Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:30, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является оценка факторов, влияющих на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
раскрыть основные теоретические аспекты особенностей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций;
обосновать методологию оценки финансовых результатов деятельности страховых компаний;
провести оценку факторов влияющих на формирование и использование прибыли двух видов страхования;
обосновать основные пути совершенствования страховой деятельности и раскрыть основные пути улучшения ее эффективности.
Введение
1 Экономическая сущность страхования
1.1 Сущность страхования и его роль в экономике
1.2 Сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций
1.3 Методология анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций
2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Страховое общество «Талисман»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Факторный анализ финансового результата деятельности страховой организации
2.3 Анализ формирования показателя рентабельности и прибыли от видов деятельности
3 Основные направления совершенствования страховой деятельности
3.1 Пути улучшения финансовых результатов страховой деятельности
3.2 Пути совершенствования страховой деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы
= 9 455 – 7 893 = 1 562 тыс. руб.
На основании данных
за счет изменения выручки:
Δ= 22 778 – 7 893 = 14 885 тыс. руб.
за счет изменения
Δ= 9 455 – 22 778 = – 13 323 тыс. руб.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в целом прибыль от вида деятельности – страхование имущества в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1 562 тыс. руб., за счет увеличения выручки в 2008 году на 56,72%, что привело к увеличению прибыли на 14 885 тыс. руб., однако увеличение себестоимости на 72,60% уменьшило прибыль на 13 323 тыс. руб.
Аналогично проведем анализ формирования прибыли от вида деятельности – страхование имущества в 2009 году на основании данных таблицы 2.7 и формулы (12). Рассчитаем следующие показатели по виду деятельности – страхование имущества:
рассчитаем прибыль по виду
деятельности – страхование
= 41 128 – 31 673 = 9 455 тыс. руб.;
рассчитаем прибыль по виду
деятельности – страхование
= 47 860 – 34 206 = 13 654 тыс. руб.;
рассчитаем прибыль по виду
деятельности – страхование
= 47 860 – 31 673 = 16 187 тыс. руб.;
рассчитаем прибыль по виду
деятельности – страхование
= 47 860 – 34 206 = 13 654 тыс. руб.;
рассчитаем общее отклонение прибыли от вида деятельности ОСАГО за 2008 по сравнению с 2007 годом:
= 13 654 – 9 455 = 4 199 тыс. руб.
На основании данных
за счет изменения выручки:
Δ= 16 187 – 9 455 = 6 732 тыс. руб.
за счет изменения
Δ= 13 654 – 16 187 = – 2 533 тыс. руб.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в целом прибыль от вида деятельности – страхование имущества в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 4 199 тыс. руб., за счет увеличения выручки в 2009 году на 16,37%, что привело к увеличению прибыли на 6 732 тыс. руб., однако увеличение себестоимости на 8% уменьшило прибыль на 2 533 тыс. руб.
Для наглядности отразим динамику изменения прибыли от вида деятельности – страхование имущества на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Динамика изменения прибыли от вида деятельности – Страхование имущества
Отразим полученные
Рисунок 2.7 – Динамика изменения прибыли от двух видов деятельности
Проведенный сравнительный
анализ показал, что для страховой
компании обязательное
На изменение прибыли могут влиять различные факторы:
изменение доходов и расходов (операционных, управленческих);
количество заключаемых
увеличение наступления
появление новых страховщиков
на рынке, которые могут предложить
более выгодные условия
Рассмотрим формирование
На основании данных таблицы 2.6 и формулы (13) рассчитаем показатели рентабельности вида продукции (деятельности) – ОСАГО за период 2007-2009 года.
Таким образом, проведенный анализ показателя рентабельности продукции – ОСАГО за период 2007-2009 года показал, что в 2007 году рентабельность составила 0,35 руб., а в 2008 году составила 0,37 руб., что выше показателя 2007 года на 0,02 руб. Показатель рентабельности продукции ОСАГО в 2009 году составил 0,34 руб., что ниже чем показатель рентабельности продукции ОСАГО в 2008 году на 0,03 руб.
Рассмотрим формирование
Таким образом, проведенный анализ показал, что рентабельность продаж отдельного вида деятельности (ОСАГО) за период 2007-2009 года имеет скачкообразную тенденцию, а именно показатель рентабельности продаж в 2008 году увеличивается по сравнению с 2007 годом на 0,01 руб., в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшился на 0,02 руб.
На основании данных таблицы 2.7 и формулы (13) рассчитаем показатели рентабельности вида продукции (деятельности) – страхование имущества за период 2007-2009 года.
На основании полученных результатов, рассчитаем отклонение показателя рентабельности продукции – страхование имущества в 2008 году по сравнению с 2007 годом:
Таким образом, проведенный
анализ показателя
Рассмотрим формирование
Таким образом, проведенный анализ показал, что рентабельность продаж страхования имущества за период 2007-2009 года имеет скачкообразную тенденцию, а именно показатель рентабельности продаж в 2008 году снизился по сравнению с показателем 2007 года на 0,07 руб., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 0,06 руб.
Для наглядности отразим полученные результаты изменения рентабельности двух видов продукции – ОСАГО и Страхование имущества за период 2007-2009 годов на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Динамика изменения рентабельности продукции – ОСАГО и СИ за 2007-2009 года
На рисунке 2.9 отразим результаты анализа рентабельности продаж двух видов продукции – ОСАГО и Страхование имущества за анализируемый период 2007-2009 годов.
Рисунок 2.9 – Динамика изменения рентабельности продаж ОСАГО и СИ за 2007-2009 года
В заключение второй главы дипломной работы можно сделать вывод о том, что ОАО «Страховое общество «Талисман», имея основным видом деятельности – страхование, в анализируемом периоде с 2007 по 2009 года получало прибыль, значение которой под воздействием различных факторов менялось.
Учитывая, что значительную
часть страхового портфеля
улучшение андеррайтинга и создание сбалансированного страхового портфеля;
оптимизации перестраховочной защиты;
инвестирования средств
Основные направления совершенствования страховой деятельности
Пути улучшения финансовых результатов деятельности страховых организаций
В целях улучшения финансовых показателей страховой организации административному и экономическому отделу организации следует сосредоточить внимание на следующих направлениях деятельности:
улучшение андеррайтинга и создание сбалансированного страхового портфеля;
оптимизация перестраховочной защиты;
инвестирование средств
Рассмотрим более подробно данные направления деятельности страховых организаций.
Важность андеррайтинга для страховой компании связана с тем, что это та деятельность, которая позволяет компании взять риск на страхование неубыточной ценой. [17]
Дословно «Underwriting» переводится с английского как «подписание под» чем-либо, под какими-либо условиями. Андеррайтинг, в широком смысле, – есть бизнес-процесс страхования, заключающийся:
в принятии на страхование или отклонение от рисков, присущих данному объекту с целью формирования или корректировки условий страхового покрытия, условий договора страхования и определения страховых тарифов, обеспечивающих заданные значения убыточности по виду страхования и страховому портфелю в целом;
в разработке методических материалов по защите всего или части страхового портфеля;
в разработке и контроле исполнения страхователем рекомендаций по снижению принятых на страхование рисков.
В свою очередь, андеррайтер - это квалифицированный специалист либо специальная организация, действующие от имени страховщика и имеющие от него полномочия принимать на страхование или отклонять предложенные объекты страхования (риски), определять тарифные ставки и конкретные условия договора страхования этих объектов (рисков), исходя из норм страхового права и планируемых финансовых результатов в пределах имеющихся полномочий. Андеррайтинг – это профессиональный вид деятельности в страховании.[24]
Однако во многих российских страховых компаниях продажи и андеррайтинг находятся во фронт-офисе. При этом все разговоры о конфликте между продавцами страховых услуг и андеррайтерами являются отражением того факта, что сотрудники продающих подразделений хотят заключать любые договоры страхования (убыточные и рентабельные), а компании нужны только рентабельные полисы. Страховщикам, если они себя таковыми считают, нужно понять простую истину – с ростом уровня убыточности на страховом рынке возможности для ценового демпинга существенно сокращаются. Именно профессионально выстроенный андеррайтинг позволяет обеспечить рентабельность страховых операций.
Необходимость обособления андеррайтинга диктуется рядом причин:
оценка риска – это основа экономической безопасности СК, поэтому заниматься этим должны full-time сотрудники, для которых андеррайтинг является профессиональным видом деятельности;
необходимо создание гибкой системы «ценообразования» на страховые услуги;
необходим контроль за структурой и убыточностью портфеля по продуктам, каналам продаж и целевым клиентским сегментам.
Бизнес-процесс «андеррайтинг» включает в себя процедуры идентификации объекта страхования, оценки рисков, принятия решения о страховании объекта, определения перечня основных и дополнительных условий договора.
Целью создания профессионального андеррайтинга является увеличение с учетом вероятностных критериев наступления страховых случаев положительной разности между полученной нетто-премией и сделанной страховой выплатой по договорам страхования, заключенным в течение определенного периода времени. [34]
Таким образом, грамотно выстроенный процесс андеррайтинга позволяет создать более сбалансированный страховой портфель, а значит повысить рентабельность страховых продуктов, тем самым увеличить итоговые финансовые результаты.
Следующим инструментом улучшения финансовых показателей деятельности страховых организаций является – перестрахование.
Перестрахование является
Перестрахование – защищает прямого страховщика (цедента) от возможных финансовых потерь, если бы ему пришлось производить выплаты по заключенным договорам страхования, не имея перестраховочного покрытия.
Правовые основы проведения
перестрахования в Российской
Федерации определены в главе
48 Гражданского кодекса
Согласно ст.13 Федерального
закона «Об организации
Законодательством
Процесс передачи риска в перестрахование называется перестраховочной цессией. Перестрахователя, передающего риск, именуют цедентом, а перестраховщика, принимающего риск, - цессионером (цессионарием).