Нормативно-правовые акты и их систематизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права. Источник права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда-ются законодателем.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат правоведение.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Нормативно-правовой акт  является основным, важнейшим, существенным источником права. Источник права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в  отечественной теории государства  и права. Выделяется два главных  способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия  государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало  законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут  возникать и без непосредственного  участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда-ются законодателем.

Цель курсовой работы: изучение понятия, сущности, места и значение нормативно-правового  акта в Российской Федерации, а также  их видов

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть общетеоретическую  основу нормативно-правового акта  в системе других источников  права: его особенности и характерные  признаки;

2) Определить классификацию нормативно-правовых  актов по их видам и необходимости  систематизации;

3) Изучить законотворческий процесс  стадии и механизма реализации  нормативно-правовых актов в настоящее  время;

4) Провести анализ современного  состояния обеспечения правотворчества  в правовой системе Российской  Федерации

Глава 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

1.1. Понятие нормативно-правового  акта, его особенности и отли-чие от других источников права

Нормативно-правовой акт является одним из основных источни-ков права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Дру-гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова-нии общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в  целом, координи-руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, на-циональных и международных отношений в данный исторический пе-риод.

Нормативно-правовой акт -- это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, ко-торым адресован. Это акт правотворчества, результат деятель-ности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государ-ства становятся общеобязательными. [5, с. 239]

Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юри-дических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде-ленного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением  общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще-ственного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господ-ство права, не может помириться с таким положением дела. Как толы она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставит на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы».

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование  распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобла-дающей формой правового регулирование общественных отношений.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотвор-ческой деятельности компетентных органов государства или всенарод-ным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. [5, с. 239]

Правотворчество -- это деятельность, направленная на подготов-ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опо-средованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество  осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном  порядке прини-мают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество  выражается в установлении, изменении  или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает  также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется  государством. При этом нормы, создаваемые  общественными организациями, приобретают  качество и свойства пра-вовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых актах  содержатся только нормы права,  то есть правила общего характера,  обладающие государственной обяза-тельностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не яв-ляются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится пер-сонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализа-цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга-ном социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом). [5, с. 240]

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходи-мым средством реализации общих предписаний правовых норм, содер-жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный госу-дарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентны-ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ-никами права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифициро-ванным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта  как источника права следует 
отличать источники правоведения, или источники нашего знания о пра-ве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников 
законодательства, из исторических правовых памятников, из произве-дений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания 
правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Итак, нормативно-правовой акт -- это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

1.2. Виды нормативно-правовых  актов

Классификация нормативно-правовых актов  производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объ-ему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она  определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. [5, с. 246]

В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих  правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих  органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление  в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативным актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

--на акты общего действия, охватывающие  всю совокупность отношений определенного  вида на данной территории;

на акты ограниченного действия -- распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности  реализуются лишь при наступлении  исключительных обстоятельств, на которые  рассчитан акт (военных действий стихийных бедствий). [5, с. 246]

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной  власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон ? главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулирован следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника  права, как нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой:

законы принимаются высшими  представительными органами 
государства или самим народом в результате референдума;

законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

законы не подлежат контролю или  утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они  могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный  или другой аналогичный суд может  признать закон, принятый парламен-том, неконституционным, однако отменить его может только законода-тельный орган; [5, с. 247]

5)законы представляют собой  ядро всей правовой системы  госу-дарства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно- 
правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение  законов в системе норматив-но-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности -- верховенство закона в регулировании общественных от-ношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу зако-нодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детали-зируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по от-ношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы прини-маются и действуют в строгом соответствии с конституционными акта-ми, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты ? это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие ин-тересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные  акты, как правило, являются, актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и  сфере распространений они подразделяются на общие, местные ведомственные  и внутриорганизационные акты. [5, с. 248]

Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация