Анализ системы финансирования федеральных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 10:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ системы финансирования федеральных целевых программ и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть сущность и основы формирования федеральных целевых программ;
рассмотреть порядок разработки и реализации федеральных целевых программ;
дать характеристику основным направлениям реализации федеральных целевых программ;
проанализировать современную систему финансирования федеральных целевых программ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6
Федеральные целевые программы, их сущность и содержание………….6
Разработка и реализация федеральных целевых программ……………..14
Финансовое обеспечение федеральных целевых программ…………….24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...28
2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ………………………………………………………………………….28
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральных целевых программ………………………………………………………………………….40
2.3. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения………………………………………………………………………52
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 192.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6

    1. Федеральные целевые программы, их сущность и содержание………….6
    2. Разработка и реализация федеральных целевых программ……………..14
    3. Финансовое обеспечение федеральных целевых программ…………….24

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...28

2.1. Основные  направления реализации федеральных  целевых программ………………………………………………………………………….28

2.2. Анализ  финансового обеспечения федеральных целевых программ………………………………………………………………………….40

2.3. Управление  реализацией целевой программы  и контроль за ходом ее выполнения………………………………………………………………………52

ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ………………………………………………………..60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..79

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….83

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития российской экономики приоритетным направлением является повышение эффективности  государственного управления за счет совершенствования методов распределения  бюджетных средств, планирования ресурсов и получаемых результатов. Важнейшим  инструментом реализации достижения данной задачи являются федеральные целевые  программы как регуляторы экономического стимулирования развития научной и  инновационной сфер.

Опыт экономически развитых стран, в которых отдельные социальные и экономические проблемы решаются посредством государственных программ, свидетельствует о перспективности  программно-целевого метода при решении  ряда долгосрочных социально-экономических  задач. Широкое применение программно-целевых методов позволяет облегчить формирование бюджета, обеспечить преемственность бюджетной и экономической политики в среднесрочной перспективе.

В России уже накоплен опыт использования федеральных целевых программ, в частности в научной и инновационной сферах. Правовой основой их формирования является утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 года № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

В соответствии с этим документом разработаны основные положения, регулирующие проведение федеральных целевых программ. Главным критерием при формировании таких программ является возможность использования полученных результатов в технологическом обновлении экономики, решении социальных проблем, повышении безопасности страны.

Федеральные целевые программы способствуют реализации структурной политики государства, положительно влияют на его социально-экономическое развитие, сфера их применения – крупномасштабные, особо значимые для государства инвестиционные и научно-технические проекты, направленные на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной  власти.

Актуальность темы, выбранной для исследования, объясняется тем, что на сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы призваны помогать в решении стратегических задач развития экономики и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Таким образом, федеральные целевые  программы позволяют конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Целью исследования является анализ системы финансирования федеральных целевых программ и разработка предложений по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • раскрыть сущность и основы формирования федеральных целевых программ;
  • рассмотреть порядок разработки и реализации федеральных целевых программ;
  • дать характеристику основным направлениям реализации федеральных целевых программ;
  • проанализировать современную систему финансирования федеральных целевых программ;
  • выявить пути совершенствования финансового обеспечения федеральных целевых программ.

Объектом исследования в данной дипломной работе является система  финансирования федеральных целевых  программ, предметом исследования –  сущность, формы и методы финансового  обеспечения федеральных целевых  программ.

Теоретическую основу исследования составляют  научные труды отечественных авторов: Александрова И. М., Поляка Г. Б., Швецова Ю. Г., Аристархова М. К., Стовера Г. Р. Научные исследования указанных авторов помогли изучить и объяснить особенности финансового регулирования реализации федеральных целевых программ.

Также было проанализировано федеральное законодательство по вопросам регулирования данной сферы. Использовались материалы научно-практических конференций, периодической печати, статистические и информационно-аналитические данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений, Счетной Палаты РФ и Министерства Финансов РФ.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются понятие, экономическая сущность и основы формирования федеральных целевых программ. Во второй главе проводится анализ современной системы финансирования федеральных целевых программ. Третья глава посвящена методам совершенствования финансового обеспечения федеральных целевых программ.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. 

ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

    1. Федеральные целевые программы, их сущность и содержание

Как показывает отечественный и  мировой опыт, целевые программы  могут служить эффективным инструментом реализации государственной экономической  и социальной политики. Именно такие  методы управления применяются в  странах Европейского Союза, США, и  в Японии для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей.1

В СССР первой масштабной целевой  программой принято считать План государственной комиссии по электрификации России (далее – ГОЭЛРО), разработанный в 1920 году на основе указаний В. И. Ленина.

План ГОЭЛРО – это первая в  истории страны долгосрочная комплексная  программа развития народного хозяйства  огромной державы и повышения  эффективности ее производства. Именно этот план заложил теоретические основы программно-целевого планирования и практически подтвердил его действенность, как института формирования плановых решений и их реализации.

Первый пятилетний план разрабатывался по методическим принципам плана  ГОЭЛРО и предусматривал создание базы черной металлургии, машиностроения, энергетики, добывающих предприятий-комбинатов. Это стало ядром первой пятилетки и получило название «Программа индустриализации». Целевая установка программы намечала создание индустриальной базы, которая превратила бы страну из импортирующей машины и оборудование  в страну, производящую их.

Многолетний опыт разработки и реализации целевых комплексных программ в  Советском Союзе и в нынешней России, позволяет сделать следующие  выводы:

  1. Начиная с первой целевой государственной программы электрификации советской России, ГОЭЛРО, в 20-х гг. и в последующие годы XX в., индустриализация страны и подъем сельского хозяйства стали возможны в такой короткий срок только благодаря программно-целевому планированию и самоотверженному труду народа;
  2. После Великой Отечественной войны восстановление разрушенного народного хозяйства велось с использованием программно-целевого метода планирования и управления. За несколько лет были достроены и пущены в эксплуатацию крупнейшие гидроэлектростанции, заводы и фабрики, развернуто по всей стране жилищное строительство, сельское хозяйство переведено на машинную основу;
  3. В 50-60-х гг. XX в. отчетливо стала проявляться тенденция к формированию комплекса Государственных целевых программ:
  • отраслевого назначения;
  • космически-оборонного;
  • территориально-производственного назначения.2

На новом историческом этапе  развития российского государства  первым законодательным актом по применению программно-целевого метода стало Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 года № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В рамках этого нормативного акта целевая программа представляла собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации (далее – РФ), а также инновационное развитие экономики.3

Целевые программы являются одним  из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных проблем, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы включаются в  государственные программы РФ.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках целевой программы. Деление  целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а  также необходимости рациональной организации их решения.

Подпрограммы и (или) мероприятия  целевых программ не могут дублировать  подпрограммы и основные мероприятия, реализуемые в рамках государственных программ РФ.

Подпрограммы целевой программы  разрабатываются, утверждаются и реализуются  в порядке, принятом для целевых  программ.

Применение долгосрочных целевых  программ (далее – ДЦП) в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой:

  • полномочия по установлению порядка принятия решений о разработке ДЦП,  порядок их формирования и реализации закрепляются за исполнительными органами соответствующего уровня власти;
  • объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных ДЦП (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета;
  • должен утверждаться порядок проведения и критерии оценки эффективности ДЦП;
  • ежегодно должна проводиться оценка эффективности реализации ДЦП, по результатам которой не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.4

Целевая программа состоит из следующих  разделов:

  • характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  • основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;
  • мероприятия целевой программы;
  • обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  • механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;
  • оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Информация о работе Анализ системы финансирования федеральных целевых программ