Анализ показателей финансовохозяйственной деятельности страховых организаций на примере ОАО "Страховое общество «Талисман»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является оценка факторов, влияющих на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
раскрыть основные теоретические аспекты особенностей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций;
обосновать методологию оценки финансовых результатов деятельности страховых компаний;
провести оценку факторов влияющих на формирование и использование прибыли двух видов страхования;
обосновать основные пути совершенствования страховой деятельности и раскрыть основные пути улучшения ее эффективности.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность страхования
1.1 Сущность страхования и его роль в экономике
1.2 Сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций
1.3 Методология анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций
2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Страховое общество «Талисман»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Факторный анализ финансового результата деятельности страховой организации
2.3 Анализ формирования показателя рентабельности и прибыли от видов деятельности
3 Основные направления совершенствования страховой деятельности
3.1 Пути улучшения финансовых результатов страховой деятельности
3.2 Пути совершенствования страховой деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

 

Более узкое понимание дохода характерно для учетной политики. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.

 

При определении состава доходов от обычных видов деятельности, операционных, внереализационных, а также чрезвычайных доходов страховые организации руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г., и Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций, утвержденными приказом Минфина России от 12 января 2001 г.

 

 По признаку «источник поступлений»  все доходы страховщика делятся  на три группы:

 

 доходы от страховой деятельности;

 

 доходы от инвестиционной  деятельности;

 

 доходы от финансовой и  иной деятельности.

 

 Доходы от страховой деятельности  формируются за счет следующих  поступлений:

 

 страховые премии (взносы) по  договорам страхования, сострахования  и перестрахования. При этом страховые  премии (взносы) по договорам сострахования  включаются в состав доходов  страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;

 

 суммы уменьшения (возврата) страховых  резервов, образованных в предыдущие  отчетные периоды с учетом  изменения доли перестраховщиков  в страховых резервах;

 

 вознаграждения по договорам  перестрахования, сострахования;

 

 суммы возмещения перестраховщиками  доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;

 

 суммы процентов на депо  премий по рискам, принятым в  перестрахования;

 

 доходы от реализации с действующим законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб;

 

 суммы санкций за неисполнение  договоров страхования, признанные  должником добровольно либо по  решению суда;

 

 вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;

 

 вознаграждения, полученные страховщиком  за оказание услуг сюрвейера (осмотр  принимаемого в страхование имущества  и выдачу заключений об оценке  страхового риска) и аварийного  комиссара (определение причин, характера и размера убытков при страховом событии);

 

 сумма возврата части страховых  премий (взносов) по договорам перестрахования  в случае их досрочного прекращения;

 

 другие доходы, полученные при  осуществлении страховой деятельности.

 

 Из страховых взносов, полученных по договорам страхования и перестрахования, формируются страховые резервы, предназначенные для предстоящих выплат по этим договорам. Часть страховых резервов, не использованная для выполнения обязательств по договорам страхования, учитывается в доходе страховщика.

 

 Наряду с предоставлением  страховой защиты страховая организация  может выполнять посреднические  функции и получать за это  вознаграждение. Так, при передаче  риска в перестрахование первичный  страховщик получает комиссионное вознаграждение за предоставление рафинированного риска перестраховщику. Существует возможность получения комиссионного или брокерского вознаграждения страховой организацией, передающей риск на страхование другой страховой компании. [20]

 

 К доходам от инвестиционной деятельности относятся:

 

 доходы от размещения средств  страховых резервов и собственных  средств;

 

 прочие доходы.

 

 Инвестиционный доход является  важным источником дохода для  страховых фирм. В странах с  развитым фондовым рынком инвестиционный  доход позволяет перекрывать отрицательные результаты по страховым операциям в рисковых видах страхования.

 

 Надо отметить, что инвестиционная  деятельность страховой организации  носит подчиненный характер по  отношению к страховым операциям. Они должны обеспечивать страховщику получение дохода, к числу основных направлений использования которого относятся:

 

 выполнение обязательств по  предоставлению инвестиционного  дохода выгодоприобретателям по  долгосрочным договорам страхования  жизни, в том числе для выплаты бонусов по полисам с участием в прибыли;

 

 покрытие недостающих страховых  резервов для возмещения убытков;

 

 использование части инвестиционного  дохода по собственному усмотрению  страховщика, например на развитие.

 

 Доходы от финансовой и  иной деятельности.

 

 Доходами, отличными от доходов  по основной деятельности страховой  организации, считается выручка, связанная  с прочими поступлениями. В зависимости  от характера операций доходы  от прочей деятельности подразделяются  на три основные группы:

 

 операционные доходы, не являющиеся результатом основной деятельности, но связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности

 

 в состав внереализационных  доходов организации в соответствии  с пунктом 8 ПБУ 9/99 включаются: штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров, активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения, поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, курсовые разницы, сумма дооценки активов, прочие внереализационные доходы.

 

 чрезвычайные доходы – поступления, возникшие в результате непредвиденных  обстоятельств, в частности: стоимость  материальных ценностей, оприходованных  после списания непригодного к восстановлению имущества организации, поврежденного в результате чрезвычайных обстоятельств; страховое возмещение убытков, понесенных организацией в результате чрезвычайных обстоятельств;

 

 Представим классификацию доходов  в виде структуры (рисунок 1.2).

 

 

 

Рисунок 1.2 – Классификация доходов страховой организации

 

 

 Далее рассмотрим расходы  страховой организации.

 

 Расходы страховой организации  есть затраты, которые несет страховая  организация при осуществлении  своей уставной деятельности. Все расходы страховщика могут быть классифицированы по разным признакам и существуют различные трактовки понятия себестоимости страховых операций.

 

 Себестоимость страховых операций  в широком смысле означает  совокупность всех затрат страховщика  на оказание страховой услуги, как непосредственных – страховых выплат и расходов на ведение дела, так и различных отчислений, предусмотренных действующим законодательством.

 

 Состав и структуру расходов  страховщика определяют два экономических  процесса: погашение обязательств перед страхователями и финансирование деятельности страховой организации. В связи с этим в страховом деле принята следующая классификация расходов:

 

 расходы на выплату страхового  возмещения и страховых сумм;

 

 отчисления и резервы взносов;

 

 отчисления на предупредительные  мероприятия;

 

 расходы на ведение дела  предназначенные для финансирования  деятельности страховой организации. Состав расходов на ведение  дела в российских страховых  организациях регламентируется  Налоговым кодексом РФ.

 

 Таким образом, к расходам  страховой организации относятся  расходы, понесенные при осуществлении  страховой деятельности:

 

 суммы отчислений в страховые  резервы (с учетом изменения доли  перестраховщиков в страховых  резервах), формируемые в соответствии  с законодательством о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

 

 страховые выплаты по договорам  страхования, сострахования и перестрахования: выплаты рент, аннуитетов, пенсий  и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;

 

 возврат части страховых  премий (взносов), а также выкупных  сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования  в случаях, предусмотренных законодательством  и (или) условиями договора;

 

 вознаграждения за оказание  услуг страхового агента и (или) страхового брокера;

 

 расходы по оплате организациям  или отдельным физическим лицам  оказанных ими услуг, связанных  со страховой деятельностью, в  том числе:

 

1) услуг актуариев;

 

2) услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;

 

3) услуг по изготовлению страховых  свидетельств (полисов), бланков строгой  отчетности, квитанций и иных  подобных документов;

 

4) услуг организаций за выполнение  ими письменных поручений работников  по перечислению страховых взносов  из заработной платы путем безналичных расчетов;

 

 другие расходы, непосредственно  связанные со страховой деятельностью.

 

 Ведение страхового бизнеса  сопровождается соответствующими  административными расходами. У  страховщика они называются расходами  на ведение дела. Эта группа расходов составляет значительную долю в общей сумме расходов страховой организации. Источником финансирования расходов на ведение дела (РВД) является нагрузка в структуре страхового тарифа. В составе расходов на ведение дела выделяются затраты, имеющие место на любом другом предприятии, и расходы, отражающие специфику страховой деятельности. К этой группе расходов относятся прежде всего расходы на ведение дела, необходимые для осуществления страховых операций:

 

 комиссионные и брокерские  вознаграждения;

 

 затраты на оплату труда работников страховой организации, занятых оформлением документации по договорам страхования, и связанные с ними отчисления на социальные нужды;

 

 амортизационные отчисления  и затраты на ремонт основных  средств, используемых при осуществлении операций по договорам страхования;

 

оплата услуг экспертов, сюрвейеров, медицинских учреждений;

 

оплата услуг по предоставлению статистических данных.

 

Расходы на ведение дел страховой компании, не имеющие непосредственного отношения к. страховой деятельности, включаются в состав операционных расходов. К таким расходам относятся:

 

административно-управленческие расходы;

 

представительские расходы;

 

затраты по добровольному страхованию своих работников и имущества;

 

расходы по содержанию общехозяйственного персонала;

 

амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

 

арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

 

расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и иных услуг.

 

 По времени возникновения  расходы на ведение дела подразделяются  на:

 

 расходы, предшествующие заключению  договора страхования (сбор статистической  информации, затраты на изготовление  бланков);

 

 расходы, возникающие на стадии  заключения договора страхования (аквизационные расходы);

 

 расходы, проводимые в течении  срока действия договора (расходы  по передаче риска в перестрахование);

 

 расходы, возникающие при наступлении  страхового случая (расходы по  расследованию и урегулированию  страхового случая).

 

 В составе расходов выделяются  постоянные. Которые относятся ко  всему портфелю заключенных договоров  страхования, и на переменные, которые  могут быть отнесены на отдельный  вид или договор страхования.

 

 В мировой практике расходы  на ведение дела подразделяются на:

 

 аквизационные – расходы, которые  производятся с целью заключения  новых договоров страхования;

 

 инкассовые – расходы на  оплату труда работников страховой  организации за сбор страховых  платежей и обслуживание страхователей;

 

 ликвидационные – производятся после наступления страхового случая и включают в себя оплату услуг специалистов (сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов и т.п.) по оценке ущерба и определению величины страховой выплаты; расходы, связанные с урегулированием ущерба; транспортные и судебные расходы и т.д.;

 

 управленческие – расходы, связанные  собственно с управлением страховой  организацией, они включают в  себя оплату труда административно-управленческого  персонала, отчисления в государственные  внебюджетные социальные фонды, административно-хозяйственные расходы, оплату консультационных и аудиторских услуг, расходы на рекламу и т.д.

 

 На основании перечисленных  признаков представим классификацию  расходов страховщика в таблице 1.1

 

 

Таблица 1.1 – Классификация расходов страховой организацииВиды расходов на ведение дела Виды расходов

по отношению к основной деятельности по целевому назначению по времени осуществления

Информация о работе Анализ показателей финансовохозяйственной деятельности страховых организаций на примере ОАО "Страховое общество «Талисман»