Анализ показателей рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить методику анализа показателей рентабельности.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1.изучить нормативные документы и экономическую литературу по теме исследования;
2.дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
3.рассмотреть динамику показателей рентабельности;
4.провести факторный анализ рентабельности продукции, активов и капитала предприятия;
5.провести маржинальный анализ рентабельности;
6.выявить резервы роста рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1.Теоретические основы анализа показателей рентабельности………………….5
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировское» по племенной работе»………………………………………………………………14
3.Анализ показателей рентабельности ОАО «Кировское» по племенной работе»……………………………………………………………………………22
1.Анализ динамики показателей рентабельности…………………………..22
2.Факторный анализ рентабельности продукции…………………………...23
3.Факторный анализ рентабельности активов и капитала………………....25
4.Маржинальный анализ рентабельности…………………………………..34
4.Резервы роста показателей рентабельности ОАО «Кировское»
по племенной работе»…………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ показателей рентабельности.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Результаты расчетов представим в  таблице 5.

Таблица 5 – Динамика показателей  рентабельности ОАО «Кировплем» 

Показатель

Условное обозначение

2009 год

2010 год

Изменение, пп

Рентабельность производственных затрат (окупаемость затрат), %

 

Pч

 

13,65

 

16,96

 

3,31

Рентабельность продаж, %

  • по прибыли от продаж
  • по чистой прибыли

 

PN/N

Pч/N

 

5,03

12,96

 

12,89

14,77

 

7,86

1,81

Рентабельность внеоборотных активов, %

 

Pч / Fвн

 

26,17

 

27,67

 

1,5

Рентабельность основных производственных фондов, %

 

Pч / Fп

 

26,84

 

28,9

 

2,06

Рентабельность оборотных активов, %

Pч/ At

16,22

17,36

1,14

Рентабельность производственных фондов, %

 

Pч/( Fп +Z)

 

10,69

 

11,59

 

0,9

Рентабельность активов, %

Pч/ A

10,01

10,67

0,66

Рентабельность собственного капитала, %

 

Pч/ Ес

 

12,6

 

12,52

 

-0,08

Рентабельность уставного капитала, %

Pч/ Еу

20,53

22,55

2,02

Рентабельность долгосрочного  заемного капитала, %

 

Pч/ Kd

 

87,31

 

120,16

 

32,85

Рентабельность перманентного капитала, %

 

Pч/ (Ес+Kd)

 

11,01

 

11,34

 

0,33


 

В исследуемом периоде наблюдается  увеличение прибыли предприятия, не смотря на то, что выручка от продаж снижается. Увеличение прибыли –  это следствие значительного  снижения себестоимости продукции.

За исследуемый период наблюдается увеличение практически по всем показателям рентабельности. Наибольший рост рентабельности произошел по долгосрочному заемному капиталу – 32,85%. Это объясняется тем, что предприятие не имеет краткосрочных обязательств и снижает величину долгосрочного заемного капитала. Незначительное снижение рентабельности наблюдается только по собственному капиталу – на 0,08%, что связано с превышением темпов роста собственного капитала над темпами роста чистой прибыли.

 

    1. Факторный анализ рентабельности продукции

 

Для выяснения причин изменения рентабельности продаж необходимо провести факторный  анализ данного показателя. Для этого  используется факторная модель (1.1), рассмотренная в теоретической  части курсовой работы. Разложим данную модель методом цепных подстановок. Расчеты представлены в приложении С.

Для наглядности результаты расчетов влияния  факторов на рентабельность продаж можно  представить в виде таблицы 6.

Таблица 6 – Влияние факторов на изменение  рентабельности продаж

Показатель

Условное обозначение

2009 г

2010 г

Изменения, ±

Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб.

 

N

 

46134

 

44457

 

-1677

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб.

 

С

 

43815

 

38726

 

-5089

Прибыль от продаж (в сопоставимой оценке к уровню 2010 года), тыс. руб.

 

PN

 

2319

 

5731

 

3412

Рентабельность продаж, %

PN/N

5,03

12,89

7,86

в том числе

за счет изменения, пункты

       

а) объема продаж

X

х

х

-5,02

б) себестоимости продаж

Y

х

х

12,88


 

За исследуемый  период рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от продаж, возросла на 7,86пп, в том числе за счет снижения себестоимости  проданных товаров, продукции, работ  услуг на 5089 тыс. руб., рентабельность продаж возросла на 12,88пп. В то же время за счет снижения объема продаж на 1677 тыс. руб., рентабельность продаж снизилась на 5,02пп.

Таким образом, для увеличения рентабельности продаж в дальнейшем необходимо наращивать объемы продаж товаров, продукции, работ, услуг и, по возможности, снижать себестоимость реализуемой продукции, работ, услуг.

Определим влияние факторов на изменение  рентабельности продаж отдельных видов  продукции, а именно, спермопродукции, которая занимает наибольший удельный вес в выручке от продаж (в среднем 70%). Для анализа воспользуемся предыдущей формулой, расчет произведем аналогично предыдущему способом цепных подстановок (таблица 7).

Таблица 7 – Факторный анализ рентабельности продаж спермопродукции в 2009-2010 годах

Показатель

Спермопродукция

Средняя продажная цена 1 дозы, руб.

  • базисный год
  • отчетный год

 

78,0

84,0

Себестоимость 1 дозы, руб.

  • базисный год
  • отчетный год

 

66,0

58,0

Рентабельность продаж, %

  • базисный год
  • при фактической продажной цене и базисной себестоимости
  • отчетный год

 

15,38

21,43

30,95

Отклонение от базисного года, всего, %

15,57

в том числе за счет

  • средней продажной цены
  • себестоимости

 

6,05

9,52


 

За исследуемый период рентабельность продаж спермопродукции возросла на 15,57 пп, в том числе за счет снижения себестоимости 1 дозы на 8 руб. рентабельность продаж спермопродукции возросла на 9,52 пп; за счет увеличения средне продажной цены 1 дозы на 6 руб. рентабельность продаж спермопродукции возросла на 6,05 пп.

Таким образом, оба рассматриваемых  фактора оказали положительное влияние на рентабельность продаж спермопродукции.

 

    1. Факторный анализ рентабельности активов и капитала

 

Рентабельность совокупных активов  отражает эффективность деятельности предприятия, так как в числителе  представлен конечный финансовый результат, а в знаменателе стоимость имущества, которым располагает предприятие.

Для выяснения причин изменения  рентабельности активов предприятия  необходимо провести факторный анализ данного показателя. Для этого  используется факторная модель (1.2), рассмотренная в теоретической части курсовой работы. Разложив данную модель методом цепных подстановок аналогично модели рентабельности продаж, получим:

 

Для наглядности результаты расчетов влияния факторов на рентабельность активов можно представить в виде таблицы 8.

Таблица 8 – Влияние факторов на изменение рентабельности активов 

Показатель

Условное обозначение

2009 г

2010 г

Изменения, ±

Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб.

 

N

 

46134

 

44457

 

-1677

Среднегодовые остатки активов  предприятия, тыс. руб.

 

A

 

59724

 

61569

 

1845

Среднегодовые остатки собственного капитала, тыс. руб.

 

Ec

 

47449

 

52464

 

5015

Чистая прибыль (в сопоставимой оценке к уровню 2010 года), тыс. руб.

 

Pч

 

5980

 

6567

 

587

Рентабельность продаж, %

Pч/N

12,96

14,77

1,81

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

 

N/ Ec

 

0,97

 

0,85

 

-0,12

Коэффициент автономии

Ec/А

0,79

0,85

0,06

Рентабельность активов, %

RА

10,01

10,67

0,66

Влияние факторов на изменение рентабельности активов, всего, пункты:

а) рентабельности продаж

 

 

X

 

 

х

 

 

х

 

 

1,31

б) коэффициента оборачиваемости собственного капитала

 

Y

 

х

 

х

 

-1,4

в) коэффициента автономии

Z

х

х

0,75


 

За исследуемый период рентабельность активов возросла на 0,66пп, в том числе за счет увеличения рентабельности продаж, рассчитанной по чистой прибыли, на 1,81 пп, рентабельность активов возросла на 1,31пп.; за счет увеличения коэффициента автономии на 0,06 рентабельность активов возросла на 0,75 пп. В то же время за счет снижения коэффициента оборачиваемости собственного капитала на 0,12, рентабельность активов снизилась на 1,4пп.

Снижение коэффициента оборачиваемости  собственного капитала напрямую связано  с опережающими темпами его роста  и снижением выручки от продаж. Для повышения уровня рентабельности совокупных активов необходимо ускорить оборачиваемость активов, повысить уровень рентабельности продаж, за счет снижения затрат и фондоемкости.

Рассмотрим влияние факторов на изменение отдельных элементов  активов предприятия.

Рентабельность оборотных активов  представляет собой отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости  оборотных активов предприятия. Данный показатель показывает эффективность  работы предприятия за год. Для расчета  влияния факторов на показатель рентабельности оборотных активов используем факторную модель Дюпона (1.3). Разложив данную модель методом цепных подстановок, получим:

 

Для наглядности результаты расчетов влияния факторов на рентабельность оборотных активов можно представить  в виде таблицы 9.

 

 

 

Таблица 9 – Влияние факторов на изменение рентабельности оборотных  активов

Показатель

Условное обозначение

2009 г

2010 г

Изменения, ±

Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг (в сопоставимой оценке к уровню 2010 г), тыс. руб.

 

N

 

46134

 

44457

 

-1677

Среднегодовые остатки оборотных  активов, тыс. руб.

 

At

 

36872

 

37834

 

-963

Чистая прибыль (в сопоставимой оценке к уровню 2010 года), тыс. руб.

 

Pч

 

5980

 

6567

 

587

Рентабельность продаж, %

Pч /N

12,96

14,77

1,81

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

 

N/ At

 

1,25

 

1,18

 

-0,07

Рентабельность оборотных активов, %

Pч / At

0,16

0,17

0,01

Влияние факторов на изменение рентабельности активов, всего, пункты

 

R At

 

х

 

х

 

х

в том числе:

а) рентабельности продаж

 

X

 

х

 

х

 

18,3

б) оборачиваемости оборотных активов

Y

х

х

-18,29

Информация о работе Анализ показателей рентабельности