Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:32, курсовая работа
Краткое описание
Служба в ОВД является разновидностью государственной службы. Ей присущи все основные черты государственной службы, однако она имеет и свои особенности, обусловленные характером задач и функций, осуществляемых ОВД, их должностными лицами. Исследования особенностей правового статуса должностных лиц этой системы органов имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.
Содержание
Введение Глава 1 Должностное лицо как субъект административного правонарушения. 1.1 Понятие должностного лица в административном праве. 1.2 Правовое регулирование ответственности должностного лица в административном праве. Глава 2 Административная ответственность должностных лиц. 2.1 Общие положения об административной ответственности должностных лиц. 2.2 Дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц. Заключение Список литературы
10. Важным моментом, необходимым
для привлечения должностного
лица к административной ответственности,
является определение юридического
состава совершенного должностного
административного правонарушения.
Понимание данного вопроса способствует:
1) выявлению наиболее
существенных признаков административных
правонарушений, позволяющих производить
их специализацию и группировку;
2) правильной квалификации
административного правонарушения
правоприменительными органами;
3) установлению и определению
соответствующего вида административного
наказания;
4) отграничению административного
правонарушения от смежных с
ними преступлений.
Однако для правильного применения
на практике норм, содержащих составы
должностных административных правонарушений,
устранения субъективизма при оценке
поведения должностных лиц, сужения или
расширения пределов их ответственности
необходимо при их законодательной разработке
учитывать следующее:
1) формы противоправных
деяний, в которых может быть
совершен должностной административный
проступок, требуют того, чтобы они
были названы в тексте правовых
норм КоАП, устанавливающих общие основания
административной ответственности должностных
лиц;
2) обязанности, возлагаемые
на должностное лицо, должны быть
достаточно четко сформулированы
в соответствующем нормативно-правовом
акте или акте применения норм
права, которыми они возлагаются
на данное лицо или соответствующую
организацию, в которой данное
должностное лицо находится на
службе;
3) формулировки объективной
стороны, присутствующие в КоАП,
должны точно и полно отражать сущность
противоправного деяния должностного
лица, так как на практике из-за неопределенности
некоторых понятий, встречающихся в законодательных
актах, возникают трудности при привлечении
должностных лиц к ответственности;
4) если в описании объективной
стороны состава должностного
административного правонарушения
имеется отсылка к нормам права,
на которые посягает данный
проступок, то необходимо называть
все реквизиты нормативного правового
акта, содержащего данные нормы.
При невозможности последнего
следует указать хотя бы, кем
принят (утвержден) правовой акт.
В процессе исследования было
выяснено, что основная масса административных
правонарушений, закрепленных в КоАП РФ,
предусматривает совершение должностным
лицом проступка в виде нарушения различного
рода установленных общеобязательных
правил. На наш взгляд, при формулировании
новых составов должностных административных
правонарушений и их дальнейшем законодательном
закреплении в КоАП РФ и соответствующих
законах субъектов РФ данному условию
необходимо уделить особое внимание.
Среди элементов, образующих
совокупность необходимых признаков юридического
состава должностного административного
правонарушения, самым определяющим, характеризующим
всю специфику должностных правонарушений
является субъект состава - должностное
лицо. Именно наличие специального правового
статуса должностного лица со всеми присущими
ему признаками обусловливает особые
черты всех остальных элементов состава.
Его правильное понимание обеспечивает
правоприменительным органам правильную
квалификацию должностного административного
правонарушения и определение соответствующего
вида административного наказания.
При определении субъекта должностного
административного правонарушения в каждом
конкретном случае важное значение имеет
выяснение следующих моментов:
а) относится ли виновное лицо
к категории должностных лиц (примечание
к ст. 2.4 КоАП РФ), для чего необходимо уяснить
его правовой статус и все составляющие
его элементы (наименование должности,
порядок назначения, компетенция, полномочия
и т.д.);
б) входило ли совершенное противоправное
деяние, квалифицируемое в качестве административного
правонарушения, в совокупность служебных
обязанностей виновного должностного
лица (ст.ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ). Это важно как
для решения вопроса, может ли данный виновный
субъект быть привлечен к административной
ответственности в качестве должностного
лица, так и для правильного определения
административного наказания.
2.2 Дисциплинарная и материальная
ответственность должностных лиц
Основополагающим признаком
дисциплинарной ответственности должностных
лиц, отличающим ее от других видов дисциплинарной
ответственности, является сфера ее действия,
определяемая исходя из субъектной характеристики
данной правовой конструкции как ответственности,
применяемой специфическими субъектами
дисциплинарной власти к определенной
категории лиц - должностным лицам Дисциплинарная
ответственность государственных гражданских
служащих российской федерации. - Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук.
Административно-правовой статус
должностного лица - это урегулированное
административно-правовыми нормами положение
данного лица по отношению к иным персонально
неопределенным участникам административных
правоотношений, в содержание которого
включаются следующие основные элементы:
а) административная правосубъектность
(правоспособность, дееспособность, деликтоспособность)
должностного лица;
г) административно-правовые
принципы, установленные для должностного
лица;
д) административно-правовые
функции должностного лица;
е) меры административно-правового
поведения должностного лица;
ж) административно-правовые
требования, установленные для должностного
лица;
з) административно-правовые
стимулы, установленные для должностного
лица;
и) меры административно-правового
принуждения, применяемые к должностному
лицу;
к) меры дисциплинарного принуждения,
применяемые к должностному лицу
Правильное разграничение дисциплинарных
проступков, должностных административных
правонарушений и должностных преступлений
следует проводить по признаку их включения
соответственно в законодательство об
административных правонарушениях или
в Уголовный кодекс Российской Федерации.
При этом дисциплинарное производство
в отношении должностных лиц - это одна
из разновидностей административных производств,
составляющих административный юрисдикционный
процесс. Под дисциплинарным производством
предлагается понимать урегулированную
административно-правовыми процессуальными
нормами деятельность по привлечению
должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Виды дисциплинарных проступков
должностных лиц
Классификация дисциплинарных
проступков должностных лиц по степени
тяжести совершенного деяния с соответствующей
дифференциацией дисциплинарных взысканий
выглядит следующим образом:
- незначительные дисциплинарные
проступки - это проступки, совершенные
впервые или после снятия ранее
наложенного дисциплинарного взыскания
и не повлекшие нарушения охраняемых
законом прав и законных интересов
физических и юридических лиц,
а также не причинившие материального
ущерба государству;
- значительные проступки
- проступки, совершенные впервые
или после снятия ранее наложенного
дисциплинарного взыскания и
повлекшие нарушение охраняемых
законом прав и законных интересов
физических и юридических лиц
и (или) причинившие материальный
ущерб государству;
Теперь рассмотрим, как нормативно-правовые
акты различного уровня регламентируют
дисциплинарную ответственность должностных
лиц.
На федеральном уровне:
Статья 56 Таможенного кодекса
РФ устанавливает, что должностное лицо
таможенного органа, рассматривающее
жалобу на решение, действие (бездействие)
таможенного органа или его должностного
лица от имени таможенного органа, при
обнаружении признаков виновного неисполнения
или ненадлежащего исполнения должностным
лицом таможенного органа возложенных
на него должностных обязанностей принимает
меры по привлечению этого должностного
лица к дисциплинарной ответственности.
В частности, статья 413 Таможенного кодекса
РФ закрепляет, что за неправомерные решения,
действия (бездействие) должностные лица
таможенных органов несут дисциплинарную
ответственность в соответствии с законодательством.
Закон «О государственной тайне»
в статье 7 устанавливает, что должностные
лица, принявшие решения о засекречивании
перечисленных сведений либо о включении
их в этих целях в носители сведений, составляющих
государственную тайну, несут в том числе
дисциплинарную ответственность в зависимости
от причиненного обществу, государству
и гражданам материального и морального
ущерба. Статья 15 этого закона предусматривает,
что уклонение должностных лиц от рассмотрения
запроса по существу влечет за собой административную
(дисциплинарную) ответственность в соответствии
с действующим законодательством.
Подзаконные акты:
Правительство принимает решения
о привлечении к дисциплинарной ответственности
должностных лиц, назначаемых на должность
и освобождаемых от должности Правительством,
вносит Президенту РФ предложения о привлечении
к дисциплинарной ответственности должностных
лиц, назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Президентом РФ. В частности
Руководитель Аппарата Правительства
решает вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной гражданской
службы в Аппарате Правительства, принимает
решение о поощрении сотрудников Аппарата
Правительства и применении к ним мер
дисциплинарного взыскания.
Прокуратура Российской Федерации
предписывает прокурорам при выявлении
причин и условий, способствующих нарушениям
законодательства в сфере регионального
и муниципального нормотворчества, использовать
такую форму реагирования, как представление,
в котором в обязательном порядке ставить
вопрос о привлечении к дисциплинарной
ответственности виновных должностных
лиц аппаратов представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Эти выборочные примеры
указывают на то, что различные
по юридической силе нормативные
акты по-разному регламентируют
дисциплинарную ответственность
должностных лиц. Теперь стоит
рассмотреть правовое регулирование
дисциплинарной ответственности
должностных лиц на конкретных
примерах.
Рассмотрение дисциплинарной
ответственности на примере должностных
лиц военной службы.
Общей особенностью наложения
дисциплинарных взысканий на военнослужащих
и служащих правоохранительных органов
является то, что они могут быть наложены
начальниками (командирами) разных уровней.
А разные командиры обладают не одинаковым
объемом дисциплинарной власти.
В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного
устава Вооруженных Сил РФ,1 утвержденного
Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г.
№ 1495, воинская дисциплина представляет
собой строгое и точное соблюдение всеми
военнослужащими порядка и правил, установленных
российским законодательством, общевоинскими
уставами Вооруженных Сил РФ и приказами
командиров (начальников). В Законе РФ
от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих»
(утратил силу 1 января 1998 г.) было впервые
законодательно определено понятие дисциплинарного
проступка - это противоправное, виновное
действие (бездействие) военнослужащего,
выражающееся в нарушении воинской дисциплины,
которое в соответствии с российским законодательством
не влечет за собой уголовной или административной
ответственности.
К характерным признаками дисциплинарной
ответственности должностных лиц военной
службы следует отнести следующие:
- объектом воинского дисциплинарного
проступка являются общественные
отношения, складывающиеся по поводу
соблюдения военнослужащими правил
воинской дисциплины и общественного
порядка;
- в случае нарушения
должностным лицом военной службы
воинской дисциплины или общественного
порядка командир (начальник) вместо
назначения виновному дисциплинарного
взыскания может ограничиться
устным замечанием, напоминанием
о воинском долге;