Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:59, реферат
Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.
Введение
1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности
2. Проблемы экономической безопасности РФ
2.1 Пути интеграции России в мировую экономику
2.2 Виды угроз экономической безопасности России
3. Пути повышения экономической безопасности РФ
Заключение
Литература
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Экономика»
по теме: «Экономическая
безопасность Российской Федерации»
Содержание
Введение
1. Экономическая
безопасность как вид
2. Проблемы экономической
безопасности РФ
2.1 Пути интеграции
России в мировую экономику
2.2 Виды угроз экономической
безопасности России
3. Пути повышения
экономической безопасности РФ
Заключение
Литература
Введение
Вторая половина
90-х годов XX в. ознаменована возрождением
внимания государственных структур
и общественности к проблемам
национальной безопасности страны. Формирование
социально-ориентированной рыночной экономики
обусловило необходимость разработки
и утверждения основных понятий в системе
национальной безопасности.
Современное реформирование
правовых и экономических основ
российского государства не может
не учитывать интересы национальной
безопасности. Особую остроту приобретает
эта проблема в условиях усиливающейся
глобализации и в связи с активным
включением России в международные
политические и экономические процессы.
Внешнеэкономические аспекты
На современном
этапе экономическая
В период с 1996 года по
2005 год проведены научные
В работе рассмотрены
общие проблемы экономической безопасности
России, связанные с ее деятельностью
в системе международных
1. Экономическая
безопасность как вид
Признаками государства
являются[1]:
·
наличие особой системы органов
и учреждений, осуществляющих функции
государственной власти;
·
право, закрепляющее определенную систему
норм, санкционированных
·
определенная территория, на которую
распространяется юрисдикция государства
и на которой проживает ее население.
Жизнь и деятельность
народа, государства развертываются
в различных сферах, и в каждой
из них возможно действие неблагоприятных
факторов, опасностей и угроз, нарушающих
нормальную жизнь человека, общества
и государства. В содержательном
плане выделяются следующие виды
(сферы) его деятельности: экономическая,
социальная, политическая, военная, экологическая,
правовая, технологическая, культурная,
интеллектуальная, информационная, демографическая,
психологическая и многие другие.
Государство защищает
свои интересы, свою территорию, свое население
от внешних и внутренних угроз.
Угрозу безопасности
государства можно
Существуют следующие
виды государственной безопасности[
·
геополитическая безопасность;
Геополитическая безопасность
– это гарантированная
·
политическая безопасность;
Каждое государство
заинтересовано в наличии стабильной
внутренней политической обстановки,
в создании внутригосударственного
климата, способствующего нормальному
развитию всех сфер деятельности общества
и личности. Политическая безопасность
– это состояние защищенности
геополитической жизни страны. Цель
политической безопасности определяется
типом государства. Сущность политической
безопасности определяется возможностью
проводить независимую внешнюю
и внутреннюю политику и решать вопросы
государственного устройства.
·
военная безопасность;
Военная безопасность
– это способность защитить суверенитет,
территориальную целостность и
население страны от внутренних и
внешних угроз. Военная безопасность
включает в себя следующие сферы:
государственные границы, вооруженные
силы, сдерживание, военное образование,
военная наука и военная
·
экономическая безопасность.
Проблемы национальной
экономической безопасности все
чаще становятся предметом изучения
представителей различных наук. Ученые
предлагают собственные дефиниции,
определяют сущностные признаки этого
сложного общественного явления, раскрывают
возникающие социальные связи между
смежными понятиями и явлениями.
Однако в рассматриваемой сфере
еще много «темных пятен». До сих
пор нет единства мнений среди
исследователей данной проблемы по определению
основных понятий, что порождает
на практике значительные трудности
в применении законодательства об экономической
безопасности. Поэтому начинать надо
с разработки понятийного аппарата.
Легальное определение
понятия «экономическая безопасность»
можно обнаружить в Федеральном
законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности».
В соответствии со ст.2 названного Закона
экономическая безопасность представляет
собой состояние экономики, обеспечивающее
достаточный уровень
Поэтому в сжатом
(концентрированном) виде можно сказать,
что национальная экономическая
безопасность есть состояние защищенности
основных национальных экономических
интересов от внутренних и внешних
угроз[4].
Важно подчеркнуть,
что такие понятия как «
Экономическая безопасность
характеризуется уровнем
Объектами экономической
безопасности являются:
·
экономическая система страны: производители
и продавцы продукции, работ и
услуг;
·
природные богатства страны –
сельскохозяйственные угодья, леса, реки,
озера, моря, шельф, полезные ископаемые.
Субъекты экономической
безопасности – это:
·
функциональные и отраслевые министерства
и ведомства;
·
налоговые и таможенные службы;
·
банки, биржи, фонды и страховые
компании;
·
производители и продавцы продукции,
работ и услуг;
·
общества защиты прав потребителей.
В России доктрина экономической
безопасности одобрена и введена
Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г.
№ 608 «Государственная стратегия экономической
безопасности Российской Федерации (Основные
положения)». Во исполнение положений
данного Указа 27 декабря 1996г. было принято
Постановление Правительства РФ
№ 1569 «О первоочередных мерах по реализации
Государственной стратегии
Для понимания сущности
угроз экономической
Некоторые ученые делят
мировое сообщество на две части[5]:
привилегированные и
Другие ученые делят
страны на три группы: страны «золотого
миллиарда», новые индустриальные страны,
закрепившиеся на периферии развитого
мира (Китай, Индия, большинство «азиатских
тигров», часть стран Латинской
Америки, бывшие социалистические страны,
большинство нефтедобывающих
Особенность такого
разделения стран в том, что конкуренция
между указанными группами государств
практически невозможна, «вертикальные»
перемещения наверх чрезвычайно
затруднены, в то время как конкуренция
внутри каждой из групп приобретает
все более жесткий характер.
Место России по общим
экономическим показателям
2. Проблемы экономической
безопасности РФ
2.1 Пути интеграции
России в мировую экономику
Можно согласиться
с оценками известного американского
экономиста Туроу в том, что «сегодня
Россия находится на полпути между
рыночной и плановой экономикой, причем
ни одна из них не работает[7]».
Экономический результат
реформирования – падение доли России
в мировом ВВП до 2,4% и переход
с 3-го места, которое занимала Россия
в составе СССР (после США и
Японии и делила его с ФРГ) на 15-е.
До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился
удельный вес России и в мировом
экспорте по сравнению с доперестроечным
периодом.
В результате на мировых
рынках наукоемкой продукции гражданского
характера доля российских изделий
составляет 1%. Для сравнения: на долю
США приходится 36%, Японии – 30% этих
рынков. Особенно опасно отставание в
таких отраслях, как информатика,
электроника, связь, которое сложилось
еще в прошлые десятилетия, в
том числе из-за существовавшего
разрыва между гражданским и
военно-промышленным секторами экономики.
Информация о работе Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности РФ