Механизм (аппарат)государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 06:15, курсовая работа

Краткое описание

Правовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.
Актуальность темы курсовой работы в том, государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1.1. Понятие государства и его функции…….....5
1.2. Основные признаки государства……………………………6
1.3. Понятие функций государства……………………….…..7
ГЛАВА 2 Понятие правового государства …………………12
2.2. Правовая система Республики Беларусь……………………13
2.3. Отрасли права……………………………………………...…14
ГЛАВА 3 Механизм (аппарат)государства.…… ………17
Заключение………………………………………………..22
Список используемой литературы………………….………….24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теме государство и его роль в правовой системе рб_leno2_33.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличии от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Согласно первому критерию, основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2)исполнительная; 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

    Законодательная  деятельность заключается в издании  представительными и законодательными  органами законов, обязательных  для исполнения всеми государственными  органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

    Согласно Конституции  Республики Беларусь, право законодательной  инициативы принадлежит, Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим  избирательным правом, в количестве  не менее 50 тысяч человек и  реализуется в Палате представителей.[11, с. 27]

      Исполнительная  деятельность представляет собой  основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами  исполнительной власти функций  государства  в сферах  развития  экономики и культуры, социального  обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного  порядка и обороны страны и  т.д.

     Судебная деятельность  охватывает реализацию функций  государства путем осуществления  правосудия всеми звеньями судебной  системы страны.

    Судебная власть  в Республике Беларусь принадлежит  судам. Система судов строится  на принципах  территориальности  и специализации. Суды осуществляют  правосудие на основе Конституции  и принятых в соответствии  с ней иных нормативных актов.

     Контрольно-надзорная  деятельность – это выполнение  функций государства посредством  действия всех разновидностей  государственного надзора и контроля  за законностью.

     Каждая из  названных форм с учетом свойственных  ей способов и средств служит  целям реализации функций государства.

      Научное  и практическое значение  данной  классификации состоит в том, что она способствует изучению  и совершенствованию разделения  труда между отдельными звеньями  механизма государства по выполнению  его функций, тесно соотносится  с принципом разделения властей.

    Внутренние функции  – это основные направления  деятельности государства по  управлению внутренней жизнью  общества.        Классификация  внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности  подразделяются и внутренние функции государства.

     К внутренним  функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого  члена общества, относятся следующие  виды функций:

- Охранительная;

- Экономическая;

- Социальная;

- Культурно-воспитательная;

- Природоохранительная.

     Среди внутренних  можно выделить блок охранительных  функций - охраны существующих форм  собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей  среды, экономическую, социально-культурную  и другие функции.

     Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира  в число основных стала входить  экономическая функция. Теперь государство  вмешивается в экономику, определяет  темпы ее роста, устанавливает  пропорции между отдельными ее  отраслями. Возникли государственный  сектор экономики, т. е. государственная  собственность, и государственное  управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве  стран государство выступает  крупнейшим предпринимателем: многочисленные  акционерные общества являются  государственными предприятиями. Оно  играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках  большую массу ссудного капитала. Современное государство способно  прогнозировать и гибко регулировать  экономические процессы в масштабе  всей страны.

     С экономической  тесно связана социальная функция  государства. Она многообразна по  содержанию и масштабна по  объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить  или смягчить возможную социальную  напряженность в обществе, постараться  выровнять социальное положение  людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

     Для выполнения  социальной функции государство  создает фонды, которые расходуются  на пенсии, пособия, здравоохранение  образование. Оно разрабатывает  и реализует программы, стабилизирующие  занятость населения и сокращающие  безработицу, регулирует (в той или  иной мере) размеры заработной  платы и др.

     Охрана правопорядка (культурно-воспитательная функция)- важнейшая и необходимая функция  любого государства, вытекающая  из потребностей общества. В демократическом  государстве на первый план  выдвигается охрана прав и  свобод граждан, без чего невозможен  подлинный правопорядок. Поэтому  данная функция модифицируется  и становится функцией охраны  прав и свобод граждан и  правопорядка.

     Функция охраны  природы и окружающей среды  выдвинулась в последние десятилетия  в число основных. Экологически  агрессивное производство стало  агрессивным и по отношению  к человеку, его здоровью. А потому  государство вынуждено заниматься  этой деятельностью.

     К внешним  функциям, направленным на обеспечение  существования государства в  мировом обществе, относятся:

    Защита государства  от вооруженных нападений других  государств.

- Поддержание международных  политических отношений (дипломатическая  деятельность),

- экономических и культурных  связей.

- Борьба с международной  преступностью.

- Участие в международной  охране окружающей  среды.

      В наше  время в связи с формированием  мирового рынка активизировалась  межгосударственная взаимовыгодная  торговля, развивается коллективная  безопасность, создаются международные  миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление  соответствующих внешних функций.

      Таким образом, основные функции – это наиболее  общие, важнейшие направления деятельности  государства по осуществлению  коренных стратегических задач  и целей, стоящих перед ним  в определенный исторический  период.[7, с. 61]

      Порядок  возникновения и изменения функций  государства зависит от очередности  задач, которые оно преследует. Выполнение  каких-либо задач ведет к исчезновению  одних функций и появлению  других.

 Таким образом, каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объекты служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его  соответствующие  органы.

      

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

     Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства. Становление демократического правового общества меняет подходы во взаимоотношении человека и государства, в юридической  регламентации их статусов. Личность должна стоять на первом месте, а правовой режим ограничения создаётся преимущественно для государства. Отсюда можно сформулировать два главных принципа правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая  сторона) [6, с.182].

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства.

  1. Верховенство  и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком).Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы  и справедливости выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.д. Идея господства права в жизни общества и государства – современный этап Ё нормотворчества.

Идея господства права выражается в статье 2 Конституции Республики Беларусь : Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целю общества и государства.

     Государство ответственно перед гражданином за создание  условий для свободного и достойного развития личности.[1, с. 3]

      Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

2.Принцип разделение властей. Данный принцип определяет, с  одной стороны, верховенство законодательной  власти, а с другой – подзаконность  исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли, согласна статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти [1, с. 4],  предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного  управления государством.

3.Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития  – третий признак правового  государства. Он включает

а) приоритет прав и свобод личности;

б)социальную защищённость;

в) социальную справедливость.

4.Чёткое разграничение  функций общества и государства. Государство проявляет заботу  об обществе или, напротив сокрушает  общественный организм. По мере  того как общество переходит  в своём поступательном развитии  от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство.

5.Взаимная ответственность  личности и государства. Она проявляется  в том, что в своих взаимоотношениях  личность и государство выступают  равными партнёрами и обладают  взаимными правами и обязанностями.

 

 

2.2. Правовая система Республики Беларусь

 

     Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

      В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 19) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.

      Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

      Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

 

2.3. Отрасли права

 

    Гражданское право  — отрасль права, регулирующая  имущественные и связанные с  ними личные неимущественные  отношения. Нормами гражданского  права определяется правовое  положение физических и юридических  лиц, закрепляются различные виды  собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Информация о работе Механизм (аппарат)государства