Материальные и не материальные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Успех и долгосрочная устойчивость фирмы в современном мире во многом определяется степенью ее адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде. В условиях информационной экономики адаптация является, прежде всего, информационно-интеллектуальным и социально-психологическим процессом. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих в себя объекты интеллектуальной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Не материальный активы предприятия.rtf

— 476.54 Кб (Скачать файл)

Анализ функциональных зависимостей формул (33) и (34) показывает, что величина ставки роялти, то есть процента периодических отчислений в пользу правообладателя будет тем больше, чем больше дополнительная прибыль (Прдоп.) и, соответственно, чем больше дополнительная рентабельность (Рентдоп.) или, соответственно, больше разность общей рентабельности (Рентобщ.) и базовой рентабельности (Рентбаз.).

Следовательно, сумма периодических отчислений в пользу правообладателя должна быть тем меньше, чем меньше дополнительная прибыль (Прдоп.) или, чем меньше дополнительная рентабельность (Рентдоп.). При отсутствии дополнительной прибыли (Прдоп.) ставка роялти равна нулю, то есть отчислений правообладателю не причитается.

В свою очередь, чем больше будет вклад правообладателя в подготовку и обеспечение эффективного функционирования бизнеса по договору, тем, соответственно, больше должна быть доля правообладателя (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по договору.

В том частном случае, когда организуется новое предприятие полностью за счет средств правообладателя, вся общая прибыль (Пробщ.) подлежит распределению между правообладателем и пользователем, а вся  дополнительная прибыль (Прдоп.) будет равна общей прибыли (Пробщ.), а формула (38), соответственно, может быть представлена в виде, совпадающем с ранее выведенной формулой для расчета ставок роялти для лицензионных соглашений:

 

                                      R =

Рентобщ. * Д  
-------------- 
(1 + Рент общ. )

(38)


 

Простое арифметическое преобразование формулы (38) позволяет произвести расчет доли правообладателя (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по договору в зависимости от соотношения ставки роялти (R), общей рентабельности (Рент общ.) и дополнительной рентабельности (Рент доп.) по формуле:

                      Д =

R * (1 + Рент общ. )  
---------------------- 
Рент доп.

(39)


Или, соответственно,

                       Д =

R * (1 + Рент общ.
------------------------ 
(Рент общ. - Рент баз. )

(40)


На практике применяют следующие методы определения роялти:

  • определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов лицензии,
  • определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.

Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так,  для  фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии: 2-10%, во Франции: 4-5% (см. табл. 3.3.5.-1).

Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства - увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так же не ухудшается, так как растет прибыль. Ставки текущих отчислений могут быть дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, внутренних и экспортных продаж. В лицензионное соглашение может быть включена оговорка минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.

Метод освобождения от роялти. Этот метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого предприятия. Последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности.

Пример.

Необходимо определить методом освобождения от роялти, стоимость прав на использование ОИС для производства товаров с оборотом Q = 120.000 $/год, сроком на 5 лет. Средняя ставка роялти в отрасли - 4%. Ставка доходности альтернативных инвестиций i = 0,15 (15%) годовых.

Стоимость ОИС определяется по формуле:

i =Т                                i =5

Р  =  SQ (1+ i ) n * R i = S 120 000*(1+0,15) n *0,04 = 112779,6 $

i =1                                 i =1

Таким образом, стоимость прав на использование ОИС составляет 112779,6 $.

Метод избыточной прибыли. При оценке патентов и лицензий, торговой марки, франшизы, имущественных прав используется, как правило, метод избыточной  прибыли.

Метод избыточной прибыли основан на расчете экономических выгод, связанных с получением прибыли за счет нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднего уровня.

Правило 25 %. За время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии.

При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет.

При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.

Метод экспертной оценки. Метод экспертных оценок - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Существует масса методов получения экспертных оценок.

В одних случаях с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, и потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов.

В других же - экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. При этом, число экспертов может быть фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения, а может расти в процессе проведения экспертизы. 

Необходимость проведения экспертной оценки предполагает следующие этапы подготовки работы экспертов:

1. Формулировка заказчиком, цели экспертного опроса (формулируется цель оценки ОИС). От точности формулировки цели оценки ОИС зависит эффективность и своевременность выполнения экспертами поставленной перед ними задачи.

2. Подбор заказчиком основного состава группы экспертов. Состав экспертов зависит от специфики оцениваемых  объектов. Эксперты должны быть специалистами в той отрасли, где осуществляет свою деятельность заказчик.

3. Разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного исследования опроса.

4. Разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации (вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов и иные методы статистики объектов нечисловой природы и других разделов прикладной статистики).

5. Формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты, утверждение заказчиком состава экспертной комиссии).

6. Проведение сбора экспертной информации.

7. Анализ экспертной информации.

8. Интерпретация полученных результатов и подготовка заключения для  заказчика.

9. Официальное окончание деятельности.

Предполагается, что коллективное решение вырабатывается группой, состоящей из N  - экспертов.

На первом этапе всем экспертам предъявляется один и тот же перечень возможных вариантов решения. Множество вариантов обозначим через X, а сами варианты обозначим -  x, y, z.

Второй этап работы заключается в формулировании критериев обработки  экспертных оценок. Основными процедурами обработки персональных экспертных оценок являются: ранжирование, нормирование, попарное сравнение и последовательное сравнение.

При ранжировании исходные ранги преобразуются сначала так, что ранг 1 становится n - м рангом и т.д., а ранг n становится рангом 1. По этим преобразованным рангам вычисляются суммы: 

М

RJ = Σ RJK   (41)

К=1

Где:

RJ - сумма преобразованных рангов по всем экспертам для  j - го фактора,

RJK - преобразованный ранг, присвоенный k - м экспертом j - му фактору,

М - число факторов.

Далее вычисляются веса факторов:

N

WJ = RJ / Σ R   (42)

J=1

Где:

WJ - средний вес фактора по всем экспертам;

j = 1-N - число факторов;

i = 1-N - число экспертов.

При нормировании исходные оценки, приписанные экспертами каждому фактору, выписываются с двумя значащими цифрами и преобразуются следующим образом:

 

M

WJK = ρKJ / Σ ρKJ    (43)

K=1

Где:

WJK - вес, вычисленный для j - го фактора на основании данных эксперта  k,

ρKJ - оценка, данная k - м экспертом j - му фактору.

При по парном сравнении определяются числа выборов фактора по всей матрице факторов [ƒKJ] и вес j - го фактора для k - го эксперта:

WKJ = 1/n ƒKJ    (44)

Средний вес j - го фактора по всем экспертам WJ подсчитывается так же, как при нормировании. При последовательном сравнении все подсчеты выполняются точно так же, как и при нормировании.

После получения WKJ  и WJ  проводится статистический анализ полученных данных. Он заключается в определении степени согласованности мнений всей группы экспертов по относительной важности рассматриваемых факторов. На базе анализа принимается решение о дальнейшем использовании ОИС.

Практика применения того или иного метода оценки разнообразна, тем не менее можно говорить о том, что доходный подход наиболее предпочтителен как для продавцов, так и покупателей ОИС, так как он базируется на оценке потенциальных выгод от использования ОИС.

 

 

 Заключение

Рынок интеллектуальной собственности является одним из самых динамичных рынков в условиях информационной экономики.  Несовершенство российского законодательства в сфере обмена интеллектуальной собственности, отсутствие, до недавнего времени, стандартов оценки ОИС, привели к формированию отношения ненужности объектов интеллектуальной собственности, оценки их как неэкономических объектов, неспособных влиять на эффективность экономической деятельности предприятий. В то время как во всем мире основную ценность активов фирмы составляют именно ОИС, Российские предприниматели не имеют навыков и знаний, позволяющих включать ОИС в экономически оборот.

Мне удалось рассмотреть в своей курсовой работе  сущностные признаки и характеристики не материальных активов, технологии оценки ОИС, которые позволяют в короткие сроки оценить эффективность затрат на их разработку, регистрацию, внедрение, покупку или продажу. Принятые стандарты по оценке ОИС, соответствуют мировым стандартам, что создает благоприятные условия для участия собственников в международном обороте ОИС и максимизации эффективности их использования.

 

 

Приложение 1.

Таблица 2.1

Классификационный признак

Вид лицензии

Объем передаваемых прав

  • Исключительная
  • Неисключительная (простая)
  • Полная
  • Сублицензия
  • Опцион

Наличие правовой охраны объектов промышленной собственности

  • Патентные
  • Беспатентные

Особенности государственных правовых норм

  • Добровольная
  • Принудительная
  • Открытая

Объекты промышленной собственности, являющиеся предметом торговли

  • Изобретения
  • Промышленные образцы
  • Товарные знаки
  • Фирменные наименования
  • Знаки обслуживания
  • Ноу-хау

Информация о работе Материальные и не материальные активы