Курс лекций по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? - вот круг вопросов, на долгое время ставших центральными и определяющими развитие психологии управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologija_upravlenija.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

«Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер. «Я-концепция» представляет собой специфический продукт самосознания.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких  и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих  реальных и желаемых качеств  («Реальное Я» и «Идеальное  Я»);

З) познавательные, когнитивные  представления о себе («Я как наблюдаемый  объект»);

4) эмоциональное, чувственное  представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальное отношение к самому себе); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самоотношения.

Развитая личность нуждается  в определении смысла своего существования. М. К. Мамардашвили говорил, что самосознание открывает человеку возможность  его личностной реализации в виде непросто достигнутой суммы знаний, а именно реализованной мысли и способа бытия.

Смысл «Я», по мнению В. В. Столина, образуется как отношение  собственных качеств, свойств с  мотивами и целями субъекта и приобретает  с развитием личности свою глубину  и многомерность благодаря Переплетению деятельностей субъекта — в столкновениях одних потребностей и мотивов с другими, в столкновении потребностей и мотивов, мотивов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, другими человеческими качествами.

Это отношение может  быть позитивным («Я» – условие, способствующее самореализации), негативным («Я» – условие, препятствующее самореализации) и конфликтным («Я» – условие, в одно и тоже время и способствующее, и препятствующее самореализации).

Т. Галкина указывает, что самоотношение выступает  «стержнем» всего процесса саморегуляции  поведения. Зависящая от особенностей самоотношения социальная активность личности, ее развитие создает предпосылки  к развитию многообразия интересов и потребностей личности в самых различных сферах. В качестве конкретного примера влияния самоотношения на особенности жизнедеятельности человека, его активности. 

 

2. Типологии  личности в трудовой деятельности

Типология Э. Шпрангера. Автор утверждает, что каждая личность по преимуществу своему относится к одному из шести типов.

1. Теоретический  человек

Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть в проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания — истина любой ценой.

Мир для него — это  бесконечное производство сущностей  и система отношений зависимости. С помощью этого представления  он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает цель эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин.

В практическое поведение  он также вносит систему, которая  отсутствует у существ, живущих  моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику. В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности.

2. Экономический  человек

Экономический человек  — это не обязательно человек, связанный с производством. В  самом общем плане экономическим  человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ста вит полезность. Все дл него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, в ее полезном эффекте.

3. Эстетический  человек

Произведение искусства  может родиться только в душе эстетически  переживающей: лишь из внутреннего видения вырастает непосредственно данный созерцанию предмет искусства, и лишь из внутреннего ритма души рождается музыка. Эстетический человек обладает собственным органом миропонимания: особой способностью предвидения или проникающей интуицией. для теоретика люди подобного сорта — мечтатели, романтики. для последнего природа представляет собой систему функциональных уравнений или комплекс понятийно определяемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический идеал противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен всегда перед лицом экономических условий жизни.

4. Социальный  человек

Для социального поведения  характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую мы назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим является не социальный момент, а какие-то другие, на пример, экономические или политические. Социальная направленность в своем высшём проявлении — это любовь Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины или красоты, или святости.

5. Политический  человек

Людей, ведущей ценностью  которых является власть, Шпрангер называет политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не являются политическими в прямом смысле. Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих вкусах, действиях, суждениях, мировоззрении. Особый тип эта форма жизни образует, когда потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому. Наряду с физическими и духовными политическими натурами политическими являются люди, ориентирующиеся на традиции.

6. Религиозный  человек

Религиозный человек  — это тот, чья духовная структура  постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Из определения сути религиозности следует, что имеются три основные формы религиозного типа, третья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений. Различение проводится на основании того, в каком отношении находятся ценности к общему смыслу жизни: позитивном, негатив ном или смешанном (как позитивном, так и негативном). Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни, мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентального мистика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая религиозная натура.

Исполнительская деятельность работника, указывают С. И. Самыгин с сотрудниками, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, описывается исследователями семью психологическими характеристиками (шкалами): 1) целенаправленность бесцельность;

2) мотивированность —  незаинтересованность;

З) самостоятельность  — зависимость;

4) организованность —  стихийность:

5) ответственность —  безответственность;

б) компетентность — некомпетентность;

7) творчество, — рутинность

По этим шкалам можно  составить психологические «профили»  исполнителей и путем качественного анализа выделить наиболее типичные.

Основными из них являются:

1) творческий тип исполнителя,  самостоятельный, компетентный, ищущий;

2) сверхнормативный—целенаправленный,  заинтересованный, организованный;

З) регламентированный (наиболее распространенный);

4) пассивный;

5) «пре6бразовывающий  указания руководителя;

б) низкомотивированный;

7) уклоняющийся тип исполнителя;

8) трудноуправляемые исполнители.

Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:

– ленивые: просто работают недостаточно;

– «злые»: «загрязняют» свои отношения  с людьми раздражительностью и вызывающим поведением;

–. беспомощные: так стремятся, не потерпеть не удачи, что обязательно  ее терпят;

– эмоциональные: слишком купаются в своих чувствах;

– аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;

– занимающие оборонительную позицию: воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;

– ожесточенные: «носятся» со старыми  обидами;

– уклоняющиеся: активно  избегают света;

– бесчувственные: их не трогают окружающие;

– неумные: делают неверные или ограниченные умозаключения;

– самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;

– запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.

Стремление к творчеству характерно для многих людей. Творческую личность отличает:

1. Открытость ума.

2. Отсутствие конформизма.

3. Напористость, склонность  к самоутверждению.

4. Стремление работать  «по своему расписанию».

5. Способность к напряженной  работе в течение длительного времени.

6. Желание и вкус  к рассмотрению иррациональных  идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному

7. Склонность к работе  с неясно определенными, запутанными  и двусмысленными проблемами.

8. Отсутствие уважения  к строго установленным правилам и нормам.

9. Любовь к свободной  «игре идей», даже если это  занятие окажется впоследствии  пустой тратой времени.

10. 3начительно’ интерес  к неизвестному, чем к тому, что  известно.

11. Терпимость к ситуациям  неопределенности.

12. Потребность в новых, необычных впечатлениях.

13. Потребность в свободе,  в частности, в свободе выбора  исследовательской тематики.

14. Склонность к юмору.

15. Уровень интеллигентности, превышающий средние показатели.

В отличие от людей  творческих ремесленники — люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Эту категорию людей можно встретить на лестничных площадках в местах курения, обнаружить в рабочее время в магазине. Выполняют они рутинную работу — машинопись, калькирование, курьерские функции и т. п.

Эти типы хорошо наклад на социальные и межличностные роли, который данный человек играет. Определив  типологическую роль партнера по общению, руководитель может выбрать правильные действия.

Психологи описывают  следующие роли сотрудников организации.

Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно чтобы их долго обхаживали. При первой встрече не имеет смысла требовать от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложёние. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время.

Любитель решать все с ходу. В противоположность Ломаке человёк этой категории должен непременно принять решение к концу встречи. Если партнер намерен и дальше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотел бы уклониться, ёму приходится вступать в борьбу, потому что «Любитель решать всё с ходу» будет вынуждать его ответить «да» или «Нет», просто, чтобы покончить с этим де

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о партнере, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и ВЫ дает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми ё ним делились, он способен использовать по своему усмотрению.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии управления"