Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование методики анализа формирования и использования прибыли предприятия. Исходя из поставленной цели, основное внимание было уделено решению следующих задач:
- рассмотреть понятие прибыли как основного показателя финансово-хозяйственной деятельности;
- изучить требования и правила бухгалтерского учета в части формирования прибыли предприятия;
- исследовать методику анализа формирования и распределения прибыли;
- дать технико-экономическую характеристику анализируемого предприятия ООО «Востокспецстрой»;
- ознакомиться с практикой формирования отчета о прибылях и убытках в указанной организации;
- провести факторный анализ прибыли и рентабельности, оценить динамику этих показателей;
- понять, на какие цели используется прибыль;
- разработать мероприятия, которые позволят ООО «Востокспецстрой» повысить прибыльность предприятия.
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 62, 76
- суммы дебиторской
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 50, 52, 58, 62...
- курсовые разницы и другие расходы [15, с. 395].
По окончании месяца расчетным путем (без закрытия субсчетов) на счете 91 определяется финансовый результат путем сопоставления кредитового оборота по субсчету 91-1 с дебетовым оборотом по субсчету 91-2. Полученный результат ежемесячно списывается с субсчета 91-9 на счет 99:
ДЕБЕТ 91-9 КРЕДИТ 99
- получена прибыль;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-2
- получен убыток.
Таким образом, в течение года субсчета 91-1,91-2 счета 91 на отчетную дату имеют сальдо, а синтетический счет 91 — сальдо не имеет.
По окончании отчетного года субсчета 91-1и91-2к счету 91 (кроме субсчета 91-9), списываются на субсчет 91-9:
ДЕБЕТ 91-1 КРЕДИТ 91-9
- списаны прочие доходы;
ДЕБЕТ 91-9 КРЕДИТ 91-2
- списаны прочие расходы.
Учет чрезвычайных доходов и расходов также осуществляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Правильный учет формирования финансовых результатов позволяет верно определить прибыль или убыток от финансово-хозяйственной деятельности организации. Для роста прибыли на предприятии проводится анализ формирования и использования прибыли, рассмотрим его в следующем параграфе.
1.3. Методика анализа формирования и использования прибыли
Анализ формирования, и использования прибыли состоит из следующих этапов:
1) анализируется бухгалтерская прибыль (убыток) по составу в динамике;
2) проводится факторный анализ прибыли (убытка) от продаж;
3) анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и к уплате, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы и т.п.
4) анализируется
и оценивается использование
прибыли на
потребление и накопление;
5) разрабатываются предложения по составлению финансового плана.
Использование чистой прибыли характеризуют следующие показатели:
Коэффициент капитализации
Ккап = (1.5)
где ПК – капитализированная (реинвестированная ) прибыль
ПЧ – чистая прибыль отчетного периода
Коэффициентпотребленияприбыли
Кпотр = = 1 -Ккап (1.6)
где Ппотр – потребляемая часть прибыли
Рекомендуемое значение Кпотр< 0,5
Коэффициент дивидендного выхода
Кдв = (1.7)
где ДА — сумма начисленных дивидендов,
Дивидендный выход является частным случаем потребления прибыли. Если потребленная прибыль представлена только начисленными дивидендами, то показатель Кпотр будет равен показателю Кдв;
Коэффициент устойчивости экономического роста
Куэр = (1.8)
где Ес – собственный капитал (среднее значение)
Коэффициент способности самофинансирования за счет прибыли
Ксс = (1.9)
где ВА - валюта баланса (среднее значение)
Формирование прибыли предприятия происходит путем сложения сумм прибылей от различных хозяйственных операций. Такими операциями являются:
- прибыль от реализации продукции;
- прибыль от прочей реализации;
- внереализационные финансовые результаты.
На величинуприбыли от реализации продукции влияют: объем реализации, структура продукции, цена реализации и себестоимость продукции. Факторами цены реализации являются: качество товарной продукции, рынки ее сбыта, динамика цен, инфляционные процессы.
Прибыль от прочей реализации состоит из прибыли от продажи товарно-материальных ценностей, от реализации продукции подсобных хозяйств, прибыли от реализации основных фондов и нематериальных активов.
Внереализационные финансовые результаты включают в себя: прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи в аренду основных средств и земли, доходы по акциям, облигациям, депозитам, сальдо пеней и штрафов, а также убытки от списания дебиторской задолженности, от стихийных бедствий и другое. Модель формирования прибыли от финансово – хозяйственной деятельности представлена в Приложении 2 [9, с. 396].
Анализ прибыли предприятия может быть выполнен различными методами.
Прибыль от реализации товарной продукции находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции, разработанная А.Д. Шереметом состоит в следующем.
Сначала осуществляется расчет общего изменения прибыли (П) от реализации продукции:
П = -, (1.10)
где, и — прибыль соответственно отчетного и базисного периодов.
Далее рассчитывается влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию () [18 с.229].
= (1.11)
гдеp— цена изделия;
q — количество изделий;
- реализация в
отчетном году в ценах
Следующим этапом рассчитывается влияние на прибыль изменений в объеме продукции (П2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
П2= П0 - П0 = П0 (П0, — 1) (1.12)
где— коэффициент роста объема реализации продукции:
= где - фактическая себестоимость продаж продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода.
С0 — себестоимость базисного периода.
Далее рассчитывается влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции П3):
П3 = П0(К2 - ), (1.13)
где К2— коэффициент роста объема продаж в оценке по отпускным ценам:
К2 = (1.14)
где— реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
— реализация в базисном периоде.
Далее оценивается влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (П4):
П4= (1.15)
где- себестоимость продаж продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода,
- фактическая
себестоимость проданной
На последнем этапе осуществляется расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (П5):
П5= С0К2 - (1.16)
Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (∆П):
i(1.17)
где Пi– влияние i-ого фактора;
n - количество факторов.
Следующий метод факторного анализа – метод цепных постановок.
Побщ= Пф – Ппл;
Пусл1= Кф (Цпл – Впл) – Апл;
Пусл2= Кф (Цф – Впл) – Апл;
Пусл3= Кф (Цф – Вф) – Апл;
где К – количество проданной продукции
Ц – цена реализации
В – удельные переменные затраты
А – сумма постоянных затрат.
Изменение прибыли за счет факторов:
- объема продаж:
Пк= Пусл 1 - Ппл; (1.19)
- цены реализации:
Пц= Пусл 2 – Пусл 1; (1.20)
- удельных переменных затрат:
Пв= Пусл 3 – Пусл 2;
- суммы постоянных затрат:
ПА = Пф–Пусл 3. (1.22)
При факторном анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию в расчет включают структуру реализованной продукции, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.
На величину прибыли предприятия оказывают влияние различные факторы. По сути это все факторы финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Воздействие их на прибыль предприятия можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа.
1. Расчет влияния фактора «Выручка от продаж».
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части: влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция; влияние на прибыль изменения количества проданной продукции. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна
Всц= (1.23)
где Всц– выручка от продажи в сопоставимых ценах
Вот – выручка от продажи в отчетном периоде
Прирост выручки от продажи в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет роста цен составит
Вц = Вот -Всц (1.24)
Прирост выручки за счет снижения количества реализуемой продукции составит
ВQ = Всц- В б
1.1. Расчет влияния фактора «цена».
Для определения влияния изменения цены на изменение прибыли от продаж необходимо сделать следующий расчет:
ц= (1.26)
= 100% (1.27)
где - рентабельность продаж в базисном периоде
Ппр.б. – прибыль от продажи в базисном периоде
Вб – выручка в базисном периоде.
1.2.Расчет влияния фактора « количество проданной продукции».
Влияние на сумму прибыли от продаж изменения количества проданной продукции (к) рассчитывается следующим образом:
к = (1.28)
2. Расчет влияния фактора «себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
ПС = (1.29)
где , - доля себестоимости в выручке в отчетном и базисном периодах, в %.
3. Расчет влияния фактора «коммерческие расходы».
Для расчета влияния данного фактора на прибыль используется следующая формула:
ПКР = (1.30)
где - доля коммерческих расходов в выручке в отчетном и базисном периодах, %.
4. Расчет влияния фактора «управленческие расходы».
Для расчета влияния данного фактора на прибыль используется аналогичная формула:
ПУР = (1.31)
где , - доля управленческих расходов в выручке в отчетном и базисном периодах, в %.
Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность, которая характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
В условиях рыночной экономики существуют следующие показатели рентабельности:
1) рентабельность продаж (коммерческая маржа) — характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах.
Rпродаж = Пч/ Vрп 100% (1.32)
где Пч – чистая прибыль
Vрп – объем реализованной продукции, работ, услуг.
2) рентабельность капитала характ
Основными показателями рентабельности капитала являются:
- рентабельность активов (имущества);
- рентабельность текущих активов;
- рентабельность инвестиций;
- рентабельность собственного капитала.
Rимущества = (1.33)
Данный показатель отражает, сколько единиц прибыли получено с единицы стоимости активов независимо от источника привлечения средств.
Под прибылью в распоряжении предприятия понимают прибыль, остающуюся после оплаты налогов и погашения расходов, относимых на чистую прибыль.
Rтекущих активов = (1.34)
Данный показатель служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе
Rск = (1.35)
Данный показатель характеризует величину прибыли на один рубль собственных средств. Коэффициент рентабельности собственного капитала играет важную роль при оценке уровня котировки акций на бирже [10, с.511].
Информация о работе Анализ формирования и использования прибыли на примере ООО «Востокспецстрой»