Стадии администрацивного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать сущность власти и социальных норм поведения в первобытном обществе. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. описывается характеристика первобытного общества;
2. показывается власть в первобытном обществе;
3. показываются социальные нормы поведения в первобытном обществе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Характеристика первобытного общества………………………………....7
1.1 Становления первобытного общества 7
1.2 Развитие первобытного общества 7
2 Власть в первобытном обществе 10
2.1 Власть догосударственного периода 10
2.2 Разложение первобытнообщинного строя и появление государства 11
3 Социальные нормы поведения в первобытном обществе 14
3.1 Социальные нормы 22
3.2 Нормативное регулирование 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

кур2.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 Первое крупное общественное разделение труда – отделение скотоводства от земледелия, приведшее к существенным перемен в первобытнообщинном строе.

 Скотоводство, как никакая  другая хозяйственная деятельность, стало источником накопления  богатств, превращавшихся в обособленную  собственность общин и семей. В новых экономических условиях  семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимым материальным достатком, но и произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни.

 Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а, следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых [4: с. 166-167].  

 Таким образом, уже после первого крупного общественного разделения труда вследствие бурного развития производительных сил возникла частная собственность, и общество раскололась на классы.

 Когда же в общину проникло разделение труда  и члены ее стали каждый в одиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности.

 Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Такое накопление, происходило, прежде всего, в семьях родоплеменных главарей и вождей. Именно они были хранителями и распорядителями тех или иных ценностей, которые первоначально принадлежали еще всей общине [1;с. 182].  

 С возникновением частной собственности начался постепенные переход от парного брака к моногамии (единобрачию). Превращение мужчины – охотника в пастуха, появление пашенного земледелия, ставшего также делом мужчины, привело к тому, что домашняя работа женщины утратила свое былое значение. Все это означало постепенное ниспровержение матриархата, установление единовластия мужчин, т.е. возникновение патриархата, при котором родство и наследование определялось по мужской линии. Род стал патриархальным.

  Первым результатом этого нового этапа в развитии родового строя было образование патриархальной семьи или патриархальной домовой общины. Ее главная характерная черта – включение в состав кроме мужа, жены и детей иных лиц, подчиненных неограниченной власти отца как главы семьи.

  Таким образом, мы видим, что развитие производительных сил в условиях первобытнообщинного строя привело к трем крупным общественным разделениям труда, а это в свою очередь дало мощный толчок дальнейшему развитию производства, значительно повысило производительность труда.

 Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности.

 Таким образом, наряду с производственным прогрессом, имущественной и социальной, в том числе классовой дифференциации как причины становления цивилизованного общества и образования государства, наука также признает такие причины преобразования родовой общины в семью, как усиления войн и военной организации племен, влияние религии  на объединение племени в один народ, укрепление верховной государственной власти и некоторые другие [7; с. 164-165].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Социальные нормы  поведения в первобытном обществе.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

В отличии от животного сообщества, жизнь которого управляется на основе биологических законов, человеческое общество организовано гораздо сложнее: наряду с биологическим законами люди позднее начинают все больше и больше руководствоваться законами социальными[3; с.21].

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения — социальные нормы. Такими нормами были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, то есть служили регулятором общественных отношений. Многие их них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем:

—  они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

—  они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;

—  в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение - поддержание целостности общины, рода, орды.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм - это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознании человеческими сообществам особенности своего существования по отношению к остальном миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческой социальности.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности, определенных правил, запретов, предписаний.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения  между людьми, что стало отличать  их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной первобытного общества.

2) реализовались главным  образом в виде обычаев (т.е. исторически  сложившихся правил поведения, вошедших  в привычку в результате многократного  применения в течение длительного  времени);

3) существовали в поведении  и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном  силой привычки, а также соответствующими  мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве  ведущего способа регулирования  запрет (систему табу) как самый  простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной  основой присваивающего общества, в котором и человек являлся  частью природы;

7) выражали интересов  всех членов рода и племени.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Процесс этот имеет исторические параллели.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей. Такая урегулированность, которая подчиняет всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.

Виды социальных норм первобытного общества:

- обычаи – исторически  сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного  повторения вошли в привычку;

- простейшие нормы морали  – правила поведения, регулировавшие  отношения между людьми на  основе первобытных представлений о добре и зле;

- религиозные нормы –  правила поведения регулировавшие  отношения между людьми на  основе их религиозных представлений;

- мифология – совокупность  мифов (рассказов, повествований о  богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;

- табу – религиозный  запрет, налагаемый на какой-либо  предмет, действие, слово и т.п., нарушение  которого будто бы неминуемо  влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.

Мононормы – единые, нерасчлененные специфические нормы. Они выражались  обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями.

Признаки первобытных обычаев:

- это социальные нормы;

- сложились в результате  многократного повторения и вошли  в привычку первобытного общества;

- обеспечивались мерами  общественного воздействия;

- консервативны по своей  природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения, обмена товаров, обязательными для всех, поскольку уже не существовало единства интересов.

Примирить противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. Нужны были обязательные нормы, установленные или санкционированные и охраняемые государством, т.е. аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и представляют собой юридическое право. С их помощью различные отношения (производственные, семейные, трудовые, управленческие и т.д.) приобретают форму правовых отношений.

Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый жречеством и государством.

Поэтому первоначально становление нового порядка земледельческих племен происходило под знаменем создания новой религии, объединявшей родовые общины. Такой религией стала религия солнца. Эта религия известна у всех древнейших народов. Определялся единый ля всего народа порядок, установленный свыше верховным божеством.

Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право, При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации.

Информация о работе Стадии администрацивного процесса