власть»:
исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
К числу общих функций исполнительной власти можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть - это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение.
Субъектом исполнительной власти
являются органы исполнительной власти.
Орган исполнительной власти — это
государственная организация, часть
системы органов
Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня.
Для классификации органов
исполнительной власти применяются
следующие критерии:
1. В соответствии с федеральным государственным
устройством:
- федеральные органы исполнительной власти,
распространяющие свою деятельность на
всю территорию России (Президент России
и Администрация Президента, Правительство
России, федеральные министерства, государственные
комитеты и иные федеральные органы исполнительной
власти);
- региональные федеральные органы исполнительной
власти, действующие на территории определенных
регионов, т.е. на части территории России.
Деятельность этих органов может осуществляться
в пределах нескольких республик, краев,
областей и иных территориальных единиц
(в пределах военного округа, железной
дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными
(межрегиональными);
- органы исполнительной власти субъектов
федерации, осуществляющие деятельность,
соответственно, в пределах территорий
республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономных областей и автономных
округов. В масштабе республик действуют
президенты, правительства, министерства,
комитеты и иные ведомства. В масштабе
края, области, города федерального значения
и автономного образования исполнительная,
управленческая деятельность осуществляется
соответствующей администрацией, руководимой
ее главой (губернатором, мэром).
2. В зависимости от объема и характера
компетенции:
- органы общей компетенции, ведающие всеми
отраслями и сферами управления (президентуры,
правительства, администрация краев, областей,
городов федерального значения, автономных
образований);
- органы отраслевой компетенции, ведающие
какой-либо одной отраслью управления
(министерства, некоторые комитеты и ведомства,
отделы и управления);
- органы межотраслевой (специальной) компетенции,
ведающие вопросами управления, имеющими
межотраслевое значение (органы статистики,
стандартизации, метрологии, сертификации,
служба занятости населения и др.