Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:32, дипломная работа
Задачи дипломной работы:
- анализ теоретико-методологических основ разработки стратегий предприятий с учетом кризисных явлений в экономико-финансовой сфере;
- анализ факторов и тенденций рынка мороженого;
- анализ действующего стратегического развития предприятия, маркетинговых и сбытовых процессов;
- разработка адаптационной стратегии маркетинга для предприятия и расчет экономической эффективности предложений по совершенствованию маркетинговой и сбытовой деятельности.
Основные конкуренты: холдинговая компания «Инмарко» | |
Факторы |
Проявление фактора на рынке |
Число предприятий и концентрация мощностей |
ОАО "Омский хладокомбинат "Инмарко" и ООО "Фабрика "Мороженое "Инмарко" в пос. Элитное (Новосибирская область) |
Изменение платежеспособного спроса |
В настоящее время снижение платежеспособного спроса в связи с неблагоприятной экономической ситуации на рынке. |
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
Высокая степень стандартизация товара. Вся продукция вырабатывается по ТУ в соответствии с требованиями ФЗ-88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» |
Издержки переключения потребителя с одного производителя на другого |
Уровень цен производителей примерно одиноков, очень широкий ассортимент, поэтому издержки переключения не высоки. |
Барьеры проникновения на рынок |
Компания занимает устойчивое положение на рынке. Но все-таки возникают трудности при поиске новых рынков сбыта, так как конкурирующие предприятия тоже достаточно устойчивы на рынке и широко распространены. |
Стратегия конкурирующих фирм (поведение) |
«Инмарко» проводит реконструкцию в г.Омске, что позволит не только увеличить объемы производства уже существующего ассортимента мороженого, но и выпускать принципиально новые для российского рынка виды продукции (йогуртовое мороженое и мороженое с пищевой добавкой "Биойод"), что представляет собой более ценные и полезные продукты. |
Привлекательность рынка данного продукта |
По данным Союза мороженщиков России, потребление мороженого россиянами возросло и составило 3 кг на человека в год. Это показывает, что рынок производства мороженого весьма привлекателен и вполне рентабелен. |
Таблица 3.6 – Признаки проявления факторов конкуренции: потенциальные конкуренты
Факторы |
Проявление фактора на рынке |
Трудности входа на отраслевой рынок |
Величина требуемого капитала
для входа на рынок достаточна
высока. Эффективный масштаб |
Доступ к каналам распределения |
Не ограничен |
Отраслевые преимущества |
Создание обширной собственной розничной сети, а также сотрудничество с ведущими торговыми сетями. |
Таблица 3.7 – Признаки проявления факторов конкуренции: поставщики
Факторы |
Проявление фактора на рынке |
Уникальность канала поставок |
Степень дифференциации продукции не высока, перейти от одного поставщика к другому не трудно. Тем более, что рынок поставщиков предлагает огромный выбор сырьевых компонентов и наполнителей. |
Значимость покупателя |
Предприятия отрасли являются одними из числа важных клиентов кондитерской и молочной промышленности для поставщиков. |
Доля отдельного поставщика |
Самая высокая доля приходится на поставщиков масло-жировой, сахарной и молочной промышленности. При сбое поступлений продукции от каждого отдельного поставщика, может произойти приостановка производства. При сбоях же в поставках наполнителей может произойти приостановка выработки некоторых видов продукции. |
Таблица 3.8 – Признаки проявления факторов конкуренции: потребители и покупатели
Основные покупатели: 1. Супермаркеты 2. Мелкие магазины 3. Оптовые базы 4. Прямые потребители (через собственную розничную сеть) | |
Факторы |
Проявление фактора на рынке |
Степень концентрации |
Покупателей в отрасли достаточно много. |
Значимость продукции |
Предоставляемая на рынок продукция является средней по важности составляющей в номенклатуре закупок покупателя. Не является продукцией первой необходимости, основывается чисто на любительских предпочтениях. |
Стандартизация продукции |
Товар стандартизирован, имеет сертификаты качества и соответствия ФЗ-88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна. |
В целом рынок весьма привлекательный, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями.
Спрос на рынке насыщен, поэтому фирмы склонны к проведению жестких стратегий по отношению к своим конкурентам. Стандартизированность каналов поставки, отсутствие "монопоставщика" и важность фирмы как клиента в глазах поставщиков говорит о незначительном влиянии со стороны поставщиков. В перспективе, по оценкам экспертов, данная ситуация не изменится.
3.2.4 Маркетинговый комплекс
Исследуем ассортимент, продукции предлагаемой в рассматриваемом предприятии и у его ближайших конкурентов. ОАО «Алтай Холод» производит более 150 видов мороженого всех основных типов: рожки, эскимо, стаканчики, брикеты, торты, рулеты, семейное, весовое и мягкое мороженое. Рассмотрим некоторые наименования.
Таблица 3.9 – Сравнение ассортиментных матриц предприятия и его ближайших конкурентов
Разновидность |
Размер порции, г |
ООО «Алтай Холод» |
«Инмарко» |
ООО «Снежный городок» |
Эскимо «Пломбир ванильный классический 15 %» |
70 |
+ |
+ |
+ |
Батончик |
85 |
«Лакомка» |
«Воздушное» |
- |
Эскимо в шоколадной глазури с лесным орехом «Белочка» |
75 |
+ |
- |
- |
Мороженое сливочное фигурное с шоколадной прослойкой |
85 |
«Виньетка» |
«Рождественские кружева» |
«Кружева» |
Стаканчик сливочный ванильный |
75 |
+ |
+ |
+ |
Стаканчик сливочный с наполнителем (вареная сгущенка, карамель либо ягодный джем) |
75 |
+ |
+ |
+ |
Батончик крем-брюле с вареной сгущенкой и арахисом в шоколадной глазури |
85 |
«Рефлекс Menn,s» |
- |
- |
Мороженое сливочное в вафельном рожке с различными наполнителями (вареная сгущенка, карамель либо ягодный джем) и без них |
70 |
«Золотой рожок» |
«Сан Кремо» |
- |
Пломбир в брикетах |
100 |
«Юбилейное» |
«Русский размах» |
«Лидер» |
Торты-мороженое |
900 |
«Любимое» |
«Любимым» |
- |
900 |
«Миндально-фисташковое» |
«Миндально-фисташковое наслаждение» |
«Ореховое чудо» | |
800 |
«Йогуртовое» |
- |
- | |
Пломбир с витаминами |
500 |
- |
+ |
- |
Весовое мороженое пломбир |
500 или 1000 |
«Юбилейное» |
«Русский размах» |
«Лидер» |
Мягкое мороженное с наполнителями (вареная сгущенка, карамель либо ягодный джем) или без них |
80 |
+ |
- |
- |
Глубина ассортимента |
13 |
11 |
7 | |
Ширина ассортимента |
4 |
4 |
4 | |
Насыщенность ассортимента |
13 |
11 |
7 |
Количество номенклатурных
групп во всем ассортиментном перечне
характеризуется шириной
3.2.5. Маркетинговый комплекс. Цена.
Таким образом, рассмотрев разнообразие ассортимента, можно изучить ценовую политику предприятия.
Основные издержки при организации производства и реализации продукции приходятся на стоимость сырья и полуфабрикатов. По мимо этого в себестоимость продукции входит зарплата производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, транспортные и прочие расходы.
Таблица 3.10 – Анализ цен на продукцию
Наименование товара |
Стоимость продукции, руб. | ||
ООО «Алтай Холод» |
«Инмарко» |
ООО «Снежный городок» | |
Эскимо «Пломбир ванильный классический 15 %» |
9,0 |
9,2 |
9,5 |
Батончик |
16,0 |
15,6 |
- |
Мороженое сливочное фигурное с шоколадной прослойкой |
16,5 |
16,8 |
17,1 |
Стаканчик сливочный ванильный |
4,5 |
4,6 |
6,0 |
Стаканчик сливочный с наполнителем (вареная сгущенка, карамель либо ягодный джем) |
8,5 |
8,9 |
10,5 |
Пломбир в брикетах |
6,0 |
6,3 |
6,1 |
Весовое мороженое пломбир |
120,4 |
125,5 |
123,0 |
Цены на продукцию всех трех предприятий находятся примерно на одинаковых уровнях и колеблются в незначительных пределах. Следовательно, для увеличения привлекательности своей продукции, компании необходимо акцентировать внимание на ее качестве и полезности, продумать возможное расширение ассортимента с учетом пожеланий потребителей.
3.2.6 Маркетинговый комплекс. Каналы товародвижения
В рассматриваемом предприятии используется прямой канал движения товара, когда продукция производится и реализуется в фирменных киосках предприятия, т.е. существует прямая связь между производителем и потребителем.
Рисунок 1.3 – Прямой канал движения товара
В условиях неуклонного насыщения рынка мороженого последние два года ознаменовались для «Русского холода» покупкой нескольких торговых сетей в крупнейших городах Сибири. В результате в начале 2006 года концерн купил новосибирскую сеть киосков (28 штук) компании «Гранд Гулливер», а также 23 киоска и 1 тыс. морозильных камер алтайского дистрибьютора «Инмарко» — ЧП Коростелев. Таким образом, доля «Русского холода» на рынке мороженого Барнаула выросла с 65% до 85%, а в Новосибирске — с 15% до 20%. В мае того же года «Русский холод» купил крупного независимого розничного оператора Новосибирска — Торговый дом «Филиппов» (около 100 киосков). Эта сделка позволила «Русскому холоду» увеличить свою новосибирскую сеть на 80% (до 223 киосков) и почти сравняться по числу киосков со своим главным конкурентом — «Инмарко» (250 киосков). В г.Барнаулеи Алтайском крае компания имеет около 200 своих фирменных киосков.
Кроме того движение товара осуществляется и через розничных посредников. Схема такого товародвижения представлена на рис.2.
Рисунок 3.4 – Движение товара через посредников
Основными посредниками являются крупные супермаркеты, оптовые базы, а также мелкие розничные магазины не только в городах Сибири, но и в селах.
Одной из отличительных особенностей
концерна «Русский Холод» стал самый
высокий в отрасли контроль над
продажами. Около 90% всей продукции
компания доставляет в магазины самостоятельно.
Ни один из конкурентов «Русского
Холода» не имеет такой развитой
системы дистрибуции - 14 филиалов по
всей стране. Развитая система логистики
концерна позволяет заводу в Барнауле
(наш рассматриваемый ООО «
3.2.7 Маркетинговый комплекс. Продвижение
Таблица 1.11 – Способы продвижения продукции ООО «Алтай Холод» на рынке Сибири.
Способы продвижения |
Примеры использования на предприятии |
Использование конкурентами | |
«Инмарко» |
ООО «Снежный городок» | ||
Реклама |
Наружняя реклама в виде рекламы на транспорте,телевидение. Реклама в газете и в интернете. |
используют |
используют |
Персональные продажи |
- |
- |
- |
Паблик рилейшнз (PR) |
Пресс-релиз, статьи в газетах и журналах, дни открытых дверей, деловые встречи, интервью, спонсорство, проведение семинаров, и т.п |
используют |
нет |
Система стимулирования |
Акции проводимые в местах продаж |
используют |
нет |