Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "административное право"

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

2.Для них характерен  обязательный субъект, наделенный  полномочиями государственно-властного  характера;

3.Возникает в связи  с практической деятельностью  органов исполнительной власти;

4.Могут возникать по  инициативе любой из сторон  и согласия второй стороны  не обязательно (либо по инициативе  органа, наделенного властными полномочиями, либо в связи с обращением  гражданина в органы государственной  власти и т.д.);

5.Споры между участниками  правоотношений разрешаются чаще  всего во внесудебном административном  порядке;

6.При нарушении требований  административно-правовой нормы  виновная сторона несет ответственность  перед государством;

7.Правоотношения по  своей сути являются организационными, т.к. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.

Административные правоотношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовой нормой, таким условием является юридический факт. Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.

Выделяю следующие классификации  административных правоотношений:

1.По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

2.По составу участников административно-правовые отношения классифицируются на отношения:

-участники которых  принадлежат к государственному  аппарату (государственные органы  и их должностные лица);

-между органами исполнительной  власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

-между органами исполнительной  власти (местной администрацией) и  общественными организациями, трудовыми  коллективами;

-между органами исполнительной  власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

-между органами исполнительной  власти (местной администрацией) и  гражданами.

3.По направлению деятельности выделяются:

-административно-правовые  отношения органов исполнительной  власти (местной администрации) общей компетенции. По всем вопросам жизнедеятельности — Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации;

-административно-правовые  отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

-административно-правовые  отношения органов межотраслевой  компетенции подведомственного  характера, по решению специальных  вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

-административно-правовые  внутриорганизационные отношения,  затрагивающие деятельность аппарата  данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его  непосредственном подчинении.

4.По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальными административно-правовыми отношениями называются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

Процессуальные административно-правовые отношения — отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

5.По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

1) отношения, в которых  один из участников подчинен  другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники  которых не находятся в подчинении  друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.

6.По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение  их субъектов, которое соответствует  выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения  этих требований возникает необходимость  их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.

 

10.Понятие  и виды субъекта административного  права. Субъект административного  правоотношения.

Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. 
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений при наличии 3-х условий: 
- административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта 
- административной правоспособности и дееспособности субъекта 
- основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт) 
Административная правоспособность – это установленная и охраняемая возможность субъекта вступать в административные правоотношения. 
Административная дееспособность - способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. 
В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления. 
Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. 
Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные. 
Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. 
Коллективные: 
1) государственные организации: 
а) органы исполнительной власти; 
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения; 
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; 
2) негосударственные организации: 
а) общественные объединения; 
б) трудовые коллективы; 
в) коммерческие структуры; 
г) органы местного самоуправления;

Субъект административных правоотношений – это участник данных отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Виды  субъектов:

1.Физические  лица: -граждане РФ; -иностранные  граждане; -апатриды;

2.Государственные  органы и их структурные подразделения. 3.Государственные служащие.

4.Общественные  объединения. 5.Предприятия, учреждения, организации.

 

11.Понятие,  признаки органа исполнительной  власти.

Орган исполнительной власти – это государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, имеющее свою структуру, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории. (Конституция РФ, «ФЗ «О Правительстве», указ президента «О структуре фед. органов исполнительной власти, закон РФ «об основах государственной службы» и т.д.)

Признаки  исполнительной власти:

1.Является государственным  учреждением

2.Вместе с  органами законодательной и судебной  власти входит в систему органов  гос-й власти.

3.Наделен полномочиями  государственно-властного характера.

4.Решает задачи, определенные государством.

5.Обладает собственной  компетенцией.

6.Деятельность  носит исполнительно-распорядительный, подзаконный  характер.

7.Является организованным  коллективом людей – гос-х  служащих.

8.Осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации.

9.Осуществляет  деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная  и т.д.).

10.располагает  широким арсеналом средств и  способов осуществления деятельности.

11.Обладает внутренней организационной структурой.

12.Наделен административной  правосубъектностью.

13.Действует  в пределах определенной территории (органы исполнительной власти  субъектов действуют только на  территории субъектов).

14.Подконтролен  и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти (Правительство РФ подконтрольно Парламенту РФ).

 

12. виды органов исполнительной  власти.

Классификация органов исполнительной власти:

1.По  признаку федеративного устройства:

-федеральные  органы исполнительной власти (правительство,  Министерство).

-органы исполнительной  власти субъектов федерации (Администрации.  Структурные подразделения).

2.В  зависимости от объема и характера  компетенции:

-органы общей  компетенции (осуществляют управление всеми отраслями и сферами; Правительство РФ, Правительства, администрации субъектов).

-органы межотраслевой  компетенции (реализуют конкретные  управленческие полномочия в  широкой сфере управленческой  деятельности; Министерство здравоохранения и соц. развития, Министерство образования и науки).

-органы отраслевой  компетенции (осуществляют управление  конкретной отрасли; Министерство  обороны).

-органы внутриотраслевой  компетенции (руководят определенным  участком деятельности в рамках отрасли; Федеральное космическое агентство, Федеральная служба судебных приставов).

3.По  организационно-правовым формам:

-Министерство – это федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику и осуществляющий деятельность в установленной сфере управления, а также координирующий деятельность в этой сфере и иных федеральных органов исполнительной власти.

-Федеральные службы – это фед. органы исполнительной власти, осуществляющие управление в определенной сфере деятельности.

-Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в установленной сфере управления.

 

13.Президент  РФ и исполнительная власть.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления.

Президент в  соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"