Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

Предметом регулирования  данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъектов Россий-ской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Рос-сийской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

 

  1. Принципы государственной службы.

Принцип - центральное  понятие, руководящая идея, основание  системы, представляющее обобщение  и распространение какого либо положения  на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская  служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Все принципы органически  взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной  гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой  к государственной гражданской  службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных  законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов  РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма  обеспечивает единство системы государственной  гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится  в ведении РФ, а государственная  гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще  и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа  к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных  гражданских служащих:

- быть постоянно готовыми  к осуществлению должностных  правомочий;

- хорошо знать предмет  собственной государственно-служебной  деятельности;

- знать свои права  и обязанности, активно, в полной  мере и качественно осуществлять  функции и полномочия, предусмотренные  законодательством должностными  положениями и инструкциями;

- владеть правилами  и процедурами деятельности в  органах государственной власти;

- иметь общую и профессиональную  подготовку;

- знать юридические  и нравственно-этические нормы  в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого  принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Можно выделить еще принцип  защиты государственных гражданских  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических лиц.

 

  1. Государственная служба как правовой институт. Источники правового института государственной службы.

Государственная служба как правовой институт регулирует организацию и деятельность всех государственных служащих, которые на профессиональном уровне выполняют задания и функции государства и введены (назначенные, избранные) в структуру государственного органа или его аппарата на уровне государства, на региональном уровне, на уровне органов местного самоуправления. 
Обычно институт государственной службы должен регулировать отношения государства со служащими, которые работают в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокурорского надзора.

С правовой точки  зрения государственная служба представляет собой особый правовой институт. В  теории права термин «институт» означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, пронизаны внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующей сферы. Главная функция правового института состоит в обеспечении целостного, законченного регулирования правоотношений в рамках конкретной сферы общественных отношений. Государственная служба отражает проявления множества управленческих отношений и связей, которые нужно урегулировать при помощи норм государственно-служебного характера. Это комплекс управленческих отношений, который включает в себя: 
отношения организационно-управленческого характера; отношения, которые связаны с процессом организации и функционирования государственного аппарата в целом; отношения, возникающие между различными звеньями исполнительной власти, а также между органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как управленческая деятельность государства выражается именно в правовой форме. Система правовых норм, регулирующий с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, которые складываются в сфере деятельности государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически-властных полномочий, является отраслью административного права. Одним из предметов административного права является широкий комплекс общественных отношений, возникающих в связи с реализацией функций государственного управления, которые практически осуществляют государственные служащие, поэтому в юридической науке правовое регулирование этих отношений относят к правового института административного права. Это обусловлено также тем, что в нормах государственной службы проявляются особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, которые выражаются в методах правового регулирования государственной службы.

Государственная служба как институт административного права

Комплекс правовых отношений  государственной службы составляет в своей совокупности крупный  правовой институт. В настоящее время  он включается в предмет административного  права. Профессора Ю.П.Орловский, Ю.Н.Старилов, предлагали выделять его в самостоятельную область законодательства, науки и практики. Но особенностью административного права как СССР, так и в настоящее время Российской Федерации является то, что государственная служба является институтом административного права, а не самостоятельной отраслью права. Таким образом, в административном праве Российской Федерации существуют два вида правовой ответственности: административная и дисциплинарная, в то время как ряд иных отраслей права не имеют и одной формы ответственности (например, земельное право не имеет земельной ответственности, там применяется административная ответственность).

Определение государственной  службы, закрепленное в статье 2 Федерального закона РФ от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах  государственной службы Российской Федерации", гласит, что под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - п.1. Однако, одновременно "К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В"". Противоречие данного положения проявляется, например, в том, что министры, как лица, относящиеся к категории "А", выполняют обязанности по исполнению полномочий государственных органов.

Государственная служба включает в себя: 1) федеральную государственную  службу, находящуюся в ведении  Российской Федерации; 2) государственную  службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Источники правового регулирования государственной службы

 

 Отношения государственной службы регулируются всем комплексом источников права: законом, подзаконными актами государственных  органов, локальными актами.

Основным документом в настоящее время является Федеральный  закон РФ № 119-ФЗ, подписанный Президентом РФ 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Статья 4 этого Закона определяет, что законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ст. 11 Трудового кодекса РФ, принятого федеральным законом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ предусматривает, что "Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. ... Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Действует ряд подзаконных  актов, например, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37.

На порядок ведения  трудовых книжек рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, все ещё распространяется Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 и Инструкция, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N 162.

Источником правового регулирования государственной службы являются также: административный прецедент во Франции, административный договор. Советская социалистическая система права не признает правового значения судебного или административного прецедента.

 

  1. Виды государственной службы. Классификация государственных служащих.

Система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Государственная гражданская  служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Гражданская служба –  вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной  государственной службы.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Взаимосвязь гражданской  службы с иными видами государственной  службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"