Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа
Любые общественные издержки, будь то бедность или преступность, есть издержки общественной организации, издержки организации общественных институтов, каковыми являются государство и государственный аппарат. Возникнув на заре цивилизации из взаимного влечения людей к общежитию, государство давно перестало быть частью гражданского общества. Отчуждение проявляется тем сильнее, чем слабее организация государственной власти.
Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату.
Введение
Раздел 1. Сущность персональной ответственности в государственном управлении Раздел 2. Виды и особенности применения мер юридической ответственности к индивидуальным субъектам государственного управления
Раздел 3. Характеристика иных видов персональной ответственности Заключение
Список источников и использованной литературы
Юридическая ответственность- это исполнение обязанности на основе государственного или прировненного к нему общественного принуждения. [15 Там же. С. 85. ] Юридическая ответственность является частью правоотношения: правовые последствия, возникающие между правонарушителем и государством в лице его компетентных органов. Но ответственность - не какое-то новое правоотношение, ибо остается в силе то же самое правоотношение, та же обязанность, которая существовала и ранее. Общая обязанность не совершать определенные действия не есть обязанность в конкретном правоотношении. Поэтому лишь при нарушении этой обязанности правоотношение возникает, и, разумеется, обязанность, содержащаяся в нем, может быть исполнена добровольно. Уклонение от добровольного исполнения возникшей вследствие нарушения общего запрета обязанности влечет за собой юридическую ответственность.
Определение юридической
ответственности как
Объектом должностного правонарушения выступает совокупность общественных отношений, обеспечивающих формирование и нормальное функционирование государственного аппарата. Под государственным аппаратом при этом следует понимать весь механизм государства, охватывающий органы государственной власти, органы государственного управления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. [16 Уголовное право России. Часть особенная. М. , 1993. С. 355. ] Однако, говоря о “государстве”, “государственном аппарате”, нельзя подразумевать под этими понятиями нечто единое и неделимое. “Ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название” [17 Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 287. ]. Государство есть совокупная воля, свобода индивидуальных свобод носителей государственной власти. Если можно так выразиться: суверенная свобода свобод. Государство является коллективом должностных лиц государства - людей, реализующих политику государства, людей, имеющих личные амбиции, слабости и пороки.
Осуществление государственной
власти требует непрерывной, преемственной
и компетентной работы профессиональных
служащих по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов,
называемой государственной службой.
Государственная служба включает в
себя федеральную государственную
службу, находящуюся в ведении
Российской Федерации, и государственную
службу субъектов федерации, находящуюся
в их ведении. Первичным, и в определенной
степени обособленным, организационным
элементом государственной
Государственная должность
- должность в федеральных
Наконец, государственными
должностями категории “В”
В целях технического
обеспечения деятельности государственных
органов в их штатное расписание
могут включаться должности, не относящиеся
к государственным должностям. Деление
должностей по объему полномочий: на собственно
должностных лиц и иных служащих,
имеет большое юридическое
На наш взгляд,
основой классификации
Во-первых, к представителям
власти относятся работники
Во-вторых, под организационно-
Таким образом, должностные
лица, своими действиями могут, вернее,
не могут не создавать юридические
последствия для организации, в
которых они занимают должности.
Вред, причиненный должностным лицом
в результате противоправных действий,
- всегда существенный вред, так как
затрагивает интересы многих сторон,
независимо от того, были ли направлены
его действия на ущемление прав конкретного
человека, группу лиц, организацию, государство
или общество в целом. В этом заключается
высокая общественная опасность
противоправного поведения
В юридической ответственности всегда выражается негативная реакция государства на поведение лица, совершившего правонарушение. [19Райдла Ю. Э. Вопросы гражданско-правовой ответственности в условиях перестройки// Юридическая ответственность: проблемы и перспективы.... С. 49. ]При установлении и назначении ответственности принимает материальную форму государственный интерес, направленный на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государства и государственных институтов. Персональная ответственность служит задачам преодоления отчуждения чиновника от требований должности, налагаемых высоким общественным положением.
Итак, выделим следующие
признаки юридической ответственности.
Во-первых, юридическая ответственность
- это форма государственного принуждения
и - при наличии вины - государственного
осуждения нарушителя нормы права.
Во-вторых, она применяется только
к лицам, допустившим правонарушение.
В-третьих, она может применяться
только уполномоченными
РАЗДЕЛ 2
Виды и особенности применения мер
юридической ответственности К ИНдивидуальным
субъектам государственного управления
В зависимости от характера несоблюдаемого запрета ответственность может быть моральной или правовой. Традиционно в российской правовой науке выделяют дисциплинарную, административную, уголовную, и имущественную (гражданско-правовую) виды юридической ответственности [21Иногда также особо выделяют материальную ответственность по нормам трудового права. ]. Принятое деление, нужно сказать, достаточно условно. Конкретные или отсылочные нормы, предусматривающие ответственность, содержат все отрасли законодательства, таким образом, ответственность является общим правовым институтом. Отраслевые нормы ответственности имеют некоторые особенности, но все они характеризуются единством цели, функций, признаков, оснований. [22Малеин Н. С. Об институте юридической ответственности//Юридическая ответственность: проблемы и перспективы.... С. 30. ]
Одним из наиболее широко применяемых видов юридической ответственности является дисциплинарная ответственность. Она связана с наличием трудовых отношений работника с органом управления и служит цели обеспечения дисциплины труда. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, трудовой дисциплины. Под нарушением дисциплины понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей. [23Бахрах Д. Н. Административное право. М. , 1993. С. 119; Комментарий к Кодексу Законов о труде Российской Федерации. М. , 1995. С. 191. ]Противоправными признаются такие действия (бездействие), которые не соответствуют требованиям законодательства, либо прямо противоречат ему. Напротив, любые действия работника, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как нарушение трудовой дисциплины. Невыполнение подчиненными незаконных приказов руководителя и приказов, изданных с нарушением требований закона, также должно рассматриваться как правомерное, а не противоправное поведение. [24 См. : Комментарий к Кодексу Законов о труде Российской Федерации.... С. 191-192. ]Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствии руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвердит указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Цели дисциплинарной ответственности достигаются с помощью применения различных мер дисциплинарного воздействия к нарушителям дисциплины труда, носящих название дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения. [25 Бахрах Д. Н. Административное право.... С. 119. ]Это означает, что за должностной проступок органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, в соответствии со ст. 14 закона об основах государственной службы, на государственного служащего могут налагаться только следующие дисциплинарные взыскания (в порядке усиления меры ответственности): замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. До решения вопроса о дисциплинарной ответственности государственного служащего, он может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
Информация о работе Персональная ответственность в государственном управлении