Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:26, курсовая работа
Главной задачей курсовой работы является изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по вопросам курсовой работы. Нами были рассмотрены следующие вопросы:
1. Социальная миссия потребительской кооперации;
2. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
3. Расширение функций магазинов потребительской кооперации. Магазин - заготовительный пункт;
4. Рекомендации Российской научно-технической конференции "Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации" (20-21 июня - г. Воронеж и Тамбов; 19-23 июля 2002 года - г. Белгород и Курск; 25 июля 2002 года - г. Орел)
"История учит нас, что кооперация для своего развития нуждается в определенных экономических, бытовых и психологических условиях. Там, где этих условий нет, кооперация обречена с самого начала на гибель. Там, где они существуют, мощь кооперации может оказаться исключительной". (А. В. Чаянов)
Во все времена человеческой истории людям было присуще стремление к объединению на коллективных началах с целью удовлетворения их нужд и потребностей для нормального существования. По мере цивилизации общества, распространения просвещения радикальные слои общества объединялись в кооперативы на основе экономического интереса для борьбы с эксплуатацией, дороговизной жизни и нуждой.
В своей повседневной жизни вы являетесь покупателями товаров в магазинах, пользуетесь услугами ремонтных мастерских и аптечных пунктов, посещаете предприятия общественного питания. Посмотрите на вывески, и если увидите слово "Кооп", то знайте, что вы пришли в предприятие потребительской кооперации.
Потребительская кооперации - сложная социально-экономическая система, имеющая 175-летнюю историю.
При написании курсовой работы мы старались добиться ее основной цели, т. е. углубления знаний по дисциплине "Теория и история потребительской кооперации".
Цель изучения дисциплины "Теория и история потребительской кооперации" приобрести знания о потребительской кооперации как социально ориентированной системе рыночной экономики; научиться самостоятельно анализировать значение, особенности и перспективы социально-экономического развития потребительской кооперации.
Главной задачей курсовой работы является изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по вопросам курсовой работы. Нами были рассмотрены следующие вопросы:
1. Социальная миссия потребительской кооперации;
2. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
3. Расширение функций магазинов потребительской кооперации. Магазин - заготовительный пункт;
4. Рекомендации Российской научно-технической конференции "Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации" (20-21 июня - г. Воронеж и Тамбов; 19-23 июля 2002 года - г. Белгород и Курск; 25 июля 2002 года - г. Орел)
При изучении содержания вопросов курсовой работы были использованы следующие источники: Теплова Л. Е. "Основы потребительской кооперации", Концепция развития потребительской кооперации на период до 2015 года, Туган-Барановский М. И. "Социальные основы кооперации", Бланк Г. Я "Основы теории и истории потребительской кооперации, Глушецкий А. А. "Кооперация: роль в современной экономике".В работе имеются рисунки.
Общий объем курсовой работы составил ____ страницы печатного текста.
В 2006 г. потребительской кооперации России исполнилось 175 лет. За всю историю потребительская кооперация доказала свою жизнеспособность, сохранила единство и самобытность, приверженность высоким идеалом кооперативного движения.
Кооперация исторически возникла как способ объединения людей, заинтересованных в решении тех или иных конкретных проблем, которые они не могли решить иначе, чем, объединившись в кооператив. Кооператив существует до тех пор, пока он может решать эти проблемы, и пока эти проблемы существуют.
За долгие десятилетия укоренилось представление, что потребительская кооперация - организация, выполняющая чисто хозяйственные функции, а ее социальной направленности не придавалось большого значения. Современная идеология и политика потребительской кооперации России направлена на обеспечение достойной жизни пайщиков и селян. Являясь организацией истинно народной, она стоит ближе любых других структур к повседневным нуждам и запросам людей. Потребительская кооперация Российской Федерации объединяет более 10,4 млн. пайщиков. Пайщик - хозяин потребительской кооперации, ее социальная основа.
Помимо хозяйственной деятельности потребительская кооперация призвана выполнять социальную миссию, которая включает такие присущие только кооперации черты, как демократия, главенствующая роль пайщиков, независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, а также борьба с бедностью, предоставление людям работы, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и многие, многие другие.
Потребительская кооперация в современных условиях представляет собой добровольное объединение относительно малоимущих членов общества с целью преодоления и ослабления зависимости от окружающей их экономической среды путем совместного ведения хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение массовых потребностей, социальных и культурных нужд. Следовательно, важнейшей отличительной особенностью кооператива и кооперации, является социальная направленность хозяйственной деятельности, функция социальной защиты.
Сегодня потребительская кооперация - это многоотраслевая некоммерческая, социально-ориентированная система, осуществляющая свою деятельность более чем в 100 тысячах населенных пунктов, где проживают миллионов сельских жителей. Социальная роль потребительской кооперации особенно ярко стала заметна в последние годы, в связи с появлением в жизни нашего общества ряда проблем, которые ни государство, ни новые частнокапиталистические структуры решить пока не в состоянии.
Будучи Председателем Совета Центросоюза РФ В. Ермаков, в своем докладе на Всероссийском радиособрании работников потребительской кооперации России, отмечал, что "небогатая потребкооперация готова поделиться последним. В убыток содержит 29 тысяч магазинов в глухих и дальних деревушках по России, продает в них товары по тем же ценам, что и в райцентрах. Это обходится ей ежегодно в четыре миллиарда рублей. Кооперация - не собес, но поддерживает материально стариков, инвалидов, многодетные семьи, помогает обучать пайщиков и их детей в вузах и колледжах. Люди видят в кооперации надежду и опору, эти надежды обмануть нельзя".
С целью выработать основные направления развития перехода организаций потребительской кооперации РФ к стадии устойчивого роста и активной реализации социальной миссии была разработана Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года.
Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.
Потребительская кооперация осуществляет свою деятельность, главным образом, в селе. В социальной сфере села происходят существенные изменения. В настоящее время российская деревня переживает не лучшие времена. Начало XXI века ознаменовано безработицей, резким падением жизненного уровня, нарастанием социальной напряженности, расслоением общества, демографическим кризисом, утратой у населения доверия к власти, нравственной и моральной деградацией.
В процессе становления рыночных отношений потребительской кооперации было весьма сложно, но она объективно не могла отказаться от своих принципов: гуманизма, солидарности, равенства, демократизма, заботы об обществе. Без этих принципов нет, и не может быть кооперативных организаций. В таблице 1 приведена разница принципов коммерсанта и кооператора.
Таблица 1
Разница принципов коммерсанта и кооператора
Коммерческое предприятие: |
Потребительская кооперация: |
Цель - получение прибыли |
Цель - обслуживание населения |
Максимально возможные цены |
Минимально возможные цены |
Минимизация издержек |
Оптимизация издержек |
Минимизация зарплаты |
Максимизация зарплаты |
Отсутствие социальной функции в деятельности |
Приоритет в выполнении социальной миссии |
Таким образом, забота о людях, социальная защита населения является одним из важнейших направлений деятельности потребительской кооперации за ее 175-летнюю историю. Потребительская кооперация в настоящее время занимается не только традиционными видами деятельности - торговлей, заготовками, переработкой, но активно развивает социальную миссию. Суть ее в том, что потребительская кооперация взяла на себя функции, которые на селе ослаблены государством: восстановление бытового обслуживания, аптек, ветеринарных аптек, создание детских площадок возле магазинов, библиотек, коллективов художественной самодеятельности, спортивных секций и много других обязанностей. Социальная миссия - понятие очень емкое. В словарях сказано: "Миссия - это ответственное поручение, задание, предназначение, призвание".
Сегодня в потребительской кооперации действуют около 31 тысячи стационарных предприятий и пунктов по оказанию услуг. Заказы на них принимают более 37 тысяч пунктов. Населению предоставляется 216 тысяч услуг 140 видов. Потребительской кооперацией на селе открыто свыше 3700 парикмахерских, 4700 мастерских по ремонту и пошиву одежды и обуви, 2800 столов по раскрою тканей, 4300 пунктов фото услуг.
От решения социальных проблем очень многое зависит в обществе. Потребительская кооперация уже 6 лет в рамках программы "Борьба с бедностью" занимается вопросами социального развития села. На сегодняшний день, одной из приоритетных задач в области социальной деятельности является создание комплексной системы бытового обслуживания сельского населения - районные кооперативные Дома бытовых услуг, которые должны стать организаторами всего бытового обслуживания на селе. Дом бытовых услуг призван решать следующие задачи:
обеспечивать наиболее полное удовлетворение потребностей сельского населения в бытовых услугах путем организации комплексного бытового обслуживания сельского населения;
разрабатывать графики выездного обслуживания в населенных пунктах;
изучать и прогнозировать спрос на услуги, внедрять новые виды услуг и формы бытового обслуживания, принимать меры по повышению качества выполнению услуг и культурного обслуживания.
В целях активизации деятельности организаций Центросоюза Российской Федерации, стабилизации и укрепления финансового состояния, повышения эффективности использования материально-технической базы организаций была разработана программа развития потребительской кооперации РФ на 2004-2007 годы. Заложенные в программе развития контрольные цифры достаточно напряженные, они могут быть достигнуты только на основе модернизации, и в первую очередь перерабатывающих отраслей промышленности. Экономической основой для углубления социальной миссии потреб союзов должно стать коренное техническое переоснащение и эффективное развитие всего кооперативного хозяйства. Основные производственные фонды, и особенно их активная часть - технологическое оборудование - в системе значительно изношены, в ряде случаев морально устарели и не всегда способны обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Таким образом, кооперацию нельзя оценивать только как хозяйственную организацию. Сегодня на первый план выступают социальные проблемы, с решением которых прямо связано и хозяйственное развитие. Следовательно, потребительская кооперация является составной частью экономики и имеет специфические особенности, обусловленные социальной природой кооперативного движения.
Формирование новых предпосылок развития потребительской кооперации на федеральном и региональном уровнях предъявляет новые требования к выполняемой ею роли в осуществлении социальных реформ в обществе.
Российская потребительская кооперация намечает новые рубежи социально- экономической деятельности, которые могут быть достигнуты благодаря главному преимуществу, представляющему собой оптимальное сочетание социальной миссии с хозяйственно- финансовой деятельностью.
Необходимо отметить, что потребительская кооперация сохранила ранее сложившиеся конкурентные преимущества, эффективное использование которых способствует дальнейшему росту ее экономического потенциала. К ним в частности, можно отнести:
- наличие собственной материально-технической базы (потребительская кооперация все еще остается крупным имущественным комплексом). Так, например, в общем количестве торговых предприятий различных форм собственности более 80% предприятий приходится на потребительскую кооперацию;
- многофункциональный характер деятельности, позволяющий создать комбинированное (интегрированное) хозяйство;
- достаточный кадровый потенциал;
- наличие определенного сегмента рынка товаров и услуг (пайщики, сельские жители, обеспечивающие постоянный контингент потребителей);
- сложившаяся репутация социально- ориентированной системы и надежного делового партнера;
- выполнение коммуникационной роли в сельской местности;
- способность формировать товарные ресурсы в основном за счет собственного производства и заготовок и др.
Наиболее полное использование преимуществ и повышение уровня, эффективности использования экономического потенциала позволит потребительской кооперации найти свою нишу на рынке в условиях жесткой конкуренции.
Самобытность потребительской кооперации проявляется не только в указанном двойственном некоммерческом характере. Для нее характерны также тенденции и направления социальной деятельности, которые вес больше будут развиваться в новом тысячелетии:
- усиление роли пайщиков - подлинных хозяев потребительских обществ;
- повышение ответственности руководителей потребительских обществ перед законом, пайщиками и совестью;
- повышение степени участия потребительского общества в жизни каждого пайщика;
Информация о работе Социальная миссия потребительской кооперации