Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ органов исполнительной власти как субъектов административного права.
В качестве объекта курсовый работы системы правовых отношений в сфере органов исполнительной власти выступают административно-правовые отношения, связанные с формированием и функционированием системы органов исполнительной власти Украины.
Вступление ........................................................................................ 4
Раздел 1 Органы исполнительной власти ........................................6
1.1 Понятие, признаки и правовое положение органов
исполнительной власти ............................................................. 11
1.2 Виды органов исполнительной власти ................................... 16
Раздел 2 Структура и полномочия органов исполнительной
власти ................................................................................................. 20
2.1 Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной
власти ................................................................................................. 25
2.2 Центральные органы исполнительной власти ......................... 27
Заключение ........................................................................................32
Список использованных литературы ..............................................34
— осуществление
прогнозирования и
— организация
мероприятий по проведению земельной
реформы, привлечению инвестиций в
экономику Украины, созданию и использованию
государственных резервных фонд
— организация разработки и исполнения Государственного бюджета Украины, контроль обслуживания государственного долга Украины, соблюдение порядка государственного ценообразования, а также организация государственного страхования и др.
2. В сфере социального развития, образования и культуры:
— принятие мер по повышению реального уровня жизни населения, обеспечению его занятости, приоритетности социального развития села, охране семьи, материнства и детства, регулированию миграционных процессов;
— создание материально-технической базы и других условий, необходимых для развития отраслей здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма;
— обеспечение духовно-культурного развития украинской нации, всего украинского народа, сохранение и охрана историко-культурных памятников и др.
3. В сферах
гарантирования прав и свобод
человека, законности и общественного
порядка, национальной
— организация и контроль соблюдения органами исполнительной власти законодательства, определяющего права
и обязанности человека и гражданина, гарантии реализации их защиты;
— обеспечение охраны частной и иных форм собственности, укрепление общественного порядка, активная борьба с преступностью, исполнение судебных решений;
— обеспечение соблюдения требований законности в деятельности органов исполнительной власти и их аппарата, должностных лиц, применение мер по преодолению бюрократических и иных злоупотреблений при осуществлении их полномочий и др.
4. В сферах
охраны природы, экологической
безопасности и
— организация управления охраной и рациональным использованием природных ресурсов, разработка и обеспечение исполнения государственных и межправительственных экологических программ;
— обеспечение выполнения программ ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.
5. В сферах
внешнеполитической и
— участие в обеспечении выполнения международных договоров Украины, утверждение решений, проведение переговоров и подписание международных договоров Украины, которые заключаются от имени Кабинета Министров Украины;
— организация
управления внешнеэкономической
В отличие от Президента Украины, которому Конституция Украины запрещает передавать свои полномочия для их осуществления иными лицами или органами, Кабинет Министров в случае необходимости может делегировать (то есть передавать для временного или бессрочного исполнения) отдельные полномочия другим органам исполнительной власти, а также органами местного самоуправления — по их согласию, если это прямо не запрещено законом или актом Президента Украины.
Полномочия Правительства прекращаются в случае:
— избрания нового Президента Украины;
— принятия Президентом Украины решения о прекращении полномочий Премьер-министра Украины;
— утверждения Верховной Радой Украины резолюции о недоверии Кабинету Министров;
— отставки или
смерти Премьер-министра Украины. Основной
формой реализации компетенции Кабинета
Министров являются его правовые
акты — постановления и
1.1 Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
Согласно ст.
6 Конституции Украины
Среди органов государственной власти важное место занимают органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного управления экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. От результатов деятельности этих органов прежде всего зависит социально-экономическое и политическое состояние страны. Именно эти органы выступают основным субъектом административного права.
В административно-правовой
науке под органом
Органы исполнительной власти реализуют функции государства, руководствуясь положениями Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, а также нормативных актов органов государственного управления высшего уровня.
Каждый орган
исполнительной власти, действуя от имени
и по поручению государства, имеет
определенный правовой статус, выступает
носителем соответствующих
Деятельность этих органов имеет вторичный, подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, ибо они осуществляют свои функции на основании и на выполнение закона. Но, реализуя свою компетенцию, выполняя положения законов и правовых актов других государственных органов, органы исполнительной власти имеют полномочия распоряжаться по конкретным вопросам и принимать подзаконные нормативные акты. Следовательно, в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органы управления действуют юридически властно, применяя различные правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера.
Будучи частью государственного аппарата, органы исполнительной власти имеют собственную внутреннюю структуру и штат служащих. Организационная структура государственного аппарата — это разделение целого на организационно обособленные единицы и сеть управленческих связей в нем, особая форма разделения и кооперации управленческой деятельности, стойкая схема распределения его задач и функций.
Орган исполнительной
власти представляет собой организацию
— коллектив людей —
Органы исполнительной власти во многом отличаются от органов законодательной и судебной власти — своим целевым назначением, функциями, характером деятельности, порядком образования отдельных органов и взаимоотношениями между различными органами, составом служащих и порядком замещения ими должностей, формами и методами осуществления своих юридически властных полномочий.
Органы исполнительной власти существенным образом отличаются от предприятий, объединений, учреждений, организаций, в том числе и государственных. Главным, чем отличаются органы исполнительной власти от предприятий, объединений, учреждений и организаций, является то, что первые имеют государственно-властные полномочия, руководят объектами, к числу которых принадлежат и сами предприятия, объединения, учреждения, находящиеся вне их, выступают от имени государства, а предприятия, объединения, занятые хозяйственной деятельностью, учреждения — социальным обслуживанием, организации (строительно-монтажные, жилищно-эксплуатационные, дорожные и др.) строят или эксплуатируют производственные или другие объекты.
В органах исполнительной
власти, начиная с центральных
и заканчивая местными (районными),
все служащие (за исключением обслуживающего
персонала, создающего только условия
для нормального
Предприятия (учреждения) в целом не выполняют управленческих функций, такие функции выполняет специально организованная группа людей, которую называют администрацией предприятия (учреждения).
Дирекция школы,
правление акционерного общества, главный
врач поликлиники имеют
С учетом именно
этих признаков администрации
Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что орган исполнительной власти (государственного управления) — это организация, которая является частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, создается в порядке, установленном законом или другим правовым актом, владеет определенными методами работы, наделена полномочиями выступать от имени и по поручению государства и призвана в порядке исполнительной деятельности осуществлять руководство экономикой, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью.
Органы исполнительной
власти — многочисленны и
В зависимости от территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти разделяют на четыре группы: центральные, органы исполнительной власти Автономной Республики Крым (далее — АРК), межтерриториальные, местные.
Центральными являются те органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на всю территорию Украины. Такие органы реализуют государственную политику, осуществляют общее или отраслевое управление, специальное (функциональное) воздействие на объекты независимо от их местонахождения на территории Украины. К ним относятся: Кабинет Министров Украины, министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.
Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права