Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 09:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется существенными изменениями в политической, экономической и социальной сферах жизни страны и общества, которые повлекли за собой значительный рост преступлений террористического характера.
Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. относит к преступлениям террористического характера собственно терроризм (ст.205 УК РФ), захват заложников (ст.206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст.208 УК РФ), террористический акт (ст.277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360 УК РФ), а также иные преступления, совершенные в террористических целях.
Введение………………………..…………………………………………………3
ГЛАВА 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики преступлений, связанных с заведомо ложным сообщением об акте терроризма………………………………………………………………………12
§1. Уголовно-правовая характеристика заведомо ложного сообщения об акте терроризма………………………………………………………………………..12
§2. Криминалистическая характеристика заведомо ложного сообщения об акте терроризма………………………………………………………………………..32
ГЛАВА 2. Организационно-методические особенности расследования заведомо ложных сообщений об акте терроризма………………………..68
§1. Организация проверки сообщения об угрозе взрыва и возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию…..……………68
§2. Типичные следственные ситуации и версии на первоначальном этапе расследования……………………………………………………………………100
§3. Организация расследования и взаимодействия по делам рассматриваемой категории…………………………………………………………………………116
ГЛАВА 3. Тактика отдельных следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма………………………………………………………………..137
§1. Особенности тактики первоначальных следственных действий, их
сочетание с оперативно-розыскными мероприятиями………………...……..137
§2. Последующий этап расследования…………………………………………168
Заключение………………………………………………………………..……194
Список использованной литературы…………………………………..……
Задачи, стоящие перед
Говоря о подследственности, необходимо отметить, что ранее, ч.ч. 4 и 5 ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР предусматривали обязательность производства предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, указанных ст. 207 УК РФ. Причем подследственность по данным преступлениям была альтернативной: предварительное следствие производилось следователями Федеральной службы безопасности и следователями органов внутренних дел.
С 1 июля 2002 г. согласно п.1 ч.3 ст.150 и
п.1 ч.3 ст.151 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации по
уголовным делам о
Однако независимо от формы предварительного
расследования возбуждению
Как показывает следственная практика,
в большинстве случаев
Само сообщение о предстоящем
взрыве не может рассматриваться
в большинстве случаев в
Однако помимо повода для возбуждения уголовного дела должно быть основание, т.е. наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Получить же достаточные данные можно лишь путем проверки поступившего сообщения. Поэтому, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, либо об отказе в его возбуждении проводится проверка сообщения, в ходе которой необходимо установить:
Если на этапе проверки сообщения и решения вопроса о возбуждении уголовного дела будет установлено лицо, сделавшее сообщение, то следует обязательно установить: заведомую ложность сообщения; цель совершенного деяния; возраст виновного; а также по возможности и иные обстоятельства (входящие в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию), для установления которых не требуется производство следственных действий.
При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела таковое возбуждается в соответствии с требованиями ст. 146 УПК РФ.
Итак, рассмотрим содержание и порядок действий органа дознания по приему, фиксации и проверке сообщения о готовящемся акте терроризма.
Стадия получения сообщения
Поступившая в дежурную часть информация о готовящемся взрыве, как правило, не содержит сведений, позволяющих сделать какие-либо выводы (неизвестно, реальная это угроза или нет). Здесь можно говорить лишь о рациональной организации и обеспечении последующей работы, исходя из условий безопасности граждан и участвующих в работе специалистов.
Поскольку обеспечение общественной безопасности является одной из задач милиции и практически во всех случаях меры по проверке сообщения о готовящемся взрыве принимают сотрудники органов внутренних дел, рассмотрим организацию и тактику поисковых мероприятий, осуществляемых ими.
Организация и тактика проверки сообщения о готовящемся взрыве может определяться теоретическими положениями, разработанными криминалистикой, а также ведомственными инструкциями о порядке действий, утвержденными подзаконными нормативно-правовыми актами. Было бы целесообразно разработать единую подробную типовую инструкцию о порядке действий сотрудников ОВД при получении сообщения об угрозе взрыва (см. Приложение 13).
Как уже говорилось, сообщение о готовящемся акте терроризма может поступать либо непосредственно в дежурную часть органа внутренних дел, либо опосредовано: от других правоохранительных органов, представителей объекта, подвергающегося угрозе взрыва, частных лиц, которым было сделано сообщение или которые обнаружили записку с угрозой взрыва.
При поступлении угрозы взрыва по телефону непосредственно от злоумышленника дежурный должен как можно дольше затянуть разговор с абонентом и получить от него максимальную информацию, которая впоследствии может облегчить розыск анонима, а также предотвратить реализацию угрозы и дать выигрыш во времени работникам правоохранительных органов. Информация, полученная в момент поступления сообщения, зачастую является единственной зацепкой при расследовании данной категории дел. От качества деятельности лица, принимающего сообщение, зачастую зависит, будет ли в дальнейшем преступление раскрыто или нет.
С учетом недостаточной технической оснащенности дежурных служб многих подразделений ОВД (особенно районных и поселковых), по нашему мнению, необходимо разработать формуляр, вопросы которого служили бы одновременно и планом беседы с анонимом (см. Приложение 4). Наличие в дежурной службе телефона с записывающим устройством не должно исключать заполнения формуляра. Такие формуляры получили достаточно широкое распространение в зарубежной правоохранительной практике81. Форма, заполняемая при получении по телефону сообщений об угрозе взрыва, должна в себя включать: точную дату и время поступления сообщения; характер звонка (местный или междугородный); номер телефона, по которому получено сообщение; номер телефона абонента, с которого передано сообщение (если таковой определился); слова абонента (записанные в точности как были сказаны); вопросы, которые следует задать; данные об особенностях голоса и речи звонившего; данные об обстоятельствах, сопровождавших звонок и т.д.
Формуляр должен заполнятся непосредственно в ходе беседы с лицом, сообщающим об угрозе взрыва. Не стоит надеяться на память, так как особенности телефонного звонка и разговора, имеющие потенциальный интерес для работников правоохранительных органов, со временем могут быть забыты.
Подобные формуляры должны быть в наличии не только у сотрудников правоохранительных органов. По нашему мнению, подобный формуляр с памяткой о том, как нужно действовать в случае получения сообщения о готовящемся акте терроризма, был бы полезен и для работников юридических лиц (предприятий, учреждений и организаций) (см. Приложение 6).
Данные памятки-рекомендации следует распространить в первую очередь на тех объектах, которые чаще всего подвергаются угрозе взрыва (учебные заведения, вокзалы и т.д.). Заполнение предлагаемого формуляра, а также соблюдение рекомендаций по переговорам с «террористом» и действиям по окончании разговора должно облегчить работу по розыску злоумышленника и расследование дела в целом. Кроме того, целесообразно проводить консультативные встречи с работниками предприятий, учреждений и организаций по вопросам методики ведения телефонных разговоров при поступлении сообщения об угрозе совершения теракта.
Несомненно, результативность следственно-розыскной работы повысится от оснащения дежурных и диспетчерских служб объектов потенциального «минирования», т.е. объектов образования, здравоохранения, жизнеобеспечения, транспорта, крупных промышленных предприятий, телефонных станций и пр. аппаратурой, фиксирующей номер телефона, с которого был произведен звонок, и ведущей запись разговора.
При оперативном анализе
Содержание сообщения может
дать ориентирующую поисковую
Оперативный анализ особенностей голоса
и речи звонившего способствует установлению
(с различной долей
Анализ характера шумов, на фоне которых происходил телефонный разговор, может помочь в определении места расположения телефона, с которого был сделан исходящий звонок. Так, шум от двигателей автотранспорта, гул улицы свидетельствуют о передаче сообщения с уличного телефона-автомата, отсутствие посторонних шумов – о возможном звонке с квартирного телефона и т.д.
При получении письменного
Таким образом, на стадии получения сообщения о готовящемся акте терроризма могут складываться определенные поисковые ситуации82. Поисковая ситуация как криминалистическая категория включает в себя «совокупность факторов, характеризующих ход, состояние процесса осуществления поисковых мероприятий и тех условий, в которых они протекают»83.
Для этой стадии характерны следующие
типичные поисковые ситуации: наличие
в сообщении сведений о конкретном
местонахождении взрывного
Стадия проверки полученного сообщения
Теоретические основы, техническое обеспечение, организация и тактика поисковых мероприятий на различных объектах при угрозе взрыва рассмотрены в работах А.Ю. Аполлонова, А.А. Белякова, С.С. Галахова, В.Ю. Голубовского, А.А. Горшкова, Ю.М. Дильдина, С.М. Колотушкина, В.Г. Коновалова, Г.И. Курина, И.Д. Моторного, А. Полежаева, М. Решняк, М. Савелия, А.Ю. Семенова, П.П. Смольякова, А.А. Шмырева и др.
После непосредственного получения сообщения и оперативного анализа информации о готовящемся акте терроризма (готовящемся взрыве) дежурный по органу внутренних дел обязан: проконтролировать обеспечение звукозаписи телефонного разговора с абонентом на магнитную ленту аудиозаписывающей аппаратуры; зафиксировать точную дату и время получения сообщения, а также его дословное содержание; в случае поступления сообщения с угрозой взрыва режимного объекта, объекта, обслуживаемого Федеральной службой безопасности, проинформировать соответствующую дежурную часть.
Кроме того, оперативный дежурный должен: направить на объект, подвергшийся угрозе взрыва, специалистов по обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных объектов; решить вопрос о необходимости привлечения медицинской, аварийно-спасательной и коммунальной служб, подразделений МЧС для оказания помощи гражданам в случае взрыва; связаться с администрацией «заминированного» объекта и обеспечить эвакуацию людей из опасной зоны до прибытия специалистов-взрывотехников; направить на объект, подвергшийся угрозе взрыва, следственно-оперативную группу84. По нашему мнению, было бы целесообразно разработать единую типовую инструкцию о действиях дежурного по ОВД и иных сотрудников при получении и проверке сообщения об угрозе взрыва (см. Приложение 5).
Дальнейшие действия сотрудников правоохранительных органов должны осуществляться оперативно и одновременно в двух направлениях:
1) проверка сообщения о готовящемся взрыве на объекте, подвергшемся угрозе;
2) установление и осмотр места,
откуда поступило сообщение (
По прибытии на объект угрозы, до непосредственного проведения поисковых действий с учетом анализа исходной информации руководитель следственно-оперативной группы в целях обеспечения безопасности граждан и установления обстоятельств содеянного должен организовать проведение комплекса эвакуационно-заградительных и оперативно-поисковых мероприятий. К ним относятся: