Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 04:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — на основании литературных источников изучить деятельность коммерческих банков и их роль в Республике Беларусь
Были поставлены следующие задачи:
— изучить виды и функции коммерческих банков;
— рассмотреть деятельность коммерческих банков;
— изучить роль коммерческих банков в Республике Беларусь.
Курсовая работа: 47 с., 4 диаграммы, 22 источника.
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
Объект исследования — коммерческие банки и их деятельность.
Цель данной курсовой работы — на основании литературных источников изучить деятельность коммерческих банков и их роль в Республике Беларусь
Были поставлены следующие задачи:
— изучить виды и функции коммерческих банков;
— рассмотреть деятельность коммерческих банков;
— изучить роль коммерческих банков в Республике Беларусь.
В процессе анализа были
использованы экономико-
Автор работы подтверждает, что в приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Банки одно из центральных звеньев в системе рыночного механизма. Развитие их деятельности необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом. Надежность коммерческих банков всегда была предметом беспокойства для акционеров, вкладчиков, органов регулирования банковской системы и контроля. Банковское банкротство оказывает более неблагоприятное воздействие на экономику, чем банкротство других типов предприятий. Этим обуславливается актуальность выбранной темы в настоящее время.
Целью написания контрольной работы является изучение коммерческого банка как экономического субъекта посредством изучения теоретического материала, нормативно-правовых и законодательных актов, действующих на территории Республики Беларусь.
Основными задачами исследования являются:
Изложенные задачи логически обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Среди основных методов, которые использовались в процессе проведения курсового исследования необходимо назвать методы формальной логики (синтеза, анализа, дедукции, сравнения), исторический и диалектический методы, анализ периодических и специальных литературных источников.
При написании курсовой работы использовалась периодическая и учебная литература таких авторов, как: Неверов Д.А., Василенко И.К., Тихонов А.О., Левин Д.Н., Маньковский И.А., Клюня В.Н., Тележников В.И., Тренев Н.Н., Ходикова Н.А., Базылев Н.И. и др.
В курсовой работе используются статистические данные Национального Банка Республики Беларусь, отражающие развитие изучаемого вопроса в Республике Беларусь.
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин «коммерческий банк» утратил свой смысл. Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.
Банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы. Как самостоятельный, этот признак был выделен О.М. Олейник. Реальное положение банка, отмечает автор, можно установить, только определив степень его включенности в банковскую систему конкретного государства. Определить же это возможно путем анализа корреспондентских отношений банка с другими банками. В этом смысле правовой статус банка воплощает в себе единство двух статусов — частного юридического лица и субъекта публичного права, участвующего в денежном процессе государства, обслуживающего этот денежный процесс [47, с. 57].
Следует отметить, что публичная правосубъектность должна определяться не вообще, а применительно к каждому конкретному банку, так как уровень правосубъектности у банков различен. Одно дело, когда в уставном капитале банка присутствует значительная доля государственной собственности, и другое, если ее нет вообще. О различном уровне публичной правосубъектности свидетельствуют и такие признаки, как: является ли банк уполномоченным банком, выполняет ли функции агента валютного контроля, в какой мере участвует в финансировании государственных программ. Стопроцентным субъектом публичного права является Национальный банк, так как его управленческая и банковская деятельность подчинены одной, имеющей общегосударственное значение цели.
Банки – это организации особого рода. Как субъекты хозяйственных правоотношений, банки характеризуются сложной системой, в своей деятельности они используют свободные денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах физических и юридических лиц. Правовое положение деятельности банков определено Банковским кодексом и рядом нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь, изданных в соответствии с его компетенцией. Имущественные отношения в деятельности банков определяются Гражданским кодексом от 7 декабря 1998 г. (далее —Гражданский кодекс) и иными специальными нормативными актами. Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, определяет порядок создания, деятельности, ликвидации и реорганизации банков.
Банковский кодекс дает следующее определение банка: Банк — юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом.
С экономической точки зрения банк — это посредник на денежном, кредитном и валютном рынках. Посредством его временно свободные денежные средства одних распределяются между другими субъектами, нуждающимися в деньгах.
С юридической точки зрения, чтобы тот или иной субъект был «приписан» к той или иной категории участников гражданского оборота, необходимо определить существенные признаки, на основании которых юридическое лицо может быть отнесено к банкам. К таким существенным признакам относится:
Определение статуса банка содержится в ст. 69 Банковского кодекса: «Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном Банковским кодексом, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, предусмотренные частью первой статьи 8 Банковского кодекса».
Свою деятельность банк осуществляет на основе лицензии, которая с юридической точки зрения представляет собой акт органа государственного управления, удостоверяющий право данного банка на осуществление конкретных банковских операций. Правовое положение банка однако не ограничивается указанными условиями. С момента регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности банк интегрируется в банковскую систему государства. Специфика банковской деятельности такова, что банк сам или в связи с выполнением поручений своих клиентов вступает во взаимоотношения с другими банками (правовой статус банка как субъекта частного права трансформируется в статус субъекта публичного права, поскольку он участвует в обеспечении денежного оборота государства), а так как банк при наличии корреспондентских отношений с банками других государств может осуществлять расчеты и платежи с иностранными субъектами, он становится субъектом международного права, причем как частного, так и публичного.
Исходя из сказанного следует, что деятельность банка не может не находиться в сфере регулирования государством, как субъектом публичной власти. Такое регулирование объективно необходимо, поскольку при осуществлении банковских операций банк использует не только собственные средства, но и привлеченные и, кроме того, обязан хранить денежные средства организаций и физических лиц. Государственное регулирование деятельности банков, несмотря на национальные особенности, в основном сводится к регистрации, лицензированию, установлению запретов, ограничений, экономических нормативов, надзору за их деятельностью, применению мер воздействия.
Правосубъектность банка необходимо рассматривать и с позиций его взаимоотношений с государством. Банк как специфический субъект, созданный в целях извлечения прибыли, руководствуется интересами максимизации последней. Как и всякая предпринимательская структура, в этом плане он действует от своего имени и на свой риск. Обязательства, которые возникают у банка, не могут быть переложены на государство, равно как и обязательства государства не могут быть переложены на банк.
Банки имеют право на судебный порядок защиты своих законных прав и интересов в случае действий Национального банка и иных государственных органов по взысканию с них штрафов и наложению иных экономических санкций, а также по списанию с их корреспондентских счетов денежных средств в бесспорном порядке.
Как участники гражданского оборота, в установленном законом порядке банки могут создавать не являющиеся коммерческими организациями союзы и ассоциации, а также преследующие экономические интересы объединения в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп. Во взаимоотношениях между собой, а также юридическими и физическими лицами, банки руководствуются банковским законодательством и заключенными договорами, что еще раз подчеркивает симбиоз публично- и частноправовых аспектов их деятельности.
В мировой банковской практике традиционно принято различать универсальные и специальные (специализированные) банки. В основе данного деления лежит такой критерий, как набор банковских услуг Универсальный банк осуществляет все или большинство банковских операций, специализированный банк базируется на каком то одном или нескольких видах банковских операций [47, с. 76].
В Республике Беларусь указание на специализацию в названии банков понимается как ориентация банка на работу с определенными клиентами, в большей части по отраслевому принципу. Так, например, «Агропромбанк», хотя и содержит в названии указание на специализацию, в качестве клиентов может иметь не только организации агропромышленного комплекса, но и других отраслей, его клиентами также являются физические лица.
Деление банков на универсальные и специализированные получило легальное закрепление в ст. 71 Банковского кодекса.
Классифицировать банки на виды можно и по иным основаниям:
— образованные на основе государственной собственности;
— созданные на основе собственности физических и юридических лиц.
— банки в форме унитарных предприятий;
— банки в форме акционерных обществ (закрытых или открытых).
— банки с разветвленной сетью обособленных подразделений;
— банки без разветвленной сети обособленных подразделений;
Информация о работе Возникновение коммерческих банков, их виды и функции