Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетирования, а также увеличение доходной части бюджета за счет развития нового программного продукта.
Для достижения целей в курсовой работе выделены следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности бюджетирования в организации;
- провести анализ системы бюджетирования в ООО «Ренессанс страхование»;
- на основе исследуемого материала собрать и сформулировать возможные пути совершенствования системы бюджетирования и среди них выделить те, которые могут быть рекомендованы к внедрению в ООО «Ренессанс страхование».
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы бюджетирования 5
1.1Преимущества бюджетирования 5
1.2Бюджетный процесс 9
1.3Основные виды бюджетов 11
Глава 2.Теоретические основы бюджетирования в организации ООО «Ренессанс страхование» 15
2.1Общая характеристика ООО «Ренессанс Страхование» 15
2.2Анализ финансово–экономических показателей ООО «Ренессанс Страхование» 21
2.3Недостатки существующей системы бюджетирования ООО «Ренессанс Страхование» 29
Глава3.Развитие нового программного продукта в ООО «Ренессанс страхование» 36
3.1Обоснование необходимости развития нового программного продукта 36
3.2Анализ эффективности нового программного продукта 39
Заключение 49
Список литературы 52
Плановые значения показателей финансово-хозяйственной деятельности содержатся в бюджетах, фактические их значения – в отчетах об исполнении бюджетов, которые формируются в учетной системе предприятия.
Итак, проведем план-факторный анализ бюджетов ООО «Ренессанс Страхование», используя данные отчетности за 2012 год. Анализ будем проводить по данным за год, а не по кварталам.
Сравнение плановых и фактических показателей бюджета продаж приведены в таблице 8.
Таблица 8. План-факторный анализ бюджета продаж по новому страховому продукту ООО «Ренессанс Страхование» за 2012 год
Показатель |
2012 |
2012 |
Отклонение, тыс. руб. |
Выполнение плана, % |
(план) |
(факт) | |||
Продажи страховых полисов, шт. |
15000 |
13560 |
-1440 |
90,40 |
Цена, руб./шт. |
15450 |
15700 |
250 |
101,62 |
Выручка, млн. руб.: |
231,75 |
212,89 |
-18,86 |
91,86 |
Таким образом, из таблицы 8 видно, что план по выручке, полученной от реализации страховых полисов, не был выполнен на 100 % в 2012 году. При этом произошло недовыполнение бюджета продаж, в то время как цена на страховой продукт оказалась выше, чем прогнозировалось.
Проанализируем бюджет издержек обращения.
Таблица 9. План-фактовый анализ бюджета издержек обращения по ООО «Ренессанс Страхование» за 2012 год
Показатель |
2012 |
2012 |
Отклонение (+,-) |
Выполнение плана, % |
(план) |
(факт) | |||
Плановые продажи |
231,75 |
212,89 |
-18,86 |
91,86 |
Коммерческие расходы (без НДС) всего |
158,61 |
165 |
6,39 |
104,03 |
Реклама |
1,16 |
1,17 |
0,01 |
100,97 |
Исследование рынка |
0,20 |
0,19 |
-0,01 |
95,00 |
Командировочные расходы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
100,00 |
Расходы на обучение персонала |
0,80 |
0,80 |
0,00 |
100,00 |
Представительские расходы |
0,23 |
0,23 |
0,00 |
100,00 |
Прочие расходы |
0,25 |
0,25 |
0,00 |
100,00 |
Из табл. 9 видно, что большинство расходов, составляющих издержки обращения, совпали с плановыми. Среди таких составляющих можно назвать следующие: командировочные расходы, расходы на обучение персонала, представительские, прочие расходы. В то же время расходы на исследование рынка оказались меньше запланированных. План по расходам на рекламу оказался превышен. В целом же издержки обращения оказались выше запланированных на 4,03%, что является неблагоприятным моментом в деятельности организации. В то же время данное несовпадение можно объяснить непопулярностью данного вида страхования и недостаточной его разрекламирванностью. Из этого можно сделать вывод, что затраты были не слишком эффективны, либо план неточен.
Рассмотрим выполнение бюджета затрат на заработную плату.
Таблица 10. План-фактовый анализ бюджета затрат на заработную плату по ООО «Ренессанс Страхование» за 2012 год
Показатели |
2012 (план) |
2012 (факт) |
Отклонение (+, -) |
Выполнение плана, % |
Объем товарооборота, шт. |
15000,00 |
13560,00 |
-1440,00 |
90,40 |
Зарплата на единицу товара, руб./шт.: |
6983,40 |
7415,19 |
431,79 |
106,18 |
Зарплата, всего, тыс. руб.: |
104,75 |
100,55 |
-4,20 |
95,99 |
Из табл. 10 видно, что затраты на заработную плату оказались несколько ниже запланированных показателей, связано это с тем, что было продано меньше товара, а значит понадобилось меньше затраты труда.
В целом же по результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что большинство показателей спрогнозированы достаточно правильно, хотя некоторые прогнозируемые параметры, характеризующие эффективность деятельности ООО «Ренессанс Страхование», так и не были достигнуты.
В курсовой работе была рассмотрена проблема бюджетирования нового программного продукта. Объектом исследования выступала страховая компания ООО «Ренессанс Страхование», занимающаяся страховой деятельностью.
В результате выполнения данной работы можно сделать ряд выводов.
Во-первых, бюджетирование – финансовое планирование, необходимое для эффективного управления предприятием. Бюджетирование предполагает разработку планов-бюджетов, позволяющих спрогнозировать показатели деятельности предприятия как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. При этом необходима постоянная увязка как текущих (краткосрочных), так и стратегических (долгосрочных) бюджетов.
Во-вторых, бюджетирование имеет свои отраслевые особенности. Одновременно, оно зависит от множества факторов, присущих конкретной организации. Поэтому предприятию необходимо зачастую не просто выбрать одну из существующих моделей бюджетирования, но еще и приспособить ее к специфике своей организации.
В-третьих, система бюджетирования может быть рациональна и эффективна только в том случае, если разрабатывается целая совокупность бюджетов, дополняющих друг друга. Только так возможно планирование общей ситуации на предприятии в бюджетном периоде.
Рассмотренная в курсовой работе организация ООО «Ренессанс Страхование» — крупнейшая в России страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.
Финансовый анализ показал, что страховщик считается платежеспособным, то есть финансово устойчивым. Но в то же время текущая ликвидность не имеет постоянной тенденции к увеличению, а перспективная ликвидность отрицательна и продолжает снижаться.
Такая ситуация представляет
проблему для страховой организации.
Для продолжения успешной деятельности
организации необходимо срочно повышать
перспективную ликвидность. Низкая
перспективная ликвидность
В настоящий момент в ООО «Ренессанс Страхование» существует система бюджетирования. Как и во многих страховых организациях, составляются бюджет продаж, бюджет административно-управленческих расходов. Указанные бюджеты позволяют эффективно планировать различные показатели деятельности данного предприятия. В то же время план-факт анализ показывает, что запланированные значения далеко не всегда совпадают с фактическими, а значит система бюджетирования требует некоторых преобразований.
Проведенный анализ показал ряд недостатков в системе бюджетирования. Специфические особенности механизма функционирования и управления компанией, привлечение различных по своей природе финансовых ресурсов, специфика видов деятельности требует разработки специальных методических рекомендаций по бюджетному управлению с учетом характерных особенностей данной отрасли.
Следует подчеркнуть важность
сочетания практического
Опять же встаёт вопрос о том, как это сделать. Возможны несколько путей.
Первый вариант заключается в персонификации ответственности отдельных лиц за исполнение конкретных статей бюджета. На этом основан принцип организации бюджетирования по центрам финансовой ответственности, описанным в работе.
Второй путь – поощрение
за исполнение планов, что порождает
естественную «конкуренцию» между
отдельными подразделениями и «
Но, как известно, в мире нет ничего совершенного и в любом случае конечное решение за руководителем. От его выбора и компетентности зависит то, как надёжна и эффективна будет система бюджетирования, внедряемая или реорганизуемая на предприятии, и в целом, развитие бизнеса.
Таким образом, бюджетирование — это всегда простор для творчества, поскольку каждая организация, любая большая и малая фирма уникальны и неповторимы. А значит, и системы внутрифирменного бюджетирования в них могут быть неповторимыми и уникальными.