Европейская Хартия Местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Формирование и развитие современной модели местного самоуправления Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для выработки основ российского местного самоуправления имеет Европейская хартия местного самоуправлении «Бюллетень международных договоров», № 11, 1998 г. (далее - Хартия), которая закрепила местное самоуправление как одну из основ любого демократического государства.

Содержание

Введение_______________________________________________________3
Глава 1. Европейская Хартия Местного самоуправления_______________6
1.1. История принятия Хартии_____________________________________6
1.2. Вступление в силу Хартии_____________________________________8
1.3. Цели и задачи государств, подписавших Хартию__________________9
Глава 2. Местное самоуправление в Российской Федерации____________13
2.1. Понятие местного самоуправления._____________________________13
2.2. Признаки местного самоуправления.____________________________19
Глава 3. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления._________________________________________________21
3.1. Основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии._________21
3.2. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации___________________________________________25
Заключение_____________________________________________________32
Список используемых источников__________________________________34

Вложенные файлы: 1 файл

Европейская Хартия о местном самоуправлении.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение_______________________________________________________3

Глава 1. Европейская Хартия Местного самоуправления_______________6

 1.1. История принятия Хартии_____________________________________6

1.2. Вступление в силу Хартии_____________________________________8

1.3. Цели и задачи государств, подписавших Хартию__________________9

Глава 2. Местное самоуправление в Российской Федерации____________13

2.1. Понятие местного самоуправления._____________________________13

2.2. Признаки местного  самоуправления.____________________________19

Глава 3. Конституционные  и законодательные основы местного самоуправления._________________________________________________21

3.1. Основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии._________21

3.2. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации___________________________________________25

Заключение_____________________________________________________32

Список используемых источников__________________________________34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление в  Российской Федерации - признаваемая и  гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Формирование и развитие современной модели местного самоуправления Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для выработки основ  российского местного самоуправления имеет Европейская хартия местного самоуправлении «Бюллетень международных  договоров», № 11, 1998 г. (далее - Хартия), которая закрепила местное самоуправление как одну из основ любого демократического государства.

Основы местного самоуправления - это находящаяся под защитой  государства система принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления  местного самоуправления.

Официальная законодательная  формулировка понятия «местное самоуправление»  содержится в п.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»1.

                                

Правовые основы любой  отрасли права закрепляются в  виде юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах, именуемых  источниками отрасли права. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации  «общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» Конституция Российской Федерации.

К этим источникам относятся  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации, направленные на регулирование муниципально-правовых отношений.

Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная  от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным  собранием Российской Федерации (Федеральный  закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации  Европейской хартии местного самоуправления»  «Российская газета», № 73, 15.04.1998.) и  вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская  хартия местного самоуправления, разработанная  и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская хартия местного самоуправления - это конечный результат  целого ряда инициатив и многолетней  работы в рамках Совета Европы. Защита и укрепление местной экономики в Европе с помощью документа, провозглашающего принципы, которых придерживаются все демократические государства - это давняя цель европейских органов местного самоуправления. Более того, было признано, что такой документ должен обеспечить присоединение тех участников, действия которых вызывают наибольшие споры при защите местных автономий, а именно центральные правительства европейских государств.

Предметом курсовой работы является местное самоуправление.

Объектом курсовой работы является местное самоуправление в  РФ.

Целью курсовой работы является понятие местного самоуправления как одной из основ конституционного строя в Российской Федерации под влиянием европейской Хартии  местного самоуправления.

Задачи работы:

1. Проанализировать основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии. 
2. Определить сущность местного самоуправления в европейской Хартии.

3. Проанализировать понятие  местного самоуправления в РФ. 
4. Рассмотреть местное самоуправление как основу конституционного строя Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Европейская Хартия Местного самоуправления

    1. История принятия Хартии

 Официальный сайт международного общественного объединения по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие»

Совет Европы в 1957 году проявил  свое понимание местных органов  власти, учредив для них представительный орган на европейском уровне - Конференция  местных и региональных органов  власти Европы (CLRAE). Именно CLRAE в своей 64-й резолюции (1968 г.) предложила декларацию о принципах местной автономии  и призвала Комитет министров  Совета Европы принять ее. Эту инициативу поддержала консультативная Ассамблея, которая в своей рекомендации № 615 (1970 г.) представила Комитету министров  текст, очень близкий к тексту документа CLRAE и разработанный этими  органами совместно. Однако декларация имела настолько общий характер, что на ее основе было невозможно предпринимать  какие-либо определенные действия.2

Поэтому новая инициатива CLRAE в 1981 г. была основана на более гибком подходе. Была также высказана точка  зрения, что более целесообразным было бы предложить правительствам взять  на себя жесткие обязательства. Документ должен быть гибким и учитывать различия между национальными конституционными системами и административными  традициями путем предоставления правительствам определенного предела выбора положений, которые они бы считали обязательными.

В 1981 г. CLRAE представила Кабинету министров в резолюции № 126 проект Европейской Хартии местного самоуправления с предложением принять ее со статусом европейской конвенции. Кабинет  министров решил передать предложение CLRAE в организационный комитет  по региональным и муниципальным  вопросам (CDRM) для их последующего обсуждения на 5-й конференции европейских  министров, ответственных за местное  самоуправление (Лугано 5-7 октября 1982 г.). Рассмотрев предложенный проект, министры признали, что проект Хартии представляет собой важный шаг в выработке определения принципов местного самоуправления и предложили CLRAE внести необходимые изменения в проект в соответствии с замечаниями по форме и по существу, сделанными в ходе конференции.

Текст пересмотренного Комитетом CDRM проекта Хартии был представлен 6-й конференции европейских министров, ответственных за местное самоуправление, которая проходила в Риме 6-8 ноября 1984 г. Изучив текста, министры единогласно  выразили свое согласие с содержавшимися в нем принципами. Что касается юридической формы Хартии, большинство  министров высказались в пользу конвенции. Комитет министров Совета Европы принял Европейскую хартию местного самоуправления в форме конвенции  в июне 1985 г. и открыл ее для подписания 15 октября 1985 г. В последующие годы большинство государств - членов Совета Европы (41 из 46 стран) ратифицировали конвенцию3.

          Итак, в начале1990-ых гг. Парламентская Ассамблея и Комитет министров Совета Европы заявили, что новые кандидаты на вступление в Совет Европы должны взять на себя обязательство подписать и ратифицировать Европейскую хартию местного самоуправления одновременно с рядом других ключевых конвенций, в общем они сделали серьёзный шаг, который повлияет на всю историю европы.

 

 

 

 

    1. Вступление в силу Хартии

Порядок подписания и вступления в силу Европейской Хартии изложены в части III статьях 15, 16, 17 Европейской  Хартии о местном самоуправлении.

Хартия открыта для  подписания государствами – членами  Совета Европы, подлежит ратификации, принятию или одобрению. Ратификационные  грамоты либо документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Хартия вступает в силу первого дня месяца, следующего за истечением трехмесячного срока  после даты заявления четырьмя государствами  – членами Совета Европы о своем  согласии соблюдать Хартию в соответствии с положениями предыдущего пункта.

Для любого государства –  члена Совета Европы, выразившего  согласие присоединиться к Хартии впоследствии, Хартия вступит в силу первого  дня месяца, следующего за истечением трехмесячного срока после даты сдачи на хранение ратификационной  грамоты, документа о принятии или  одобрении Хартии.

В момент подписания или  сдачи на хранение ратификационной  грамоты либо документа о принятии, одобрении или присоединении  к Хартии каждое государство может  указать территорию или территории, к которым будет применяться  настоящая Хартия.

Каждое государство может  в дальнейшем в любой момент декларацией, направленной Генеральному секретарю  Совета Европы, распространить применение настоящей Хартии на любую другую территорию, указанную в декларации. В отношении этой территории Хартия вступает в силу первого дня месяца, следующего за истечением трехмесячного  срока после даты получения уведомления  Генеральным секретарем4.

Итак, хартия вступает в силу, после добровольного присоединения  к ней.

1.3. Цели и задачи государств, подписавших Хартию

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом местных и региональных властей  Совета Европы, является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет  по отношению к национальному  законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших.

Европейская хартия местного самоуправления была открыта для  подписания государствами – членами  Совета Европы 15 октября 1985 г. и вступила в законную силу 1 сентября 1988 г. Почти все страны – участницы Совета Европы подписали Хартию, 44 из них ее ратифицировали. Последним на сегодняшний день является Черногорье, ратифицировавшее документ в сентябре 2008 г.

Хартия обязывает государства  закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих  политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований. Она также устанавливает необходимость  конституционного регулирования автономии  местного самоуправления. Кроме того, Хартия является первым юридическим  документом, гарантирующим соблюдение принципа субсидиарности государствами – членами Совета Европы. Таким образом, местные власти должны осуществлять управление и контролировать значительную часть публичных обязательств в интересах местного населения и под свою ответственность. В соответствии с принципом субсидиарности, Хартия закрепляет, что публичные обязательства должны реализовываться на наиболее близкому населению уровне, и должны относиться к более высокому административному уровню только в том случае, если решение таких задач силами местных администраций неэффективно или невозможно. Принципы Хартии применимы ко всем видам органов местного самоуправления.

 Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.

Присоединение к Хартии не влечет никаких финансовых расходов, поскольку в ее рамках не создано  органов контроля за ее выполнением (хотя вопрос об этом и обсуждается). Главным местом, где рассматриваются  проблемы местного самоуправления вообще и вопросы Хартии в частности, является Постоянная конференция местных  и региональных органов самоуправления. Эта конференция является не межправительственной организацией, а представительным органом (типа Парламентской ассамблеи Совета Европы) и имеет в структуре  Совета Европы уникальный характер. Пленарные  заседания Конференции проводятся раз в год, в марте.

Информация о работе Европейская Хартия Местного самоуправления