Исполнительная власть и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Содержание

Введение
2
1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление, его основные элементы
4
1.1 Понятие, содержание и виды управления
4
1.2 Социальное управление, его основные элементы
6
2. Понятие, основные черты и сущность государственного управления, его цели, задачи и функции
9
2.1 Понятие, основные черты и сущность государственного управления
9
2.2 Функции, формы, методы государственного управления
11
3. Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: её сущность, функции и механизм их осуществления
15
3.1 Разделение властей в Российской Федерации
15
3.2 Исполнительная власть: ее сущность, функции, цели и признаки
18
4. Система и структура органов исполнительной власти в России, их правовое положение
22
Заключение
32
Проблемная ситуация
33
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АП.docx

— 67.61 Кб (Скачать файл)

3. По видам подразделяются  на:  
- администрация Президента РФ, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, отделы и т.д.  
4. По порядку разрешения вопросов:  
- коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);  
- единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти  
5. По основаниям образования:  
- образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);  
- создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства). 

В зависимости от организации  деятельности, отрасли государственного управления, а также функций образуются следующие виды органов исполнительной власти области: 

–                   управления;  
–                   комитеты;  
–                   департаменты;  
–                   инспекции;  
–                   представительства.6

 

Система органов  исполнительной власти в России.

Президент РФ в системе  органов исполнительной власти.

Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства  и не входит ни в одну из ветвей государственной  власти. Это порождает известную  неопределённость в вопросе «о правовом статусе, полномочиях Президента и  его праве «вторгаться» в сферу  формирования и компетенции других ветвей власти». В связи с этим большинство учёных юристов отмечает то, что он «возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти.». Это связано с его  «организационно-правовым статусом, прерогативами  и полномочиями». 
Поскольку «в системе и структуре органов исполнительной власти Президент наделён весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями», это даёт основания полагать, что Президент РФ большее отношение имеет именно к исполнительной власти. 
К полномочиям Президента в сфере исполнительной власти относятся: 
1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; 
2. по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации; 
3. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; 
4. принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; 
5. непосредственно руководит рядом федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ РФ (МЧС, МИД и другие); 
6. представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; 
7. формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; 
8. формирует Администрацию Президента Российской Федерации; 
9. вносит законопроекты в Государственную Думу; 
10. подписывает и обнародует федеральные законы; 
11. издает указы и распоряжения;

Таким образом, можно определить, что  Президент РФ: 
1. Олицетворяет собой механизм системы сдержек и противовесов между разными ветвями власти; 
2. Обеспечивает взаимосвязь всех ветвей власти; 
3. Не поменяет своей деятельностью органы законодательной, исполнительной и судебной властей. 
Правительство РФ

Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из «Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров».

Закон, в первую очередь, выделяет общие полномочия, в соответствии с которыми Правительство РФ: 
1. организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; 
2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; 
3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность её органов; 
4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; 
5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. 
В сфере экономики Правительство РФ: 
1. осуществляет регулирование экономических процессов; 
2. обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; 
3. прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; 
4. вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по её реализации; 
5. осуществляет управление федеральной собственностью; 
6. разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; 
7. осуществляет общее руководство таможенным делом; 
8. принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; 
9. формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации. 
В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ: 
1. разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; 
2. обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; 
3. обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; 
4. обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти РФ

Согласно Указу Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе  органов исполнительной власти»систему федеральных органов исполнительной власти составляют федеральные министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные  надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации. По этому Указу весь перечень конкретных наименований этих органов составляет структуру федеральных органов  исполнительной власти, утверждённую Указом Президента, а последующее  создание федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться только с наименованием и статусом, предусмотренными данным указом. 
Поэтому Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утвердил следующую структуру системы федеральных органов исполнительной власти: 

1. Правительство РФ; 

2. Федеральные министерства;

3. Государственные комитеты РФ; 

4. Федеральные комитеты РФ; 

5. Федеральные службы; 

6. Российские агентства; 

7.Федеральные надзоры РФ; 

8. Иные федеральные органы исполнительной власти. 
Министерства Российской Федерации - «это федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных федеральным законодательством случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти». 
5 из 24 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении президента: 

1. Министерство внутренних дел; 

2.Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 

3.Министерство иностранных дел; 

4. Министерство обороны; 

5. Министерство юстиции.

Остальные министерства находятся  в прямом и непосредственном ведении  Правительства РФ: 

1. Министерство РФ по атомной энергии; 

2. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; 

3. Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; 

4. Министерство РФ по налогам и сборам;

5. Министерство здравоохранения РФ; 

6.Министерство имущественных отношений РФ; 

7. Министерство культуры РФ; 

8. Министерство образования РФ;  

9.Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ; 

10. Министерство природных ресурсов РФ; 

11.Министерство промышленности, науки и технологий РФ; 

12. Министерство путей сообщения РФ; 

13. Министерство РФ по связи и информатизации; 

14. Министерство сельского хозяйства РФ; 

15. Министерство транспорта РФ; 

16. Министерство труда и социального развития РФ;

17. Министерство финансов РФ; 

18. Министерство экономического развития и торговли РФ; 

19.Министерство энергетики РФ. 
Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является. 
Полномочия федеральных министров весьма обширны. Они: 

1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства; 

3. обеспечивают их исполнение; 

4.принимают участие в выработке и реализации политики Правительства; 

5. обладают всеми другими установленными федеральным законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству РФ, а также Президенту по вопросам, отнесённым к их компетенции. 
Государственные комитеты РФ и Федеральные комиссии РФ - «это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности». 
И Государственные комитеты РФ, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов РФ (по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет) и две федеральные комиссии России (по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия). 
Государственный комитет, как и Федеральную комиссию, возглавляет Председатель. Под его руководством действует коллегия, правовое положение которой аналогично министерским коллегиям. Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии является первым среди равных, решения в них принимается простым большинством голосов и обязательно для него, а решения действующей при нём коллегии проводят в жизнь его приказом по усмотрению. 
Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются «федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные... функции в установленных сферах ведения». 
Из 13 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству РФ только 5 (архивная служба; служба геодезии и картографии;служба земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению и банкротству), а остальные 8 находятся в прямом подчинении (Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны;Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба специального строительства; Федеральная пограничная служба). 
Из 8 ныне существующих Российских агентств Президенту подчинено только 1 - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. А остальные находятся в непосредственном ведении Правительства РФ - авиационно-космическое агентство; агентство по боеприпасам; агентство по обычным вооружениям; агентство по системам управления; агентство по судостроению; агентство по патентам и товарным знакам; агентство по государственным резервам. 
Оба федеральных надзора (Федеральный горный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности) находятся в прямом подчинении и полном ведении Правительства РФ. 
Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского агентства, а федеральный надзор - начальник федерального надзора. 
К иным федеральным органам исполнительной власти относятся Главное управление специальных программ Президента РФ;Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ, действующее в узких направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Термин управление происходит от латинского слова администрация  и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо. Практическое употребление этого термина очень  разнообразно и зависит с позиций, какой науки он рассматривается.

Под социальным управлением  понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными  отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. 

Термин «государственное управление», видимо, не потеряет своего важнейшего значения в практике функционирования государства, несмотря на изменения  в понятийном аппарате различных  наук, изучающих этот феномен, по крайней  мере, до тех пор, пока существует само государство. Именно с позиций взаимосвязи  понятий «государство» и «управление» и следует рассматривать сущность государственного управления.

Общество хочет видеть государственное управление социально  эффективным. Не «спешащим следом»  за общественными процессами и вечно  отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным  подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое  распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества. 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация:

На  автомобильной дороге Нижний Новгород-Арзамас  нарядом ДПС ГИБДД у станционного поста полиции был остановлен автомобиль УАЗ-469, водитель которого Зудов  В.В. по внешнему виду и запаху изо  рта был в нетрезвом состоянии. Однако Зудов употребление спиртных напитков отрицал, в связи с чем  ему было предложено пройти экспертизу на состояние опьянения в наркопункте  г. Арзамас. В процессе составления  протокола об отстранении от управления автомобилем и направлением на медицинское  освидетельствование на состояние  опьянения водитель Зудов выскочил из помещения поста ДПС и побежал  в лесопосадку, но принятыми мерами был задержан и доставлен в  помещение поста ДПС. Находившийся в салоне автомобиля пассажир сообщил, что водителя не знает, по дороге в  Нижнем Новгороде попросил его подвезти до села Богоявление, на что последний  дал согласие. Пил ли водитель спиртные напитки пассажир не знает.

Информация о работе Исполнительная власть и управление