Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и  создавать для себя юридические  обязанности, реализовывать их в  рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

Правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  в первую очередь охарактеризован  в КРФ, а также в ФЗ (о правовом положении иностранных граждан  в РФ), и законодательных актах. В Конституции и законодательстве говорится о том, что они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законодательством. Поэтому можно сделать вывод, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдумах; не несут обязанностей по военной службе; не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе, занимать иные служебные должности, если в соответствующем федеральном законе содержится подобный запрет; временно проживающие иностранные граждане не в праве по собственному желанию изменять разрешенное им место проживания. Конституция позволяет иметь иностранным гражданам двойное гражданство и предоставляет политическое убежище в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Мерой административной ответственности является выдворение за пределы РФ (ст. 34 закона и ст. 3.10 КоАП РФ).

Существует три вида административно-правовых режимов пребывания иностранных граждан в РФ:

временное пребывание (на срок действия выданной визы; на срок не более 90 суток при прибытии в Россию в порядке, не требующем визы; на срок действия заключенного);

временно проживающие (сроком на 3 года в соответствии с разрешением на временное проживание). Возможен отказ в выдаче или аннулировании разрешений на временное проживание и вида на жительство в соответствии со ст.ст. 7 и 9 закона; соблюдение правил оформления приглашений на въезд в страну ст.ст. 16-19;

регистрации иностранных  граждан в РФ. Их учет, а также  контроль за их пребыванием и проживанием  в стране ст.ст. 20-32.

 

  1. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Правовой статус физического  лица – гражданина РФ складывается из ряда взаимосвязанных специфических составных частей: конституционно-правовой части; административно-правовой части; гражданско-правовой части и др.

Административно-правовое положение личности хар-ся прежде всего  объемом и характером административной правосубъектности, которую образуют административные правоспособность и дееспособность. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Административно-правовой статус гражданина устанавливается прежде всего КРФ, актами органов представительной власти, указами Президента РФ, актами органов исполнительной власти.

Основные права и  обязанности граждан в сфере  исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в главе 2 КРФ и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах. Из конституционных прав и обязанностей важное значение для административно-правового статуса имеют положения ст.ст. 25, 27, 31, 32, 33, 42, 45, 46, 57, 58, 59 Конституции РФ и ряд других.

Нормы Конституции РФ являются нормами прямого действия, но для того, чтобы реализовать  принадлежащие гражданину права  и выполнить возложенные на него обязанности, необходимо дальнейшее развитие конституционных норм в текущем законодательстве, регламентирующем возможность и режим осуществления прав, свобод и обязанностей гражданина. Так, положения ст. 27 КРФ конкретизированы в законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в Федеральном законе от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», а также в ряде подзаконных актов, например, в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и т.д.

Административная ответственность  – один из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

Административная ответственность  – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом  установленных государством мер  административного наказания на основании закона или в порядке, определяемым законом, к физическим или юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно тем, что формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

Нормы административного  права предусматривают различные  виды юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. Решение вопросов уголовной и частично материальной ответственности находится в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной – в компетенции административной юрисдикции.

Кроме того, на основе норм административного права могут  применяться меры общественного  воздействия в том случае, когда  к нарушителю норм административного  права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия.

Административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности  – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

 

  1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

См. вопрос 12.

 

  1. Административно-правовые гарантии прав граждан.

Существует 4 группы гарантий: экономические, политические, организационные  и юридические.

Основной источник экономических  гарантий – Конституция РФ.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и ярким примером тому служит, в частности, состояние налоговой системы в стране.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают  приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание  прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, и т.д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления включают в себя разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, например Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии, в  том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Для этих гарантий изначальным  и универсальным гарантом прав и  обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле – все законодательство и, прежде всего, нормы административного  права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того, чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.

В РФ не должны издаваться законы и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы  человека и гражданина.

их ограничение возможно только ФЗ и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч.3 ст.55 Конституции РФ, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

определены права и  свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других.

любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данные конституционные  положения создают определенные границы или юридические ориентиры  для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Способы защиты прав граждан  в сфере административно-правового  регулирования:

создание и организация  повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суд, прокуратура, государственные инспекции и др.);

деятельность независимых  от государства институтов гражданского общества (адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, СМИ, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные  им права. В соответствии со ст. 33 Конституции  РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МСУ;

учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все  названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица и т.д.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Основными юридически значимыми формами обращения граждан как участников управленческих общественно-правовых отношений к аппарату публичной власти являются их предложения, заявления и жалобы.

Предложения – обращения  граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных органов и организаций, совершенствование организации работы должностных лиц и организаций какой-либо отрасли, социально-экономических отношений, действующего законодательства и практики его применения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Заявления – обращения  граждан к полномочным органам  и должностным лицам по поводу реализации своих прав, свобод и  законных интересов, предусмотренных  Конституцией РФ и другим действующим  законодательством.

Заявление – обращение  граждан, не связанное с нарушением прав и свобод либо не затрагивающее  интересы и права непосредственного  заявителя (из конспекта лекции).

Жалобы – обращения  граждан к полномочным органам  и должностным лицам с требованием  о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности.

Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы государственной власти, МСУ или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

В соответствии с Законом  РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 дек. 1995г. № 197-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов МСУ, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, госслужащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обжаловать также бездействие вышеуказанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц и служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"