Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 02:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – подтверждение существенности и значимости годовой бухгалтерской отчетности, а также рассмотрение порядка ее составления и методики проведения анализа основных ее показателей.
Задачи курсовой работы, решение которых необходимо для достижения поставленной цели: а) изучить теоретические основы составления годовой бухгалтерской отчетности на основании нормативных актов, устанавливающих порядок составления и представления бухгалтерской отчетности; б) изучить методику анализа годовой бухгалтерской отчетности;
Введение……………………………………………………..…………………….3
Глава I. Теоретические основы годовой бухгалтерской отчетности……..6
1.1. Сущность, состав и значения годовой бухгалтерской отчетности………..6
1.2. Порядок составления основных форм годовой бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..12
1.3. Методика составления анализа годовой бухгалтерской отчетности…….14
Глава II. Анализ годовой бухгалтерской отчетности…………………..….20
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Лукойл»…….20
2.2. Анализ бухгалтерского баланса……………………………………………22
2.3. Анализ отчета о финансовых результатах……………………………...…28
2.4. Анализ отчета об изменениях капитала………………………………...…29
2.5. Анализ движения денежных средств………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
ГАОУ ВПО ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА |
Факультет «Бухгалтерский учет и аудит»
Кафедра «АХД и аудит»
Курсовой проект | ||
«Годовая бухгалтерская финансовая отчетность организации, порядок её составления и представления» | ||
Курсовой проект студента 4 курса 7 группы Исмаилов Р.Ш. Научный руководитель Амирова С.А. |
Дата сдачи________
Дата защиты______
Оценка___________
МАХАЧКАЛА 2014
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы годовой бухгалтерской отчетности……..6
1.1. Сущность, состав и значения годовой бухгалтерской отчетности………..6
1.2. Порядок составления основных форм
годовой бухгалтерской отчетности……………………………………………………
1.3. Методика составления анализа годовой бухгалтерской отчетности…….14
Глава II. Анализ годовой бухгалтерской отчетности…………………..….20
2.1. Организационно –
2.2. Анализ бухгалтерского баланса……………………………………………22
2.3. Анализ отчета о финансовых результатах……………………………...…28
2.4. Анализ отчета об изменениях капитала………………………………...…29
2.5. Анализ движения денежных средств………………………………………31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой основу и один из важнейших компонентов в экономическом анализе финансово- хозяйственной деятельности организации как внутренними, так и внешними пользователями. Именно поэтому анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности можно считать одной из функций управления предприятием или познавательным видом управленческой деятельности, цель которого состоит в творческом изучении, систематизации, обобщении и оценке информации об использовании хозяйственных ресурсов и результатах работы хозяйствующего субъекта с целью правильного понимания его развития, выявления реальных возможностей, а также противоречий и трудностей, мешающих экономическому росту, и, в конечном счете, для повышения эффективности его функционирования.
Анализ - это ведущее связующее звено между учетом и принятием управленческих решений, поэтому является ключевым компонентом обеспечения бескризисного развития хозяйствующего субъекта.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что: 1) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой систему обобщенных показателей, представляемых в соответствующим образом утвержденных формах, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности организации за истекший отчетный период; 2) по мере перехода России к рыночной экономике усилилась необходимость объективной оценки финансового состояния предприятия как базы для принятия управленческих и инвестиционных решений. Это связано, прежде всего, с обретением предприятиями экономической и юридической самостоятельности. Бухгалтерская отчетность таит в себе громадный аналитический потенциал и может быть использована в процессе принятия управленческих решений как перспективного, так и текущего характера, а также как способ доказательства своей надежности в качестве партнера, чтобы максимально привлечь потенциальных клиентов, поставщиков (подрядчиков) и потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала. Изучение отчетности может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости ее положения, возможных перспективах; 3) бухгалтерская отчетность предприятия выявляет любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков предприятия. Анализ финансовой отчетности позволяет увидеть взаимосвязь между показателями и оценить тенденции их изменения. Владение методикой интерпретации динамики поведения показателей позволяет аналитику увидеть проблему, дать оценку последствиям ее развития и своевременно задуматься над путями ее решения. Это позволяет расширить горизонты представления о финансовом состоянии анализируемой организации и ее финансовой устойчивости; 4) значение бухгалтерской отчетности предприятия определяется требованиями, предъявляемыми к ней: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности; 5) проводимая в настоящее время в России реформа системы бухгалтерского учета и отчетности, направленная на интеграцию российских хозяйствующих субъектов в международное сообщество, обуславливает актуальность вопросов изучения финансовой отчетности и ее соответствия международным требованиям. Переход российских хозяйствующих субъектов на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы. Многие российские предприятия уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам.
Цель курсовой работы – подтверждение существенности и значимости годовой бухгалтерской отчетности, а также рассмотрение порядка ее составления и методики проведения анализа основных ее показателей.
Задачи курсовой работы, решение которых необходимо для достижения поставленной цели: а) изучить теоретические основы составления годовой бухгалтерской отчетности на основании нормативных актов, устанавливающих порядок составления и представления бухгалтерской отчетности; б) изучить методику анализа годовой бухгалтерской отчетности; в) дать организационно-экономическую характеристику открытого акционерного общества «Лукойл»; г) рассмотреть организацию учета и составления годовой отчетности в ОАО «Лукойл»; д) проанализировать данные бухгалтерской отчетности ОАО «Лукойл»; е) внести предложения по улучшению организации ведения учета и составления отчетности в обществе.
Объект исследования: годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Лукойл» и основные показатели этой отчетности. Основными источниками информации для написания курсовой работы использовали материалы из нормативных документов и инструкций, научные статьи периодических изданий и монографий по изучаемых проблем, а также учебники и учебные пособия современных авторов.
Материалами для исследования послужили данные бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о финансовых результатах (форма №2), отчета об изменениях капитала (форма №3), приложений к бухгалтерскому балансу (форма № 5) ОАО «Лукойл» за 2012-2013 годы.
При выполнении курсовой работы были использованы методы абсолютных, относительных и средних величин, сравнения, вертикальный, горизонтальный.
Глава I. Теоретические основы годовой бухгалтерской отчетности
В настоящее время к основным нормативным документам, устанавливающим порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, относятся: 1. Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.1996г. № 129-ФЗ, устанавливающий «единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ» [3, с. 25];.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н, которым регулируется «порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации» [5, с. 41];. Требования к раскрытию информации в отчетности предусматривают, что «бухгалтерская отчетность должна давать достоверную и полную картину об имущественном и финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету» [7, с. 47]. При этом следует отметить, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах» [11.с 77].
Отчетность, предоставляемая внешним пользователям, должна включать существенные сведения и в то же время не быть чересчур перегруженной излишней информацией. Для этого организация должна проанализировать отчетные данные с точки зрения их существенности. В ходе такого анализа выделяют показатели, требующие отдельного представления в основных формах бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» годовая бухгалтерская отчетность состоит из: 1. Бухгалтерского баланса (форма № 1); 2. Отчета о финансовых результатах (форма № 2); 3. Отчета об изменениях капитала (форма № 3); 4. Отчета о движении денежных средств (форма № 4); 5. Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5); 6. Пояснительной записки; 4. Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 ПБУ 9/44, должна содержать следующие данные: «наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно - правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности» [7, с. 50].
Бухгалтерский баланс (форма № 1) характеризует «финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату» [7, с. 52]. Числовые показатели, которые должен содержать бухгалтерский баланс, детально изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» № 4/99 [7, С. 5]. Показатели позволяют определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток).
Бухгалтерский баланс как отчетная форма представляет собой характеристику хозяйственных средств предприятия в двух аспектах – по составу и источникам возникновения. Достаточно жесткая регламентация формирования и использования различных источников средств, а также значительная детализация баланса позволяли устанавливать и контролировать многие аналитические взаимосвязи на уровне разделов, групп и статей баланса. Изменения, связанные в частности, с усилением экономической самостоятельности предприятий, а также с изменением порядка подготовки отчетности, привели к тому, что установление аналитических взаимосвязей на уровне балансовых статей сейчас затруднено. В действующей отчетности каждая статья актива баланса по большей части имеет несколько источников покрытия, причем не всегда удается установить долю каждого источника покрытия для конкретного вида активов.
Отчет о финансовых результатах (форма № 2) - является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности активов предприятия, рентабельности реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей. Он также, как и бухгалтерский баланс, характеризует «финансовые результаты деятельности организации за отчетный период» [7, с. 54].
В соответствии с ПБУ 4/99 «Отчет о финансовых результатах» «должен содержать следующие числовые показатели: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка); себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов); валовая прибыль; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль / убыток от продаж; проценты к получению; проценты к уплате; доходы от участия в других организациях; прочие доходы и расходы; прибыль / убыток до налогообложении; налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи; прибыль / убыток от обычной деятельности; чрезвычайные доходы; чрезвычайные расходы; чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» [7, с. 55].
Форма № 3 "Отчет о движении капитала" показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике за ряд временных периодов (первый раздел), и имеющиеся в организации резервы (второй раздел). Первый раздел показателей должен характеризовать причины увеличения или уменьшения уставного, добавочного и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года. Второй раздел должен содержать следующие показания за отчетный и предыдущий год (остаток на начало периода, поступление, использование и остаток на конец периода): резервы, образованные в соответствии с законодательством; резервы, образованные в соответствии с учредительными документами; оценочные резервы; резервы предстоящих расходов.
Информацию о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих капитала организации в бухгалтерской отчетности обязаны «раскрывать в виде отдельной формы только хозяйственные товарищества и общества» [7, с. 57]. В первую очередь речь идет об АО и обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью.
Форму № 3 (впрочем, как и формы № 4, 5) имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности малые предприятия, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ. Малые ООО и АО, обязанные проводить аудиторскую проверку, могут не представлять указанные формы только при полном отсутствии соответствующих данных для заполнения этих форм.