Анализ формирования и использования прибыли на примере ООО «Востокспецстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование методики анализа формирования и использования прибыли предприятия. Исходя из поставленной цели, основное внимание было уделено решению следующих задач:
- рассмотреть понятие прибыли как основного показателя финансово-хозяйственной деятельности;
- изучить требования и правила бухгалтерского учета в части формирования прибыли предприятия;
- исследовать методику анализа формирования и распределения прибыли;
- дать технико-экономическую характеристику анализируемого предприятия ООО «Востокспецстрой»;
- ознакомиться с практикой формирования отчета о прибылях и убытках в указанной организации;
- провести факторный анализ прибыли и рентабельности, оценить динамику этих показателей;
- понять, на какие цели используется прибыль;
- разработать мероприятия, которые позволят ООО «Востокспецстрой» повысить прибыльность предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

все вместе - переделанное.docx

— 222.64 Кб (Скачать файл)

Продолжение табл. 2.10

 

Показатели

2009

год

2010

год

2011

год

Абс. изменение, тыс. руб.

Относит.

 изм., %

2010/

2009

2011/ 2010

2010/

2009

2011/ 2010

3.Управленч. расходы, тыс. руб.

-

-

781

-

781

-

-

4.Прибыль от продаж, тыс. руб.

507

259

88

-248

-171

-49

-66

5.Индекс цен

1

1,088

1,061

0,088

-0,027

8,8

-2,5

6.Объем реализации в  сопоставимых ценах (п.1/п.5), тыс. руб.

13754

9467

1640

-4287

-7827

-31,17

-82,68

7. Себестоимость в сопоставимых  ценах (п. 2/п.5), тыс. руб.

13247

9229

821

-4018

-8408

-30

-91


 

За индекс цен были взяты индексы потребительских цен (инфляции), которые по данным Росстата в 2010 и 2011 году составили соответственно 1,088 и 1,061.

Для определения влияния объема реализации на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода на изменение объема продаж в сопоставимых ценах:

- в 2010 году:

507 тыс. руб.*(-0,3117)=-158,03 тыс. руб.

- в 2011 году:

259 тыс. руб.*(-0,8268) = - 214,14 тыс. руб.

Влияние ассортимента продаж на величину прибыли определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости предыдущего периода, с прибылью предыдущего периода, пересчитанной на изменение объема реализации. Изменение объема продаж составило в 2010 году -31,17 %, в 2011  -82,68 %, следовательно,  фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости, равна:

- в 2010 году:

13247 тыс. руб. - 13247 тыс. руб.*0,3117 = 9117,91 тыс. руб.

- в 2011 году:

10041 тыс. руб. - 10041 тыс. руб.*0,8268 = 1739,10 тыс. руб.

Прибыль (убыток) отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базового периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- в 2010 году:

9467 тыс. руб. – 9117,91 тыс. руб.=349,09 тыс. руб.

- в 2011 году:

1640 тыс. руб. – 1739,10 тыс. руб. = - 99,10 тыс. руб.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

- в 2010 году:

349,09 тыс. руб.- (507 тыс. руб. -507 тыс. руб. *0,3117) = 0,1219 тыс. руб.

- в 2011 году:

- 99,10 тыс. руб. – (259 тыс. руб.-259 тыс. руб.*0,8268) = -143,9588 тыс. руб.

Влияние себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя реализации продукции отчетного периода с затратами предыдущего периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

- в 2010 году:

10041 тыс. руб. - 9117,91 тыс. руб. = 923,09 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, значит, прибыль от продаж снизилась на ту же сумму.

- в 2011 году:

871 тыс. руб. - 1739,10 тыс. руб. = - 868,10 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции снизилась, значит, прибыль от продаж увеличилась на ту же сумму.

Влияние увеличения управленческих расходов на прибыль компании в 2011 году определим путем сопоставления их величины в отчетном и предыдущем периодах: за счет роста управленческих расходов прибыль сократилась на 781 тыс. руб.

Для определения влияния цен реализации  на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и предыдущего периода:

- в 2010 году:

10300 тыс. руб. - 9467 тыс. руб. = 833 тыс. руб.

- в 2011 году:

1740 тыс. руб. - 1640 тыс. руб. = 100 тыс. руб.

Обобщим произведенные расчеты в табл.2.11.

Таблица 2.11

Влияние факторов на прибыль от продаж

Фактор

2010

2011

Объем продаж

-158,03

-214,14

Структура ассортимента выполненных работ

0,1219

-143,9588

Себестоимость

-923,09

868,10

Управленческие расходы

-

-781

Цены реализации

833

100

Общее влияние факторов

-247,9981

-170,9988


 

Таким образом, в 2010 году сильное отрицательное влияние на сумму прибыли от продаж оказал рост себестоимости, а также снижение объема продаж. Это воздействие было частично компенсировано повышением реализационных цен, однако по сравнению с предыдущим периодом прибыль все равно оказалась меньше на 248 тыс. руб. В 2011 году отрицательно сказались на прибыли снижение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте работ (то есть в составе выполненных работ увеличилась доля работ с меньшим уровнем доходности). Тем не менее, предприятию удалось сократить себестоимость, поэтому абсолютное уменьшение прибыли от продаж оказалось меньше, чем в 2010 году и составило 171 тыс. руб.

Поскольку ООО «Востокнефтезаводмонтаж», начиная с 2011 года, стало использовать в учете затрат систему «директ-костинг», становится возможным применение маржинального подхода к анализу прибыли.Необходимо отметить, что в ремонтно-строительной отрасли его применение затрудняется в связи с тем, что анализ безубыточности основан на допущении  существования только одного или нескольких видов продукции, да и само деление затрат на постоянные и переменные весьма условно. Тем не менее, рассмотрим результаты маржинального анализав отчете о финансовых результатах предприятия(табл. 2.12).

Таблица 2.12

Отчет о доходах и расходах за 2011 год

Показатель

Значение

1.Выручка, тыс. руб.

1740

2.Переменные затраты, тыс. руб.

871

3.Маржинальный доход (п.1-п.2), тыс. руб.

869

4.Постоянные расходы, тыс. руб.

781

5.Прибыль от продаж, тыс. руб.

88

6.Критический объем реализации  (п.2+п.4), тыс. руб.

1652

7.Запас финансовой прочности (п.1-п.6)/п.1, %

5,06

8. Доля постоянных расходов  в их общей величине, %

47


 

Критический объем реализации (точка безубыточности) показывает величину выручки, при которой предприятие не получит ни прибыли, ни убытка. Выручка в объеме 1652 тыс. руб. позволяет предприятию полностью покрыть затраты, а превышение этой величины приводит к получению прибыли.Критический объем реализации в отчетном 2011 году достигнут и даже превышен.Поэтому рассчитан показатель  запаса финансовой прочности, который составил 5,06 %. Он показывает, что при снижении выручки на 5,06 % предприятие сможет избежать убытка. Показатель довольно низкий, что говорит о высоком риске ведения дела.

Управление прибылью от продаж тесно связано с понятием левериджа, который трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей. Эффект операционного (производственного)левериджазаключается в том, что любое изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли от продаж. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат. Его воздействие тем выше, чем выше доля постоянных расходов в общей величине затрат, а также чем ближе предприятие к критическому объему реализации. Эффект производственного левериджаLпррассчитывается как отношение  темпов изменения прибыли от продаж к темпам изменения выручки от продаж. Измеряется в разах.В 2011 году эффект операционного левериджа равен:

Lпр = 34 % / 17 % = 2 раза

По сути, он представляет собой коэффициент эластичности, то есть показывает, что при изменении выручки на 1 % прибыль от продаж изменится на 2%.ООО «Востокспецстрой» имеет высокий уровень производственного левериджа, что говорит о большой степени делового риска предприятия. Необходимо стремится к сокращению операционного левериджа путем сокращения постоянных расходов.

Управление формированием прибыли предполагает также определение рационального сочетания собственных и заемных источников финансирования. Зависимость между прибылью и структурой капитала характеризуется показателем финансового рычага. Эффект финансового рычагаLф показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств и рассчитывается по формуле:

Lф = (1-Нп)*(Ра – Цзк)*ЗК/СК  (2.4)

где Нп – ставка налога на прибыль, в долях единицы;

Ра–рентабельность активов по прибыли от продаж;

Цзк – средневзвешенная цена заемного капитала;

ЗК – среднегодовая стоимость заемного капитала;

СК – среднегодовая стоимость собственного капитала;

ЗК/СК – плечо финансового рычага.

Показатель (Ра – Цзк) называют дифференциалом финансового рычага. Он является условием возникновения эффекта финансового рычага. Цена заемного капиталаЦзк определяется как отношение суммы процентов по всем займам и кредитам за анализируемый период к общей сумме привлеченных займов и кредитов в анализируемом периоде. Предприятием был привлечен только один краткосрочный кредит на сумму 1680 тыс. руб., по которому были начислены проценты в размере 293 тыс. руб. Соответственно, Цзк составит:

293 тыс. руб. / 1680 тыс. руб. = 0,174

Финансовый рычаг мультиплицирует эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага вызывает еще больший прирост его эффекта и рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового рычага приводит к еще большему снижению его эффекта и рентабельности собственного капитала. Рассчитаем указанные показатели ООО «Востокспецстрой» в 2011 году (табл. 2.13).

Таблица2.13

Расчет эффекта финансового рычага

Показатель

Условное обозначение

Значение

Ставка налога на прибыль

Нп

0,2

Рентабельность активов по прибыли от продаж

Ра

0,039

Средневзвешенная цена заемного капитала

Цзк

0,174

Среднегодовая стоимость заемного капитала

ЗК

2258

Среднегодовая стоимость собственного капитала

СК

260,5

Плечо финансового рычага

ЗК/СК

8,67

Эффект финансового рычага

-0,936


 

Отрицательное значение эффекта финансового рычага связано с тем, что доходность совокупного капитала Ра ниже стоимости заемных средств Цзк и свидетельствует о том, что дальнейшее наращиваниезаемного капиталаприведет к получению убытков. Высокий показатель финансового рычага усиливает негативное воздействие на величину рентабельности собственного капитала. Таким образом, ООО «Востокспецстрой» необходимо стремится к сокращению заемных средств.

Помимо проведения факторного анализа прибыли и рентабельности, необходимо также рассчитать ряд коэффициентов, характеризующих использование чистой прибыли предприятия (табл. 2.14).

 

Таблица 2.14

Показатели использования чистой прибыли

Показатель

2009

2010

2011

Изменения (+,-)

2010/2009

2010/2009

Коэффициент капитализации прибыли

1

1

1

0

0

Коэффициент устойчивости экономического роста

1,17

-0,32

0,05

-1,49

0,37

Коэффициент способности самофинансирования за счет прибыли

0,09

-0,02

0,01

-0,11

0,03

Информация о работе Анализ формирования и использования прибыли на примере ООО «Востокспецстрой»