Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Краткое описание

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

Содержание

Введение
1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности
2. Проблемы экономической безопасности РФ
2.1 Пути интеграции России в мировую экономику
2.2 Виды угроз экономической безопасности России
3. Пути повышения экономической безопасности РФ
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

34.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по курсу «Экономика» 

по теме: «Экономическая безопасность Российской Федерации» 

Содержание 

Введение 

1. Экономическая  безопасность как вид государственной  безопасности 

2. Проблемы экономической  безопасности РФ 

2.1 Пути интеграции  России в мировую экономику 

2.2 Виды угроз экономической  безопасности России 

3. Пути повышения  экономической безопасности РФ 

Заключение 

Литература 
 

Введение 

Вторая половина 90-х годов XX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам  национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности. 

Современное реформирование правовых и экономических основ  российского государства не может  не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает  эта проблема в условиях усиливающейся  глобализации и в связи с активным включением России в международные  политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей  составной частью системы экономической  безопасности государства. Чем более  экономически развита страна, чем  большими экономическими ресурсами  она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных  угроз. 

На современном  этапе экономическая безопасность является гарантией независимости  страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической  политики и создает условие для  стабильности и достижения успеха в  условиях глобализации мирового хозяйства. 

В период с 1996 года по 2005 год проведены научные исследования и опубликован ряд научных  работ, коллективных монографий по этой проблематике Сенчагова В.К., Олейникова Е.А., Грунина О., Гусева Г. и др. Во многих вузах страны введены в  учебный процесс и преподаются  специальные курсы по национальной безопасности и различным ее аспектам. Актуальность проблематики проблем  экономической безопасности нашла  свое отражение в работе всероссийских  и международных научно-практических конференций. 

В работе рассмотрены  общие проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью  в системе международных экономических  связей. 

1. Экономическая  безопасность как вид государственной  безопасности 

Признаками государства  являются[1]: 

·        наличие особой системы органов  и учреждений, осуществляющих функции  государственной власти; 

·        право, закрепляющее определенную систему  норм, санкционированных государством; 

·        определенная территория, на которую  распространяется юрисдикция государства  и на которой проживает ее население. 

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных  факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие. 

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население  от внешних и внутренних угроз. 

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию  государства, его политической и  экономической независимости[2]. 

Существуют следующие  виды государственной безопасности[3]: 

·        геополитическая безопасность; 

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими  мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов. 

·        политическая безопасность; 

Каждое государство  заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному  развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю  и внутреннюю политику и решать вопросы  государственного устройства. 

·        военная безопасность; 

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и  население страны от внутренних и  внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные  силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность. 

·        экономическая безопасность. 

Проблемы национальной экономической безопасности все  чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого  сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между  смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере  еще много «темных пятен». До сих  пор нет единства мнений среди  исследователей данной проблемы по определению  основных понятий, что порождает  на практике значительные трудности  в применении законодательства об экономической  безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата. 

Легальное определение  понятия «экономическая безопасность»  можно обнаружить в Федеральном  законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования  и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость  ее экономических интересов по отношению  к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный  признак экономической безопасности. 

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая  безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических  интересов от внутренних и внешних  угроз[4]. 

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют  экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов  понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга. 

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических  отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной  рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей. 

Объектами экономической  безопасности являются: 

·        экономическая система страны: производители  и продавцы продукции, работ и  услуг; 

·        природные богатства страны –  сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые. 

Субъекты экономической  безопасности – это: 

·        функциональные и отраслевые министерства и ведомства; 

·        налоговые и таможенные службы; 

·        банки, биржи, фонды и страховые  компании; 

·        производители и продавцы продукции, работ и услуг; 

·        общества защиты прав потребителей. 

В России доктрина экономической  безопасности одобрена и введена  Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической  безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений  данного Указа 27 декабря 1996г. было принято  Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической  безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной  стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической  безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния  экономики, отвечающие требованиям  экономической безопасности, описаны  механизмы и меры экономической  политики, направленные на обеспечение  экономической безопасности. Как  отмечено в Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением  промышленно развитых стран, крупных  иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. 

Для понимания сущности угроз экономической безопасности России рассмотрим структуру современного мирового сообщества. 

Некоторые ученые делят  мировое сообщество на две части[5]: привилегированные и примыкающие  к ним богатые развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты, Сингапур и  некоторые другие) с населением около 1млрд. человек («золотой миллиард») и  остальные непривилегированные  страны, население которых к 2000 году превысило 5 млрд. человек. В 1994 году на 1 млрд. населения богатых стран  приходилось 70% мирового совокупного  общественного продукта, а на остальные 4,6 млрд. человек – 30%. 

Другие ученые делят  страны на три группы: страны «золотого  миллиарда», новые индустриальные страны, закрепившиеся на периферии развитого  мира (Китай, Индия, большинство «азиатских тигров», часть стран Латинской  Америки, бывшие социалистические страны, большинство нефтедобывающих государств), и, наконец, третья группа так называемых «падающих» государств (значительная часть стран Американского континента и Азии, а также бывшего СССР)[6]. 

Особенность такого разделения стран в том, что конкуренция  между указанными группами государств практически невозможна, «вертикальные» перемещения наверх чрезвычайно  затруднены, в то время как конкуренция  внутри каждой из групп приобретает  все более жесткий характер. 

Место России по общим  экономическим показателям можно  определить на нижней границе второй группы государств. Реальность угрозы закрепления на этой границе и  возможного дальнейшего ослабления позиций основана на структурном регрессе экономики России как основной тенденции прошедшего десятилетия. 

2. Проблемы экономической  безопасности РФ 

  

2.1 Пути интеграции  России в мировую экономику 

Можно согласиться  с оценками известного американского  экономиста Туроу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между  рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает[7]». 

Экономический результат  реформирования – падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход  с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и  Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом  экспорте по сравнению с доперестроечным  периодом. 

В результате на мировых  рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий  составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии – 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в  таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось  еще в прошлые десятилетия, в  том числе из-за существовавшего  разрыва между гражданским и  военно-промышленным секторами экономики. 

Информация о работе Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности РФ